08 декабря 2023 года в рамках Форума классных руководителей Забайкальского края состоялась работа площадки «Деятельность классного руководителя в условиях Образовательной Метавселенной». В работе приняли участие классные руководители образовательных организаций, кураторы студенческих групп СПО. Площадка проводилась в форме интерактивного лектория, очно. Также была возможность подключения с использованием дистанционных технологий.

В работе площадки были отражены теоретические и практические вопросы, преимущества и перспективы Образовательной Метавселенной, искусственного интеллекта.

Образовательная Метавселенная – конвергентное социокультурное пространство реальности повседневной жизни человека, обеспечивающей формирование и развитие личности на протяжении жизни во всех формах и видах деятельности человека. Метавселенная становится местом, где реальный и виртуальный миры пересекаются и дополняют друг друга, создавая новые формы коммуникации и взаимодействия. В рамках интерактивного лектория участникам предлагалось обсудить возможности использования технологий искусственного интеллекта для решения воспитательных задач в условия Образовательной Метавселенной.

Основным спикером, который познакомил участников форума с понятием «Образовательная Метавселенная» стала Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна, руководитель регионального «МЭО-центра», к.п.н. Она выступила с докладом на тему: «Образовательная Метавселенная как новое пространство развития личности».

Тема выступления Бальжит Балдандоржиевны непосредственно связана с теми изменениями, которые происходят в области цифровых технологий, кардинально меняют жизнь и непосредственно влияют на систему образования и воспитания подрастающего поколения. В своем докладе спикер обозначила понятие Метавселенной, глобальные вызовы времени, под влиянием которых формируются современные характеристики, современный стиль жизни (для всех стран), тенденции развития отраслей, в том числе и образования, стратегические направления в области цифровой трансформации образования, этапы развития высокотехнологичного обучения, научно-методическую модель современного образования. Докладчик также охарактеризовала нормативно-правовые акты, касающиеся правил применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, цифровой трансформации образования. В ходе выступления Бальжит Балдандоржиевна подчеркнула, что все современные вызовы и тенденции учитываются, и были разработаны конкретные стратегии с определенными показателями и сроками (достижение которых несомненно). Это задачи нашего времени, и необходимо смотреть чуть дальше, предвидя и используя возможности высоких технологий в системе образования, таких как искусственный интеллект и концепция Образовательной Метавселенной.

По вопросам использования технологий искусственного интеллекта в образовании выступило два спикера: Жамбалова Эмилия Чойжалсановна, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» с темой: «Искусственный интеллект в воспитании: вызовы и возможности» и Казакова Любовь Ивановна, проректор, директор ЦЦТО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» с докладом «Практическое использование технологий искусственного интеллекта для решения воспитательных задач».

Эмилия Чойжалсановна Жамбалова в своем выступлении описала искусственный интеллект, как область компьютерных наук, которая занимается созданием и разработкой систем и программ, способных выполнять задачи, требующие интеллектуальных способностей человека. Основная цель искусственного интеллекта заключается в создании машин или программ, способных мыслить, обучаться, принимать решения и решать сложные проблемы, сравнимые с теми, что решает человек. Современные технологии искусственного интеллекта активно внедряются в образовательный процесс. Они помогают не только автоматизировать рутинные процессы, но и обогатить учебный контент, сделать его более интерактивным и привлекательным для учащихся и педагогов. Спикер не только продемонстрировала, как можно использовать нейросети для обогащения учебного контента, на примере решения промпта для ChatGPT или YandexGPT, но и проанализировала их возможность и отличия.

В продолжении темы Любовь Ивановна Казакова изложила преимущества применения искусственного интеллекта в воспитательных задачах. Спикер пояснила, что результат выполненной задачи нейросетью зависит от того, на каком количестве примеров эта сеть обучена. Докладчик привела конкретные примеры применения искусственного интеллекта в воспитательных задачах. С точки зрения воспитательных задач это, конечно же, улучшение обратной связи и повышение эффективности воспитания. В настоящее время пока не существует продвинутых и средних сетей, существуют слабые, поэтому эти сети могут быть помощниками человека. На примере использования чат-ботов или intalent.proЛюбовь Ивановна продемонстрировала как из технологии можно сделать себе помощника, не ставя ее во главу угла. Также спикер показала, как с использованием сети gamma.app можно сделать презентацию.

Состоявшаяся работа интерактивного лектория признана всеми участниками плодотворной и полезной, рассмотренные вопросы касались концептуальных стратегических вещей образовательной Метавселенной и возможности использования технологий искусственного интеллекта для решения воспитательных задач.

 

Аналитик секции: Лескова Ю.А., методист РМЦ ДОД ГУ ДПО «Институт развития Забайкальского края».