16 апреля 2020 года состоялся межрегиональный вебинар по теме: «Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ» (с привлечением ассоциации дефектологов, логопедов и учителей предметников) в рамках реализации мероприятия «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в субъектах РФ».

Участниками вебинара стали руководители, заместители руководителей, педагоги, педагоги - психологи, специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения,ассоциации дефектологов, логопедов и учителей предметников Забайкальского края; специалисты Ставропольского края, Липецкой, Орловской, Амурской области.

           Открыла межрегиональный вебинар Дамбаева Б.Б., ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». В своём выступлении она выделила тенденции развития практики образования детей с ОВЗ в Забайкальском краем, отметив, что результатами деятельности практики инклюзивного образования являются разработанные и утвержденные нормативные основы для обеспечения права всех детей с ОВЗ на образование, необходимое комплексное психолого-педагогическое сопровождение. В системе образования Забайкальского края квалифицированное педагогическое сообщество организует сетевое взаимодействие для реализации пакета современных образовательных технологий и создание кластера лучших педагогических практик по реализации ФГОС и АОП ООО для детей с ОВЗ. Докладчик отметила, что Забайкальский край активно участвует в мероприятиях ФЦПРО, ГПРО и образовательные организации края работают в режиме стажировочных площадок разного уровня (федерального, регионального, институционального) с 2015 года.

На всероссийском симпозиуме с международным участием по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, который проводится в крае с 2010 года, педагогическая общественность имеет возможность в разных форматах представить свой опыт.

Перспективами образования обучающихся с ОВЗ является апробация и внедрение примерной адаптированной основной общеобразовательной программы в 5 классах. Забайкальский край входит в число регионов (21), образовательные организации которых являются федеральными экспериментальными площадками. В регионе определены 5 образовательных организаций, участвующих в этом проекте: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Читы, ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», МБОУ «Целининская средняя общеобразовательная школа», Краснокаменский район, ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат», МКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 10» г. Краснокаменска. В заключении Б.Б. Дамбаева отметила, что система образования в Забайкальском крае ориентирована на создание благоприятных условий для доступного и качественного обучения детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

В ходе вебинара были представлены следующие эффективные практики:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Читы (Янченко Наталья Ивановна, Попова Марина Геннадьевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе) представили опыт по реализации индивидуального подхода при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием электронных образовательных ресурсов. Педагоги считают, что такое обучение позволяет осваивать материал в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей при обучении и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями такое обучение открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями. О реализации модели непрерывной инклюзивной вертикали рассказала Дудкина Мария Вячеславовна, методист по инклюзивному образованию МБОУ СОШ №19 г. Читы. Педагоги и специалисты школы считают, что условием успешной социализации детей с ОВЗ на уровне основного общего образования является школьная, эффективно работающая инклюзивную модель с учётом реальных материальных, кадровых, административных возможностей и анализа ситуации в целом. Ресурсами модели непрерывной инклюзивной вертикали считают специально организованную ресурсную среду, нелинейное расписание и особый кадровый состав ОУ.

Глазунова Юлия Васильевна, заместитель директора по НМР ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» презентовала эффективные практики реализации АООП ООО для обучающихся с ОВЗ в очной и дистанционной форме. Такая работа в этой образовательной организации реализуется как системная в течение длительного времени. Накоплен положительный опыт, который педагоги демонстрируют на площадках симпозиума, конференций, стажировочных мероприятиях.

Ольховская Ольга Александровна, директор МАОУ «Целиннинская СОШ» представила опыт организации внутрифирменного обучения педагогического коллектива по проблемам реализации АОП обучающихся с ОВЗ в современных условиях. Также остановилась на вопросах обучения детей в условиях дистанционного обучения в сельской местности.

Фролова Мария Леонидовна, зав. кафедрой инклюзивного образования ГУ ДПО «Амурский институт развития образования» в своём докладе   акцентировала внимание на ресурсах для дифференциации образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях обновления образовательно-реабилитационной среды образовательных организаций.

В целом участники вебинара отметили, что   решение проблемы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребѐнка в общество. Поэтому так важно широко   презентовать эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ с целью их применения для достижения результатов.  

 Портнова Л.К., зав.
кафедрой психологии и коррекционной педагогики

 

Презентации:

Эффективные практики реализации ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ в Забайкальском крае
Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н.

 

Эффективные практики реализации АООП ООО для обучающихся с ОВЗ в очной и дистанционной форме в ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
Глазунова Юлия Васильевна–заместитель директора по НМР ГОУ «Забайкальский центр специального образования
и развития «Открытый мир»

Ресурсы для дифференциации образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (ГАУ ДПО «АмИРО») обновления образовательно-реабилитационной среды образовательных организаций, Кафедра инклюзивного образования

Ссылка на видео: посмотреть