Место проведения: г. Чита

Время проведения: 16 февраля, начало: 10:00

Модераторы: заведующая кафедрой педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» Кимова Светлана Зандараквна, к. п. н., доцент Дугаржапова Елена Дагбаевна, старший преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к. п. н

Аналитик: Полуэктова Вера Ивановна, методист Регионального модельного центра ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

Участники: педагоги родного языка, работники учреждений культуры, педагоги дополнительного образования детей

Присутствовало: 17 человек, с докладами выступило 13 человек.

В рамках Межрегионального научно-практического симпозиума «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи: проблемы и региональные практики» состоялся круглый стол по теме: «Развитие профессиональной компетенции учителя родного языка: управленческие и практические аспекты». Участникам были предложены для обсуждения следующие вопросы:

-       -  кадровые и организационно-методические условия преподавания родных языков, в том числе русского как родного;

-       - компетентностный подход в преподавании родного языка и родной литературы;

-       - региональные и управленческие практики в области этнокультурного и поликультурного образования;

-       - направления деятельности профильных кафедр региональных организаций ДПО по вопросам преподавания родных языков народов Российской Федерации.

В выступлении ректора ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к. п. н Гарднер Валерии Валерьевны освещены актуальные вопросы непрерывного профессионального развития учителя, внедрения в методическую работу образовательных организаций современную технологию - индивидуальный образовательный маршрут учителя.

Докладчик Клементьев Андрей Григорьевичглавный редактор научно-методического журнала «Вордскем кыл» («Родное слово») АУ УР «Издательский дом национальной прессы», доцент кафедры филологического образования и родных языков АОУ ДПО УР «Институт развития образования» акцентировал внимание на формировании культурологической компетенции обучающихся на занятиях родной литературы, а так же форсайте как средстве, дающего возможность учителю совершенствовать необходимые направления в образовательной практике.

Нимацыренова Елена Баировна, председатель комитета образования ГО «Поселок Агинское» поделилась ценным опытом о потенциале цифровой дидактики и практике работы в развитии профессиональных компетенций учителей родного языка образовательных организаций городского округа «Посёлок Агинское»

Меркушева Татьяна Николаевна, заместитель директора ГБОУ ДПО «Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования» рассказала о научно-методическом сопровождении учителей коми-пермяцкого языка в рамках внедрения обновлённых ФГОС и приобщении школьников к свободному применению второго языка в повседневной жизни, создании условий для естественного погружения в языковую среду, участии родителей и применении инновационных компьютерных технологий в процессе обучения детей коми-пермяцкому и русскому языкам.

    Асмондьяров Венер Надирович, доцент кафедры гуманитарного образования, ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», к. филол. н, Шайхисламова Зубаржат Фаниловна,доцент кафедры башкирского и других родных языков и литератур, к. филол. н, ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» в своей статье обозначили проблемы региональной ономастики с позиций когнитивной лингвистики, подчеркнули гносеологическую роль диалектного ономастикона, его функции как хранителя и транслятора специфического культурно-исторического и локально-этнического знания, поделились опытом составления атласа диалектов нового типа.

Содержание доклада ректораГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» Рабдановой Лхамы Раднабазаровны «Точки напряжения и пути решения вопросов научно-методического сопровожденияпреподавания родного языка: опыт Агинского Института повышения квалификации» отражало комплексный подход к развитию системы обучения бурятскому языку, а так же пути решения возникающих проблем в сохранении родного языка.

Выступление Улезько Игоря Николаевича, учителя родного русского языка Ровеньской СОШ Белгородской области посвящено роли учителя в приобщении к языковой культуре, формированию развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком.

В докладе Дымчиковой Гэрэлмы Геннадьевны аналитика по организационно-методическому сопровождению направления «Бурятский язык» МКУ «Центр мониторинга и развития образования» Комитета по образованию г. Улан-Удэ «Развитие этнокультурного образования в образовательном пространстве г. Улан-Удэ» проанализированы некоторые аспекты в решении этнокультурного образования в г. Улан-Удэ, продемонстрированы возможности открытия моноклассов, этноклассов, классов с углублённым изучением родного языка, создания монолингвальной языковой среды в детских дошкольных учреждениях.

Руководитель редакционно-издательского отдела ГБУ «Республиканский центр «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности», к. филол. н Цыцыкова Оюна Викторовна ознакомила участников круглого стола с деятельностью Центра, особенностями формирования тематического плана ГБУ РЦ «Бэлиг»,проведением региональной экспертизы учебной, учебно-методической литературы по родным языкам, порядком издания учебной, учебно-методической литературы.

        Цынгуева Дулмажаб Дугаржаповна, преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», канд. культурологии, Бальжурова Людмила Елизаровна, учитель бурятского языка и литературы МБДОУ №35 «Алые паруса» г. Улан-Удэ в своих выступлениях уделили внимание роли наставника в совершенствовании профессионального мастерства молодых педагогов.

В содержании доклада Намжиловой Елены Садоевны, проректора по научно-методической работеГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края «Цифровая образовательная среда как фактор развития профессиональных компетенций педагога» речь шла об информационно-образовательной среде (ИОС) – системе инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий, ИКТ-компетентности педагогов родного языка, цифровых рисках.

#ГодНаставника2023, #ГодПедагога2023, #Забайкальскийкрай, #ГодПедагогаНаставника, #ГПиН2023