20 октября 2022 года в рамках межрегионального научно-практического симпозиума состоялась презентационная площадка «Управленческие механизмы, обеспечивающие профилактику и преодоление рисков низких результатов».

Открыла работу презентационной площадки модератор Порш Л.А., доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.филос.н., она представила спикеров и далее выступила с докладом по теме «Переход к управлению на основе данных: новые направления анализа данных ГИА». В своем выступлении Людмила Александровна Порш представила новые направления анализа результатов оценочных процедур, так как использование аналитических материалов, раскрывающих значимость и содержание большого массива информации, является необходимым условием эффективности управления качеством образования. Для максимального применения результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР, НИКО и др.) специалисты центров оценки качества образования, управленческих структур, руководители общеобразовательных организаций должны понимать целевые установки проведения оценочных процедур, осознавать необходимость их интерпретации и применения при разработке управленческих решений. Векторами развития данного направления станут мониторинги количественных и качественных показателей оценочных процедур (количество обучающихся-участников; количество выбранных учебных предметов, их распределение в соотношении с профилем обучения, дальнейшим маршрутом получения профессионального образования, профессиональной адаптации и др.). На уровне общеобразовательной организации перспективным управленческим действием станет создание аналитической группы, которая будет заниматься не только сбором данных, но и комплексным анализом, обсуждением выявленных методических, педагогических, управленческих проблем, поиском причин их возникновения. На федеральном уровне с 2022 г. в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 01.09.2021 № Р-210 вводится мотивирующий мониторинг, компонентом которого станут общеобразовательные организации.

Аксенов Иван Михайлович, директор МОУ «Захаровская СОШ» Красночикойского района, куратор школы в рамках федерального проекта «500+», в докладе «Основные механизмы повышения качества образования в МОУ «Захаровская СОШ» представил эффективныемеханизмы управления школьным образованием, позволяющие добиваться стабильного качества образования. Иван Михайлович принимает участие в проекте «500+» в качестве куратора МОУ «Черемховская СОШ», проблемами которой является дефицит педагогических кадров, недостаточная предметная и методическая компетентность педагогов, высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности. Целенаправленная работа по преодолению проблем ведется путем разработки и реализации антирисковых программ, применения опыта работы других школ. Опыт работы МОУ «Захаровская СОШ» может быть интересен для школ с низкими образовательными результатами с точки зрения сложившейся и стабильно функционирующей системы управления качеством образования, позволяющей минимизировать риски школьной неуспешности.

В выступлении Сурина Игоря Вячеславовича, директора МОУ СОШ с. Домна Читинского района, куратора МОУ ООШ № 28 п. Яблоново по теме: «Кадровая политика школы как ресурс управления качеством образования» были представлены управленческие, методические, педагогические приемы и механизмы, позволяющие не столько предотвращать снижение образовательных результатов, сколько создавать условия для их повышения. При этом ведущим управленческим механизмом является системная работа по обеспечению стабильности педагогического состава, профессиональное развитие педагогов и управленцев, совершенствование организационной культуры. В качестве куратора школы И.В. Суриным был выбран путь, связанный с представлением лучших практик работы школы. МОУ ООШ № 28 п. Яблоново была оказана помощь в разработке концептуальных документов, составлении дорожной карты, проведении открытых заседаний предметных МО, семинара для ЗДУВР района по теме: «Новые подходы к организации образовательного процесса в условиях развития функциональной грамотности».

Заместитель директора по УВР МОУ «Ононская СОШ» Оловяннинского района Ольга Владимировна Киселева, куратор школы в рамках федерального проекта «500+», поделилась опытом участия школы в региональном проекте по теме: «Управление рисками снижения образовательных результатов обучающихся». Для повышения качества образовательных результатов были разработаны и использованы следующие механизмы управления качеством образования: 1. Построение внутришкольной системы объективной оценки качества подготовки обучающихся. 2. Создание службы адресной педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении. 3. Организация сотрудничества семьи и школы. Данные механизмы были подробно раскрыты. В качестве куратора докладчик работает в тесном сотрудничестве с Левановой Ю.П., ЗДУВР МБОУ «Степнинская ООШ». Рефлексивный анализ работы позволил определить позитивные факторы (осознание педагогами профессиональных дефицитов, адекватная оценка способов их компенсации, повышение мотивации учителей к профессиональному развитию, создание творческих объединений учителей и др.), максимально влияющие на изменение отношения педагогов, управленцев, педагогических сообществ к повседневной образовательной практике курируемой школы.

Управленческая команда МОУ «Шилкинская СОШ № 1» в составе Бухтояровой Светланы Васильевны, директора, Шляминой Светланы Анатольевны, заместителя директора по УВР и Ильиновой Ольги Борисовны, заместителя директора по ВР, осветила управленческий аспект достижения учебной успешности обучающихся. Благодаря большому объему, напряженности работы, проделанной педагогическим коллективом, управленческой командой школы по реализации программы «Повышение качества образования» сделаны следующие выводы: учебная успешность тесно связана с развитием мотивационной активности обучающихся. Практическое проявление мотивационной активности невозможно без овладения учебной деятельностью. Основу учебной деятельности составляет учебно-познавательный мотив. Создание условий для формирования, воплощения и развития познавательного мотива стало одним из приоритетных направлений работы школы.

После выступлений спикеров состоялось обсуждение проекта резолюции. От участников презентационной площадки поступили следующие предложения в проект резолюции: 1) организовать стажировки для управленческих команд сельских школ по проблематике преодоления рисков снижения образовательных результатов; 2) доработать и институционально закрепить показатели оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях.

Материалы

 

Степанова Н.В., доцент кафедры педагогики

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.