Симпозиумы
Аналитический отчет
- Подробности
-
Опубликовано: 26 марта 2022
24 марта 2022 года состоялся Межрегиональный научно-практический симпозиум «Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемственности поколений»
Цель симпозиума - открытое профессионально-общественное обсуждение современных теоретико-методологических, общественно-политических и методических вопросов сохранения исторической памяти и преемственности поколений, исторического образования в современной школе.
Организационные формы работы симпозиума: пленарное заседание, презентационные и дискуссионные площадки, круглый стол в дистанционном формате.
В рамках симпозиума была организована работа трех комнат.
Комната 1
Комната 1 была представлена организаторами в виде дискуссионной площадки:«Проблемы сохранения исторической памяти и преемственности поколений», где обсуждалась государственная политика по сохранению памяти - политика коммеморации.
В работе площадки приняли участие около сорока педагогов Забайкальского края из Приаргунского, Нерчинского, Дульдургинского, Шилкинского и других муниципальных районов.
В своем выступлении «Всероссийский проект «Без срока давности»: опыт реализации в Забайкальском крае» ст. методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» Л.Н. Фефелова подчеркнула важность участия педагогов во Всероссийских мероприятиях: Фестивале музеев и Конкурсе исследовательских проектов «Без срока давности» и обратила особое внимание на основные задачи, направления и сроки реализации конкурсов.
Работу дискуссионной площадки продолжил учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 п. Первомайский Шилкинского района О.Г. Веретельников по теме «Уроки патриотизма учителей истории Забайкальского края как средство воспитания гражданско-патриотических качеств современных школьников». Олег Геннадьевич отметил, что гражданско-патриотическое воспитание в школе является неотъемлемой частью учебного процесса. Цель этой работы – сформировать такую личность, которая будет неравнодушно и активно участвовать в жизни страны и общества, личность, для которой понятия “гражданин” и “гражданская позиция” не останутся пустым звуком. Кроме того, гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на развитие нравственности и патриотизма, чувства долга. На базе школы создан патриотический клуб «Память», участники которого инициируют восстановление и реставрацию памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны. В школе проводится много мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения: военно-спортивные игры «Ворошиловский стрелок», «Зарница»; создаются фильмы, альбомы, музейные экспозиции «По следам боевой славы», различные экскурсии.
Доклад О. С. Паздниковой, преподавателя русского языка и литературы ЧСВУ «Читинское суворовское училище МВД РФ», был посвящен подготовке курсантов Суворовского училища МВД России к Всероссийскому конкурсу сочинений «Без срока давности». Педагог считает, что в основе патриотического воспитания лежит воспитание чувств ребёнка, духовное осмысление событий Великой Отечественной войны. Наряду с этим Оксана Сергеевна познакомила учителей русского языка и литературы с практическими приемами работы над сочинением.
Виговская Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Зюльзя Нерчинского района предложила вниманию присутствующих сообщение по теме «Сохранение традиций и преемственности поколений средствами школьного музея «Бабушкина горница». По мнению педагога, практика работы в школе показывает недостаточность для воспитания личности традиционных форм и методов обучения при формирования ценностных ориентиров школьников. Обучение должно быть направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, на расширение возможностей выстраивания учеником и учителем индивидуальной образовательной траектории. В связи с этим широкое распространение находят новые приемы обучения "Погружение в историческую эпоху".
Соломинова Ирина Владимировна, преподаватель гуманитарных дисциплин ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса» представила доклад «Апробация методической разработки урока в формате Workshop по теме: «Е. Носов. Повесть «Усвятские шлемоносцы»: исторические параллели, фольклорные традиции и духовные смыслы произведения». Апробация методической разработки урока состоялась на базе ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса» (ЧТОТиБ) совместно с ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры» (ЗабКУК) и ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Мероприятие стало интенсивным учебным занятием, в котором приняли участие более тридцати студентов из ГПОУ «ЧТОТиБ» и ГПОУ «ЗабКУК». Данная разработка урока приобретает особую значимость в свете гражданско-патриотической деятельности, направленной на сохранение исторической памяти и преемственности поколений, а также воспитывает у обучающихся уважительное отношение к подвигу простых тружеников, земледельцев – защитников Родины.
Журавлева Лариса Бориса, преподаватель гуманитарных дисциплин ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», в своем выступлении раскрыла тему «Подготовка к конкурсу чтецов как способ формирования исторического мышления студентов системы СПО» и призвала учителей русского языка к активному участию в различных конкурсах, в том числе в конкурсе чтецов.
Светличных Надежда Михайловна, и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», актуализировала знания учителей русского языка и литературы о специфике жанров творческих работ участников регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
Бронникова Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы, представила учебно-исследовательский проект «В судьбе страны - его судьба».
Преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г. Читы Большакова Надежда Юрьевна обобщила опыт работы по подготовке школьников к ВКС «Без срока давности».
В завершение работы дискуссионной площадки учителями истории и русского языка были внесены предложения в резолюцию симпозиума: они рекомендовали активнее осуществлять интеграцию предметов литературы и истории в школьной практике. Итоги работы площадки подвела Л.Н. Фефелова, которая поблагодарила участников за плодотворную работу и пожелала им творческого развития.
Комната 2
Участники провели своё заседание в форме круглого стола: «Проблемы исторического образования современной школы и пути их решения». В его работе прияло участие более 40 педагогов из 10 районов края.
Модератор круглого стола: Соломин Павел Игоревич, методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». Он выступил с приветственным словом, обозначил темы обсуждений и пожелал успешной работы участникам круглого стола.
В работе круглого стола приняли участие заместители руководителей организаций общего образования, методисты, педагоги общеобразовательных организаций Забайкальского края.
В ходе работы обсуждались вопросы роли учителя в освоении исторического знания, формировании навыков функциональной грамотности и системы достижения образовательных результатов по истории: от проектирования замысла к его воплощению.
Первой выступила Солонько Александра Жановна, учитель МБОУ СОШ № 22 г. Читы. Она рассказала об ученических проектах, посвященных Великой Отечественной войне, памятным местам г. Читы и традициям народов Забайкалья.
Аюшиев Андрей Валентинович, учитель МОУ «Верхнешергольджинская СОШ» Красночикойского района, представил работу с картами смыслового чтения на уроках истории и обществознания и формированием на основе данных карт навыки функциональной грамотности.
Михайлова Ольга Анатольевна, преподаватель ФГКОУ «Читинское Суворовское военное училище МВД РФ», в своем выступлении затронула вопрос о необходимости непрерывного образования учителя истории, о реализации программы профессионального развития, формах повышения квалификации, а также об использовании полезных ресурсов в профессиональной деятельности.
Тема выступления Загидулиной Олеси Михайловны, учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 5 п. Карымское, касалась метода социального проектирования как одного из эффективных способов сохранения исторической памяти и преемственности поколений. В выступлении Олеси Михайловны были представлены социальные проекты, реализуемые обучающимися в п.Карымское совместно с Домом культуры и администрацией Карымского района.
Абраменко Андрей Александрович, учитель истории МБОУ «Гимназия № 21» г. Читы, познакомил с возможностями реализации образовательной программы как средства роста профессионального мастерства учителя истории. Наряду с этим он осветил задачи, которые стоят перед современным учителем, обозначил основные пути развития профессиональной компетентности педагога и роль наставничества как инструмента адаптации, повышения квалификации и закрепления в профессии.
Лаврентьева Елена Анатольевна, учитель истории МБОУ «Гимназия № 21» г. Читы, рассказала о своей деятельности над формированием функциональной грамотности на уроках истории и обществознания, о необходимости трансформации заданий, о важности формирования навыка работы с картой и навыков финансовой грамотности у обучающихся.
Бахметьева Елена Александровна, учитель истории МБОУ СОШ № 8 г. Читы, посвятила свой рассказ представлению экспозиций школьного музея истории, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла. Елена Александровна уверена, что участие обучающихся в создании экспозиций музея, в проектно-исследовательской работе вносит большой вклад в воспитание обучающихся, способствует сохранению исторической памяти и передачи ее последующим поколениям.
Кувардина Любовь Алексеевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 п. Забайкальск, сообщила об участии обучающихся МОУ СОШ № 2 п.г.т. Забайкальск в социальных акциях исторической направленности: автопробег «Дорога Памяти», митинг, посвященный Дню вывода войск из Афганистана, Всероссийским акциям («Окна Победы», «Гимн Российской Федерации» и др.) Любовь Алексеевна в своем выступлении подчеркнула, что участие в подобных воспитательных мероприятиях способствуют повышению у обучающихся учебной мотивации и формированию устойчивого интереса к предмету истории.
В завершение круглого стола Соломин Павел Игоревич поблагодарил участников за плодотворную работу, призвал делиться опытом и пожелал успешной работы и профессионального роста.
Аналитик: Пасынкова Е.В., методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Комната 3
Презентационная площадка «Исследовательская деятельность учителя и ученика в практике исторического образования», в которой приняло участие более 30 человек. 12 педагогов из 7 районов (Александрово-Заводского, Приаргунского, Нерчинского, Дульдургинского, Шилкинского, Петровск-Забайкальского) и 4-х городов (Борзя, Петровск-Забайкальского, Читы и Нерчинска) Забайкальского края выступили с докладами и сообщениями по следующей проблематике:
1) развитие российского движения школьников в Александрово-Заводском районе;
2) проблемы проектной и исследовательской деятельности на примере работы Читинского суворовского училища МВД России;
3) реализация проекта «Без срока давности» - опыт реализации в Забайкальском крае;
4) духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников посредством сотрудничества музеев как учреждений культуры с образовательными организациями Петровск-Забайкальского района и др.
5) научно-исследовательская работа: смысл и предназначение в профессиональной подготовке студентов-историков;
6) умения и навыки школьников в информационную эпоху.
Яркий отклик у присутствующих на площадке вызвало выступление Шестопаловой Тамары Анатольевны, зам. директора по УВР МБОУ Зоргольской СОШ им. Героя Советского Союза Назара Петровича Губина с кадетскими классами, по проблемам реализации гражданско-патриотического воспитания в условиях сельской школы с кадетскими классами.
Формы работы в области гражданско-патриотического воспитания на примере Российского движения школьников представила директор МОУ «Александрово-Заводской СОШ» Фалилеева Марина Васильевна. Данные формы являютсянеотъемлемой частью учебного процесса образовательной организации.
Педагоги и методисты Читинского суворовского училища МВД России представили результаты проектной и исследовательской деятельности в училище, а также технологию использования игровой деятельности на уроках истории по сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны и преемственности поколений.
Чуева Надежда Сергеевна, учительМБОУ «Средняя общеобразовательная казачья школа с. Знаменка», предложила вниманию присутствующих выступление «Роль музея «История забайкальского казачества» в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников». Докладчик представила опыт организации исследовательской деятельности на примере проектов отдельных учащихся.
Бахаева Наталья Анатольевна, учитель МБОУ СОШ п.Баляга Петровск-Забайкальского района, рассказала об организации работы над проектом «О социальном партнерстве на селе», выразила благодарность всем жителям села, которые поддержали её начинания в этом важном деле. Можно утверждать, что в ходе дальнейшей работы над проектомпроявилось такое явление, как государственно-общественное управление образовательной организацией.
Голенкова Любовь Фоминична, учитель историивМОУ СОШ № 3 г. Петровск-Забайкальский, в своём сообщении сумела передать формы сотрудничества муниципального музея и образовательной организации для достижения цели сохранения исторической памяти. Докладчик анонсировала мероприятия исследовательской и проектной деятельности, которые будут организованы в районе в связи с 200-летием восстания декабристов.
Климова Светлана Александровна, учитель истории МБОУ СОШ п. Холбон Шилкинского района, осветила основные направления деятельности музея в МОУ «Холбонская СОШ», в частности при создании музейных экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне.
Гунгаева Аягма Радножаповна, учитель русского языка и литературы МБОУ Дульлдургинской СОШ, заострила внимание присутствующих на вопросе рассмотрения исторических событий в произведениях литературы с целью формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.
Заслуживает особого внимания музейная деятельность в Борзинском районе, в частности, в средней общеобразовательной школе № 41 г. Борзя, с которой познакомил участников площадки учитель истории Сергей Анатольевич Тюкавкин. Он представил опыт организации аллеи славы, посвященной герою России Виталию Шамсутдинову и создания мемориала героям на территории школы.
Участники секции пришли к выводу о том, что необходимо развивать, преумножать усилия педагогов в данном направлении и способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности в области гражданско-патриотической тематики.
Аналитик: Степанова Н.В., доцент кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Пленарное заседание
Пленарное заседание симпозиума проходило в торжественной и приподнятой обстановке. С приветственным словом выступили и.о. министра образования Т.К. Клименко и ректор института – В.В. Гарднер.
На пленарном заседании прозвучали следующие доклады:
1.Стрелова О.Ю., профессор кафедры теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования, д.п.н. наук, профессор. Сохранение исторической памяти на примере песен о Великой Отечественной войне: педагогические проблемы патриотического воспитания в современной школе.
2.Мерцалов В.И., профессор кафедры истории Забайкальского государственного университета, д.и.н. Историческая правда и современность.
3.Зимирев Г.И., главный специалист комитета образования г. Читы, руководитель лаборатории управления развитием образования, председатель Забайкальского регионального отделения Российского общества социологов. Макросоциологические аспекты модернизации исторического образования в России в свете «вызовов 2020-х годов».
4.Кочеров Ю.А., методист истории и обществознанияинформационно-методического отдела изд-ва «Русское слово» (г. Москва). Реализация требований обновленного ФГОС и школьное историческое образование.
5.Романюк Л.Б., зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». Изменение содержания историко-обществоведческого образования в Российской Федерации: анализ примерных рабочих программ по истории и обществознанию.
6.Соломин П.И., методист кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 24 г. Читы. Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма.
7.Шойдокова Н.Ц., учитель истории и обществознания МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат». Технологизация образовательных практик на новом цикле методического сопровождения учителя.
В условиях вызовов и рисков современного глобального, быстро меняющегося мира, попыток фальсификации исторических фактов, что особенно очевидно накануне очередной даты Победы советского народа в Великой Отечественной войне, особую значимость приобрели вопросы, рассмотренные на симпозиуме.
Мероприятия симпозиума закончились принятием резолюции.