21 февраля 2022 г. в г.Чита (Забайкальский край) состоялся межрегиональный научно-практический симпозиум с международным участием «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы», работа которого проходила в рамках, объявленного президентом РФ Путиным В.В. Годом культурного наследия народов России.

В работе Симпозиума приняли участие сотрудники Министерства образования и науки Забайкальского края, специалисты ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края», руководители организаций общего образования, организаций высшего и среднего профессионального образования, методисты, педагоги общеобразовательных организаций, представители общественных организаций коренных народов Забайкальского края, специалисты учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, молодые ученые, аспиранты, магистранты, студенты Монгольской Народной Республики, Германии, Республики Казахстан, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Бурятия, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Иркутской, Ярославской области, Краснодарского края, г. Москвы, Иркутска - всего 413 человек.

Проблемное поле симпозиума включало следующие направления:

- преподавание родных языков народов РФ в образовательных организациях: новые подходы;

- интеграция науки и практики как условие повышения качества образования на родном языке;

- потенциал современной образовательной среды и лучшие практики обучения родным языкам;

- вопросы популяризации народного искусства и нематериального культурного наследия народов России;

- билингвальное образование в условиях поликультурного пространства образовательных организаций;

- этнорегиональная специфика и особенности воспитания и обучения родному языку в поликультурном образовательном пространстве;

- социокультурная и языковая идентификация личности обучающихся в поликультурной образовательной среде;

- цифровые образовательные ресурсы преподавания родных языков, в том числе русского как родного;

- родные языки и поликультурное воспитание как инструмент воспитания патриотизма и толерантности, профилактики экстремизма в области этноконфессиональных отношений.

В приветственных словах участникам симпозиума Шибановой Наталии Михайловны, зам. министра, начальника общего отдела Министерства образования и науки Забайкальского края, к.п.н., Будаевой Билигмы Батордоржиевны, заместителя руководителя - начальника управления социальной сферы Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края, к.г.н., Сыроватка Николая Васильевича, председателя Ассамблеи народов Забайкальского края, художественного руководителя Театра национальных культур «Забайкальские узоры», заслуженного артиста РФ, Сангина Эрика Ивановича, председателя организации «Забайкальская региональная общественная организация бурят», Гарднер Валерии Валерьевны, ректора ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н. - прозвучала ключевая мысль о том, что необходимо объединять усилия различных социальных институтов в процессе поликультурного воспитания детей и молодёжи, особое внимание обращая на изучение родного языка как основу культурных ценностей народа.

На симпозиуме работали разнообразные по содержанию и формам тематические площадки В работе пяти тематических площадок приняли участие около 323 педагогов.

Участники мастерской по проблеме: «Цифровизация в этнокультурном образовании и воспитании как условие развития бурятского языка и культур» имели возможность ознакомиться с опытом учителей и педагогов дополнительного образования по использованию цифровых ресурсов в области обучения бурятскому языку, развития бурятской речи детей и их воспитания, изучить ресурсы, используемые учреждениями культуры в условиях цифровизации. Спектр технологий и инструментов, которые были представлены в рамках мастерской, включал интерактивные формы обучения детей дошкольного возраста, инструменты Google для организации дистанционных уроков, технологии проектной деятельности, приложения и дидактические игры, возможности социальных сетей и мессенджеров. Состоялся конструктивный диалог преподавателей разных уровней системы образования, работников культуры, библиотеки, музеев.

Хакатон по созданию материалов, направленных на сохранение, развитие родных языков и нематериального культурного наследия народов России, представлял собой форум для разработчиков, во время которого педагоги сообща решали этнолингвокультурологичсекую проблему.

Целевой аудиторией методического кейса «хакатон» были учителя филологи, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях билингвальной либо полилингвальной образовательной среды, работники учреждений культуры, педагоги дополнительного образования детей. В процессе работы каждый участник имел возможность высказать своё мнение в подиумной дискуссии по проблемам изучения детьми родного языка, обсудить вопросы билингвизма, актуальные в современном поликультурном обществе. Прохождение квеста на знание истории, культуры, природы родного края позволило участникам не только проверить собственные знания, но и овладеть инструментами организации и проведения квеста, позволяющего заинтересовать обучающихся, содействовавать развитию потребности в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, умению взаимодействовать друг с другом, работать в команде.

Участники получили материалы для использования в практической деятельности, способствующие мотивации к изучению родного языка, ценностей культуры родного края. Было отмечено, что предлагаемый участникам кейс хакатон имеет модельный характер и может быть реализован (трансфер и валидация) на любом материале (образовательный, дидактический, развивающий и т.д.) в рамках культур региона. Кейс соответствует нормативно-правовым документам, регламентирующим образовательную деятельность на территории Российской Федерации, отражает идеи межкультурного образования, реализует современные представления о психолого-педагогических особенностях естественных билингвов

В процессе работы стажировочной площадки по популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов и этнических общностей были представлены, рассмотрены и обсуждены вопросы, раскрывающие разнообразие, палитру, богатство и ценность нематериального культурного наследия народов Забайкальского края, его роль и значимость в образовании и воспитания подрастающего поколения. Сыроватка Николай Васильевич, председатель Ассамблеи народов Забайкальского края, художественный руководитель Театра национальных культур «Забайкальские узоры», заслуженный артист РФ, представил видеоматериал о сохранении культурного наследия как приоритетного направления деятельности ГАУК «Государственный музыкальный театр национальных культур «Забайкальские узоры» на примере реализации Президентского грантового проекта по популяризации национальных культурных традиций «Народный календарь», который позволяет не только окунуться в мир традиций и обрядов русского народа, но и погрузиться в самую суть, познакомиться с гуляниями и традициями календарных праздников славянской культуры.

МКУК «Центр эвенкийской традиционной культуры» п.Верхние Усугли Тунгокоченского района ознакомил участников с особенностями эвенкийской культуры, их разнообразием и богатством, сохранившихся в геометрических, растительных, животных, информационных элементах, изображениях предметов быта, сооружениях, сакральных атрибутах. Большое внимание и интерес участников вызвали видеоматериалы из опыта работы педагогов и образовательных организаций Забайкальского края по сохранению и развитию культуры бурятского народа, семейских, казачества как фундамента духовно-нравственного воспитания обучающихся, Приднестровской Молдавской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского округа о методах, особенностях и специфике преподавания родных языков, использования форм средств музейной педагогики в процессе поликультурного воспитания обучающихся.

Участниками стендовой сессии «Лучшие практики в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей и молодёжи в контексте современных стратегий» были представлены лучшие практики в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей из опыта работы образовательных организаций Усть-Ордынского Бурятского округа, Республики Бурятия и Забайкальского края, которые , по мнению участников, могут быть рекомендованы и использованы в практике образовательных организаций.

В рамках круглого стола «Актуальные вопросы и задачи по сохранению народного искусства и нематериального культурного наследия», были обсуждены актуальные вопросы реализации этнокультурной политики администрации Агинского Бурятского округа, определены ключевые направления деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры, спорта, рассмотрены спектры развития родного (бурятского) языка и пути их решения; обсуждены вопросы по созданию реестра объектов нематериального культурного наследия бурятского народа, изданию уникального сборника песенного и фольклорного творчества бурят, расширению календаря спортивных соревнований и контингента участников по национальным видам спорта, вопросы подготовки и проведения всебурятского фестиваля «Алтаргана», который станет кульминацией сохранения и развития культурного наследия народов, проживающих на территории Забайкальского края.

На пленарном заседании симпозиума Шибанова Наталия Михайловна, заместитель министра, начальник общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края, к.п.н. раскрыла основные направления государственной политики по сохранению и развитию родных языков народов РФ, отметила значимость, актуальность Года нематериального культурного наследия народов России для системы образования Забайкальского края и сделала особый акцент на активизацию деятельности образовательных организаций по сохранению культурных и языковых ценностей своего народа.

Кудрявцева Екатерина Львовна, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», к.п.н., ознакомила участников симпозиума с основными направлениями деятельности Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» этнолингвокультурной направленности и представила краткий обзор инновационных продуктов деятельности института в сфере поликультурного образования.

Директор ФГБУ «Федеральный институт родных языков»,д.филол. наук, профессор, Маршева Лариса Ивановна раскрыла роль особенности и этнорегиональную специфику преподавания родных языков в условиях разнообразия языкового ландшафта регионов РФ.

Эрдэнэмаам С., профессор кафедры русского языка Социально-гуманитарного института Монгольского государственного университета образования, обозначил историю формирования и развития русского языка в Республике Монголия, ознакомил с состоянием и перспективами развития русского языка в образовательном пространстве Монголии.

Слесарь Марионелла Васильевна, директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»,к.п.н. в своем выступлении отразила основные направления многонационального образовательного пространства Республики Казахстан, особенности и специфику преподавания родных языков из опыта работы школ Республики Казахстан.

Проректор по НМР ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации Улитко Валерия Вячеславовна, представила вниманию участников модель обучения родному русскому языку в поликультурном образовательном пространстве Приднестровской Молдавской Республики, раскрыла основные параметры и пути достижения и повышения уровня методической компетентности учителями начальных классов образовательных организаций Молдавии.

Участники обсуждали проблемы, связанные с низким уровнем вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся в процессы сохранения и изучения родных языков; снижения языковой культуры, нехватку современных информационных ресурсов, ориентированных на школьников основной и старшей школы в процессе изучения родного языка; необходимости повышения уровня методической подготовки учителей родных языков и изучения имеющегося опыта в преподавании родного языка в основной и старшей школе.

В целом состоялось обсуждение актуальных вопросов развития и преподавания родных языков народов РФ, современных стратегий, технологий; определение потенциала лучших практик в их изучении и сохранении а также новые подходы в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей и молодёжи.