Межрегиональный научно-практический симпозиум с международным участием «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы»

 

Стажировочная площадка

по популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов и этнических общностей

 

21 февраля 2022 года в онлайн режиме состоялся Межрегиональный научно-практический симпозиум с международным участием «Родные языки народов России в системе образования и поликультурноговоспитания: потенциал, пути интеграции, новыеподходы», подготовленный ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», в рамках которого было проведено несколько треков.

Модератором стажировочной площадки по популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов и этнических общностей выступила Кимова Светлана Зандараевна, заведующая кафедрой педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», канд.пед.наук.

Сыроватка Николай Васильевич, председатель Ассамблеи народов Забайкальского края, художественный руководитель Театра национальных культур «Забайкальские узоры», заслуженный артист РФ, представил видеоматериал о сохранении культурного наследия как приоритетного направления деятельности ГАУК «Государственный музыкальный театр национальных культур «Забайкальские узоры» на примере реализации Президентского грантового проекта по популяризации национальных культурных традиций «Народный календарь».

Традиционные русско-народные календарные праздники: Ярилин день, Троица, Осенины, Илья Муромец, Рождество Христово позволяют не только окунуться в мир традиций и обрядов русского народа, но и погрузиться в их суть, познакомиться с гуляниями и традициями календарных праздников славянской культуры.

Социокультурный, образовательно-театральный проект, музыкальный спектакль-игра «Волшебный колодец сказок», реализуемый в рамках Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры РФ, создан по сюжетам известных русских народных сказок, которые объединяются общим повествованием, а сквозными персонажами выступают деревенские жители, дед, баба и приехавшие к ним на каникулы городские внуки Маша и Саша. Погружаясь в деревенскую, и одновременно сказочную жизнь, встречая на своём пути сказочных персонажей – заботливых Зайцев, своенравную Козу, упрямую Репку, артистичного Колобка –главные герои, а вместе с ними и юные зрители спектакля, находят выход из затруднительных ситуаций, учатся дружить, помогать нуждающимся, уважать труд. С особенностями русской культуры одинаково увлеченно знакомятся дети и взрослые разных национальностей.

Видеофильм «Когда река мелеет, идут к истоку», созданный и представленный Кузнецовой Мариной Викторовной - директором, и Чупровой Мариной Александровной – заместителем директора МОУ «Красночикойская СОШ №2», повествует о народно-бытовых особенностях культуры староверов. «Семейские» –яркая и древняя ветвь русского народа, крепость нравственных устоев, культ семьи и почитания старших, нравы, завидное трудолюбие, национальная одежда, обычаи и традиции. Необычный говор, красочные сарафаны и украшения, которые пожилые женщины носят по сей день, бережное хранение старины, обычаев и обрядов, все это привлекло взоры и внимание всех участников конференции.

Куфарова Ксения Александровна, специалист по жанрам творчества МКУК «Центр эвенкийской традиционной культуры» представила мастер-класс «Эвенкийский орнамент», продемонстрировавший особенности культурного наследия эвенкийского народа, сохранившиеся в геометрических, растительных, животных, информационных элементах, изображениях предметов быта, вооружения, сакральных атрибутов, и выполняющие при этом функцию украшения.

Интересными и познавательными стали мастер-классы по изготовлению мужского эвенкийского костюма, оберега, игрушки «Северная Снегурочка».

Санданжамсоева Баярма Цыреновна, зам. директора по НОО МОУ Средняя общеобразовательная школа с. Смоленка Читинского района раскрыла особенности бурятской народной игры «Шагаайнаадан». «Шагай наадан» – символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табанхушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд). Поэтому, так же называются стороны кости «шагай», и, прежде всего, важно запомнить, как выглядит и как называется каждая. Правила игры в «Шагай наадан» разнообразны и захватывающе интересны. В этой игре нет возрастных ограничений. Национальная бурятско-монгольская игра «Шагай наадан» входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. И это не просто народная забава, а целый пласт культуры, за которым стоит давняя история.

Матапова Саржина Владимировна, консультант отдела по национальным языкам и управления по сохранению и развитию национальной самобытности администрации Усть-Ордынского Бурятского округа рассмотрела родной язык, как фактор формирования этнической культуры. Она отметила, что проблема сохранения языков малых народов, по мере углубления процессов полиэтнизации в последнее время решается, а возникающие при этом сложности преодолеваются, ведь в Стратегии государственной политики РФ первым в числе основных вопросов, на решение которых направлено внимание государственных и муниципальных органов, называется сохранение и развитие культури языков народов РФ, укрепление их духовной общности.

Народным логоритмическим играм как средству обучения родному языку было посвящено выступление Цыденовой Ханды Гунсоновны, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики». В основе таких игр лежит логоритмика: комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей, используется и как самостоятельный метод при изучении языка, и как часть занятия. Логоритмические игры сочетают в себе движения, речь и музыку. Во время игры у детей, изучающих родной язык, улучшается чувство ритма, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух.

Выступление Брославской Нины Константиновны, учителя молдавского языка и литературы МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа №15» Тираспольской области» Преднестровской Молдавской Республики по теме «Молдавский официальный язык в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы» вызвал особый интерес. Употребляемый на территории Республики Молдова язык под названием «молдавский» опирается на литературный стандарт, идентичный румынскому: орфография, алфавит, синтаксис идентичны. В то же время разговорная форма языка, распространенная в Республике Молдова, отличается от румынской за счет особенностей произношения и интонации. Наличие большого числа заимствованных славянских регионализмов также отличает румынский язык на данной территории. В настоящее время государственный язык Молдавии – «молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики» (согласно ст. 13 Конституции Республики Молдова), идентичный литературному румынскому языку Румынии. Поэтому проблема молдавского официального языка в образовании имеет огромное значение, ибо в стране существуют территориально различающиеся варианты одного языка, что делает их исконно разными языками.

«Тропою предков». Так назвала свое выступление Очирова Мария Иннокентьевна, учитель родного языка МОУ «Верхнешергольджинская СОШ» Красночикойского района, которая занимается не только преподаванием бурятского языка, но и считает важным передать колорит бурятской речи подрастающему поколению, чтобы дети с малых лет знали родной язык, обычаи предков.

Приобщение школьников к самобытной культуре народов ханты и лесных ненцев Куклина Маргарита Павловна, воспитатель интерната МБОУ «Варьеганская ОСШ» Ханты-Мансийского автономного округа-Югры осуществляет через работу школьного музея. Внеурочная краеведческая деятельность обогащает знания учащихся доступными для понимания сведениями о жизни и быте народов Севера, концентрирует внимание на их традициях, обрядах, обычаях, знакомит с основными этапами развития и отличительными особенностями национальной литературы ханты, манси и ненцев как уникального и самобытного явления, включает в активную творческую деятельность, направленную на создание декоративных изделий (народные промыслы) и самостоятельных творческих литературных произведений.

Подводя итоги работы стажировочной площадки, модератор С.З. Кимова отметила, что все общеобразовательные учреждения и учреждения культуры нашей родины и за ее пределами проводят мероприятия различных уровней – конкурсы диктантов, сочинений на родном языке, спектакли, учебные и внеклассные занятия, мастер-классы, соревнования, встречи, конференции, выставки, недели родного языка, тематические праздники, утренники и т.д., ставя перед собой и молодым поколением главную задачу: сохранить родную речь. Как это сделать в условиях современной действительности? Через преемственность поколений, семью, близость к истокам и истории своего народа. Этнос создал язык для общения и познания мира, на основе языка возникла и развивается его культура, в которой воплощены смысл жизни народа, его мировоззрение, его назначение в созвездии мировой цивилизации. Поэтому мы должны уберечь родной язык от исчезновения, сохранить его не только для подрастающего поколения, но для будущих поколений.