в рамках Межрегиональногонаучно-практическогосимпозиума смеждународным участием

«Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы»

 Участники: всего 223

Агинский район – 69

Могойтуйский район – 68

Дульдургинский район – 50

ГО п. Агинское – 26

Республика Бурятия – 5

Иркутская область – 5

 21 февраля 2022 года в рамках Межрегионального научно-практического симпозиума с международным участием «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы» состоялась мастерская «Цифровизация в этнокультурном образовании и воспитании как условие развития бурятского языка и культуры». В работе мастерской приняли участие Будаева Б.Б., заместитель руководителя Администрации Агинского Бурятского округа, Балдоржиева Р.М., начальник отдела социального развития, Рабданова Л.Р., ректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края». Всего в работе мастерской приняли участие 223 педагога бурятского языка ДОО и ОО, педагогов дополнительного образования, работников учреждений культуры. Модератором мастерской выступила Жамбалова Э.Ч., проректор по научно-методической работе Агинского ИПК.

Участники мастерской имели возможность познакомиться с опытом учителей и педагогов дополнительного образования по использованию цифровых ресурсов в области обучения бурятскому языку, развития бурятской речи детей и их воспитания, изучить ресурсы, используемые учреждениями культуры в условиях цифровизации. Спектр технологий и инструментов, которые были представлены в рамках мастерской, включал интерактивные формы обучения детей дошкольного возраста, инструменты Google для организации дистанционных уроков, технологии проектной деятельности, приложения и дидактические игры, возможности социальных сетей и мессенджеров. Состоялся конструктивный диалог преподавателей разных уровней системы образования, работников культуры, библиотеки, музеев. В рамках тематической мастерской были представлены 12 докладов:

Рабданова Лхама Раднабазаровна,ректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» в своём докладе «Этнокультурное образование в Агинском Бурятском округе: современное состояние и перспективы развития в условиях цифровизации»раскрыла принципы работы, проблемы, механизмы, условия, основные меры и направления развития бурятского языка в Агинском Бурятском округе.

 

Гармаева Октябрина Балдановна, педагог дополнительного образования МАДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» ГО «Посёлок Агинское» в докладе «Интерактивные формы взаимодействия детского сада с семьями при обучении родному языку»обозначила необходимость решения проблемы развития бурятского языка с раннего дошкольного возраста. Отметила, что первостепенной задачей дошкольного образовательного учреждения является вовлечение родителей в педагогический процесс, так как семья - это главный центр воспитания в народной педагогике, это уникальная и неповторимая среда для развития личности и овладения родным языком. Цифровые образовательные ресурсы и информационно-компьютерные технологии прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

 

Жамбалова Цымжидма Базаргуруевна, заведующая МДОУ «Челутайский детский сад «Тополёк» Агинского района выступила с докладом«Обучение детей дошкольного возраста родному языку через использование электронных дидактических игр», и отметила, что на современном этапе развития общества вопрос обучения языкам явлется актуальной проблемой дошкольного образования. Зачастую практикуется двуязычное обучение в детском саду, которое предполагает практическое овладение ребёнком бурятским и русским языками, как основными средствами общения. За 2 года дистанционного обучения в МДОУ «Челутайский детский сад «Тополёк» создал электронные, интерактивные игры: «Пять драгоценных животных» («Табан хушуун мал»), «12 закадычных друзей» («12 эжэлнүүд»), «Лунный календарь» («Монгол hарын толи»), «Золотая чаша» («Алтан hаба»), «Волшебный сундучок» («Шэдитэ ханза»). Работа с ними вызывает у детей огромный интерес и помогает улучшить показатели диагностики владения бурятским языком. Данные игры созданы с целью обогащения и закрепления знаний по бурятскому языку, они помогают активизировать словарный запас, совершенствовать диалогическую речь, внимание, мышление, память;воспитывать у детей любовь к родному народу, уважение к старшим и культуре своего народа.

 

Балжирова Дарима Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Агинская СОШ №1» ГО «Посёлок Агинское» в докладе «Дистанционный урок бурятского языка с использованием инструментов Google» поделилась опытом работы дистанционного образовательного процесса в АСОШ №1, где выстроена единая платформа с применением сервисов Google – Google-Gmail, Google-Мееt,  Google-календарь, Google-диск, Google-формы и т.д. Проведение видеоконференций обеспечивается сервисом Google-Мееt – инструментом, предназначенным для  онлайн-уроков, видеоконференций. Докладчик отметил, что инструменты Google предоставляют широкие возможности для проведения уроков по любым школьным предметам, в том числе по бурятскому языку.

 

Цыденешиев Тумэн Кимович, Доржипаланова Баирма Доржиевна, учителя технологии МАОУ «Агинская СОШ № 1» ГО «Посёлок Агинское» в докладе «Реализация этнокультурного содержания образования через проектно-исследовательскую деятельность» поделились опытом организации проектно-исследовательской деятельности Агинской средней общеобразовательной школы №1, имеющей статус ресурсного центра внедрения этнокультурного содержания в образовательный процесс. Реализация этнокультурного образования в школе и созданные ресурсы: кадровые, методические, материальные – позволяют не только сохранить интерес к своей родной речи, культурным ценностям народа, но и изучать его творчески, развивать и обогащать культурное наследие. В рамках деятельности ресурсного центра по сохранению и трансляции этнокультурных ценностей реализуются инновационные проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие личности. Школа принимает участие в реализации этнокультурных проектов, являющихся инструментом развития и оценки планируемых результатов. Особый интерес у участников вызвал мастер-класс Цыденешиева Т.К.по изготовлениюташуура.

 

Галсанова Ирина Олеговна, учитель бурятского языка МАОУ «Могойтуйская СОШ №3» Могойтуйского района выступила с докладом «Использование приложения MyHeritage на уроках родной бурятской литературы как средство формирования духовно-нравственного воспитания обучающихся». MyHeritage («Моё наследие») — семейно-ориентированная социальная сеть и генеалогический сайт, который позволяет зарегистрированным участникам создавать собственные семейные веб-сайты, обмениваться фотографиями и видео, организовывать семейные праздники, создавать родовые древа и искать предков, производить генеалогические ДНК-тесты. Рассказала о принципе работы приложения и отметила, что данный инструмент может быть применён в образовательном процессе с целью формирования гражданственности и патриотизма, уважения к семейным ценностям и традициям как основы воспитания учащихся.

 

Жамбалдоржиева Цыцык Дашиевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Таптанайская СОШ» Дульдургинского района в докладе «Цифровые ресурсы как механизм интеграции национальной культуры в содержание предметных областей» рассказала об опыте работ Мархоевой Н.К., учителя технологии и Дармаевой С. Д., учителя информатики. Школа поделилась опытом работы культуроведческого наполнения учебной программы этнокультурным компонентом. Которое создаётся путём интеграции национальной культуры в содержание учебных предметов посредством цифровых ресурсов, что усиливает мотивационную сторону, содействует нравственному воспитанию, повышению образовательного уровня, творческих способностей. Пропаганду ценности национальной культуры даёт ей возможность функционировать как мощному фактору обучения и воспитания.  

 

Раднабазарова Цыцыгма Одоновна, педагог дополнительного образования МАУДО «Агинский Дом детского творчества им. И.Д. Кобзона» представила опыт по теме «Развитие этнокультурной компетентности школьников в условиях цифровизации дополнительного образования». Отмечено, чтосовременность диктует свои условия и в сфере дополнительного образования. Перевод осуществления различных мероприятий в онлайн-режим потребовал иных способов подачи материала и методик вовлечения детей и взрослых. «Сохраняя культурное наследие бурятского народа в условиях цифровизации дополнительного образования через конкурсы, онлайн занятия мы не забываем и о том, что нужно оградить детей от большого влияния информационных технологий, появления зависимости от гаджетов, поэтому с детьми проводятся беседы о безопасности в Сети интернет, о киберпреступности, также мы проводим консультации с родителями», - отметила Цыцыгма Одоновна.

 

Батуева Янжима Цывановна, методист ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» «Бурят-монгольская письменность – культурное наследие бурятского народа» в своём докладе отметила, чтобурят-монгольская письменность и искусство каллиграфии являются уникальным явлением, ценным культурным наследием с богатой многовековой историей. Традиционная письменность служит духовному единению и солидарности бурятского народа, проживающего в различных регионах России и других странах. Она сохранила мудрость, сильный дух нашего народа и символизирует естественную красоту родного языка.

 

Cультимов Баир Баторович, старший научный сотрудник ГУК «Агинский национальный музей им. Г. Цыбикова» в докладе «Развитие родного языка и культуры: способы цифровизации музейной деятельности» подчеркнул, что в период эпидемиологических ограничений цифровизация музеев представляется особенно актуальной. В сложившихся обстоятельствах одной из первостепенных задач стала выработка инновационных, в том числе дистанционных, форм музейной и образовательной деятельности, выполняющих социально значимые функции идентификации, социализации и инкультурации населения. Современный цифровой музей с помощью новейших технологических методик демонстрации и трансляции культурно-исторических ресурсов позволяет «сформировать у новых поколений правильное и граждански ответственное видение мира». Оцифровка коллекций не только способствует их популяризации среди посетителей, но и облегчает межмузейное взаимодействие сотрудников разных учреждений. Широкое применение цифровых технологий позволяет расширить контингент наших посетителей и открывает новые горизонты для развития бурятского языка и культуры.

Цынгеева Чимита Батомункуевна, главный методист ГУК «Агинская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано» представила доклад по теме «Краеведение: новые смыслы, вызовы, идеи и практики». Смысл краеведения - в восстановлении полной и подлинной истории, а также в сохранении, изучении культуры и быта, определяющих ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ данной местности. Изучать свой край нужно не только в его прошлом, но обязательно ещё и в настоящем, и в будущем. Сегодня мы акцентируем внимание на том, как важно приобщение к регулярному чтению в раннем детстве, как расширяет кругозор ребёнка чтение литературы не только на русском языке, но и на родном, бурятском языке. Стимулом для воспитания души, установления прочных родственных связей является семейное чтение. Главная задача бибиотечного литературного краеведения в том, чтобы произведения писателей-земляков, живших в разное время на Агинской земле, не были преданы забвению. Проведение поэтических вечеров, презентаций книг, юбилейных литературных и краеведческих часов, путешествий по книгам, конкурсов литературных эрудитов, часов новой книги - стали доброй традицией работы библиотеки им. Ц.Жамцарано.

Лыгденова Зоя Жамсаевна, аспирант ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова» представила опыт по теме «Социальные сети как ресурс обучения бурятскому языку». В ходе выступления отмечены особенности социальных сетей ВКонтакте и Инстаграм, представлен опыт ведения аккаунтов, посвящённых изучению бурятского языка.

В ходе работы мастерской участники заполняли Рабочую тетрадь участника, в которой отметили высокий уровень удовлетворённости содержанием - 97,9 % «полностью удовлетворены», 1 участник – «частично удовлетворён». Отметили, что обучение на расстоянии стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование дистанционных образовательных технологий стимулирует педагогов к самообразованию, поиску и освоению новых цифровых ресурсов, к взаимодействию с учащимися. В условиях цифровизации для развития этнокультурных компетенций детей действенным средством развития и воспитания является вовлечение детей в проектную, поисково-исследовательскую деятельность, грамотная организация учебно-воспитательного процесса. Дети, принимая участие в онлайн-конкурсах, проектной деятельности, развивают такие личностные качества, как самостоятельность, креативность, инициативность, лидерство.Реализация этнокультурного образования в школе позволяет не только сохранить интерес к родной речи, культурным ценностям народа, но и изучать его творчески, развивать и обогащать культурное наследие. В рамках деятельности по сохранению и трансляции этнокультурных ценностей реализуются инновационные проекты, направленные на духовно-нравственное воспитание и художественно-эстетическое развитие личности. Бурятский язык сегодня – это важнейший инструмент единения соотечественников, основа культуры, многовековых национальных традиций, бесценное историческое достояние. Таким образом, в рамках мастерской представлен широкий спектр информационных возможностей, электронных образовательных ресурсов, современных подходов в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей и молодёжи.

 

Аналитики:

Балдандоржиева Е.Н., старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»;

Дашинимаева А.Б., преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края».