«Лучшие практики в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей и молодёжи в контексте современных стратегий»: межрегионального научно-практического симпозиума с международным участием «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания Забайкальского края» потенциал, пути интеграции, новые подходы»

 КОМНАТА 4

Модератор: Намжилова Елена Садоевна, старший методист ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы

Аналитик: Полуэктова Вера Ивановна, методист регионального модельного центра ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

Болотова Галина Цырендашиевна, старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»

Участники: учителя русского, родного языков и иностранных языков; педагогические работники курирующие вопросы воспитания; работники учреждений культуры.

В работе стендовой сессии приняли участие 30 педагогов из Республики Бурятия, присутствовало 27, выступило 9.

Открывая работу стендовой сессии модератор Намжилова Елена Садоевна, старший методист ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», обратила внимание на определении международного десятилетия языков коренных народов на 2022-2032 годы на основе Распоряжения Правительства РФ от 09.02.2022 года.

Шагланов Зоригто Сергеевич, учитель бурятского языка и литературы ГОБУ ИО «Усть-Ордынская гимназия-интернат» в своем докладе раскрыл проектный и сквозной подходы в поликультурном воспитании и обучении подрастающего поколения в условиях Усть-Ордынской гимназии-интерната. Открытые в рамках проекта «Байкальские ростки» творческие мастерские, курсы внеурочной деятельности, созданные интерактивные средства эффективно решают задачи поликультурного воспитания.

Интерес участников вызвали доклады Дашиевой Даримы Батуевны, старшего воспитателя экспериментальной площадки БРИОП - МАДОУ детский сад №52 «Ая-ганга» и Ефимовой Анастасии Иннокентьевны, старшего воспитателя МБДОУ № 97 г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, где была представлена комплексная работа погружения дошкольников в монолингвальную, развивающую речевую среду через реализацию авторских парциальных программ.

Бронникова Светлана Викторовна, директор казачьей школы с.Знаменка Нерчинского района остановилась на условиях духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих культуру казачества. Компонент казачьего образования осуществляется через урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Участники высоко оценили опыт Гунгаевой Аягмы Раднажаповны, учителя русского языка и литературы МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа» по формированию поликультурных умений средствами русской родной литературы. Учитель разрабатывает содержание рабочей программы на сопоставлении, анализе текстов русской и бурятской литературы. Разработана номенклатура поликультурных умений школьников.

Видео-доклад Дармаевой Виктории Анатольевны, учителя эвенкийского языка МОУ «Тупикская СОШ» Тунгиро-Олекминского района содержал технологии музейной педагогики.

Этнопедагические аспекты воспитания младших школьников в сельской местности были рассмотрены Бадагуевой Валентиной Ивановной, учителем начальных классов МБОУ «Тарасинская СОШ» Боханского района, Иркутская область в рамках реализации авторской программы «Национальная культура». Она подчеркнула значимость деятельности разновозрастных коллективов с родителями и старшим поколением в созданных центрах на селе.

Ольхеева Инга Вячеславовна, учитель бурятского языка МОУ «Корукская СОШ» Эхирит-Булагатского района остановилась на моделировании образовательной деятельности для развития творческих компетенций личности обучающихся. Как поликультурные явления сельской школы отмечены месячники, конкурсы, кружки, использование технологии диалога культур. Учитель является соавтором УМК «Буряадхэлэн» для школ Иркутской области.

Намжилова Елена Садоевна отметила ключевые моменты, рассмотренные на сессии: использование интерактивных цифровых технологий, создание речевой среды в ДОО Республики Бурятия, развитие поликультурного воспитания. Елена Садоевна показала возможности Региональной Электронной платформы для изучения бурятского языка http://regedu.ru/

В целом, участниками стендовой сессии отмечено, что были представлены действительно лучшие практики в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей, они могут быть использованы в практике других образовательных организаций. Итоговая рефлексия показала 100% удовлетворенность полученными ценными знаниями.

Были внесены предложения в резолюцию конференции:

  1. Широко использовать возможности ЦОС в обучении родному языку.
  2. Создать совет по экспертизе методических разработок и размещении их на РЭП.
  3. Масштабировать лучшие практики в области преподавания родного языка, поликультурного воспитания детей.

 

Аналитик:

Болотова Г.Ц., старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края»

 Аннотация: в работе стендовой сессии представлены актуальные для многонационального общества Забайкальского края вопросы сохранения этнокультурного многообразия в контексте реализации государственной национальной политики. На основе анализа нормативных, методических, дидактико-педагогических материалов, определяющих основные принципы и содержание национальной политики и воспитания подрастающего поколения, раскрываются особенности культурных компонентов в условиях институциональной и ресурсной среды, обосновывается вывод о наличии комплекса рисков, формальных и неформальных практик осуществления мероприятий политики по сохранению культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов и этнических общностей.

В стендовой сессии приняли участие педагоги из образовательных организаций Забайкальского края, Иркутской, Тюменской, Ярославской областей, Республики Бурятии.

1.Шагланов Зоригто Сергеевич, учитель бурятского языка и литературы ГОБУ ИО «Усть-Ордынская гимназия-интернат», Иркутская область «Поликультурное воспитание и обучение подрастающего поколения в условиях Усть-Ордынской гимназии-интерната»

2.Дашиева Дарима Батуевна, учитель родного языка МАДОУ детский сад №52 «Ая-ганга», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия «Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами бурятского фольклора»

3.Дармаева Виктория Анатольевна, учитель эвенкийского языка МОУ «Тупикская СОШ» Тунгиро-Олекминского района «Эвенкийская народная культура в образовательном пространстве МОУ «Тупикская СОШ» Тунгиро-Олекминского района»

4. Ефимова Анастасия Иннокентьевна, учитель родного языка МБДОУ № 97 г. Улан-Удэ, Республика Бурятия «Восприятие бурятской речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях частичного погружения в речевую среду»

5. Карпенко Лариса Ивановна, учитель мансийского языка МБОУ «Нижнеарыкарская СОШ», Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югры Реализация «Концепции изучения родному языку, литературе КМНС»

6.Бронникова Светлана Викторовна, директор МОУ «Знаменская СОШ» Нерчинского района «Культура казачества как фундамент духовно-нравственного воспитания школьников»

7.Бадагуева Валентина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Тарасинская СОШ» Боханского района, Иркутская область «Этнопедагические аспекты воспитания младших школьников в сельской местности»

8.Ольхеева Инга Вячеславовна, учитель бурятского языка МОУ «Корукская СОШ» Эхирит-Булагатского района, Иркутская область «Совершенствование и развитие творческих компетенций личности обучающихся в поликультурных условиях сельской школы»

9. Киселева Наталья Витальевна, канд.культурологии, доцент кафедры общего образования ГУ ДПО «Институт развития образования Ярославской области» «Информационно-методическое сопровождение преподавания родного (русского) языка в Ярославской области»

10.Гунгаева Аягма Раднажаповна, учитель русского языка и литературы МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа» «Формирование поликультурных умений средствами литературы»