18 ноября 2021 года в рамках инновационной сессии была организована площадка «Оценка системы организации воспитания обучающихся как механизм управления качеством образовательной деятельности». В ее работе в дистанционной форме приняли участие 95 педагогов, среди которых специалисты Министерства образования и науки, директора, заместители директора по воспитательной работе, классные руководители общеобразовательных школ.

Модератор Кимова С.З., заведующий кафедрой педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края, канд.пед.наук., представила всех участников площадки.

В выступлении Владимировой А.Э., главного специалиста-эксперта отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки, были раскрыты организационные и содержательные основы мониторинга системы воспитания обучающихся.

Ею было отмечено, что в Забайкальском крае с 2014 года реализуется Государственная программа «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы» (подпрограмма «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей»), а с 2021 года - Концепция региональной системы управления качеством образования Забайкальского края на период с 2021 по 2024 годы. Наряду с этим приняты меры по обновлению содержания программы воспитания, внедрению новых форм и методов в реализации воспитательного компонента ФГОС и др.

Важной составляющей обновления системы воспитательной работы стало включение в образовательные программы всех уровней образования рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Владимирова А.Э обратила внимание на то, что до 1 сентября 2021 г. все образовательные программы должны были быть приведены в соответствие с положениями Закона об образовании (статья 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ "О внесении изменений в Закон об образовании по вопросам воспитания обучающихся"), а рабочие программы воспитания подлежат обязательному размещению на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. По предварительным итогам проведенного мониторинга внедрения программ воспитания образовательные организации только 12 муниципальных районов и 4 городских округов привели в соответствие образовательные программы

В целях создания единого воспитательного пространства Министерством просвещения Российской Федерации рекомендовано использовать примерный календарный план воспитательной работы как федеральный компонент календарных планов воспитательной работы образовательных организаций всех уровней образования. Календарные планы воспитательной работы также подлежат обязательному размещению на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

В настоящее время Министерством образования и науки Забайкальского края совместно с ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» начата работа по разработке проекта Концепции развития системы воспитания обучающихся в Забайкальском крае.

Все предпринятые меры предполагают своевременную оценку их эффективности. В связи cэтим в образовательных организациях Забайкальского края проводится мониторинг в соответствии с регламентом проведения мониторинга эффективности системы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях Забайкальского края, целью которого является обеспечение достоверной и объективной информации о состоянии системы воспитания обучающихся в образовательных организациях Забайкальского края для принятия обоснованных управленческих решений.

Названным мониторингом предусмотрена система показателей, которая в настоящее время еще дорабатывается, и после прохождения соответствующей экспертизы будет утверждена в установленном порядке. Представлены базовые показатели 2020/2021 учебного года, предполагается, что до 2023 года достижение вышеуказанных показателей будет обеспечено на 100 %.

Особое внимание на наличие региональных показателей мониторинга (по развитию социальных институтов, по развитию детских общественных объединений; по обновлению воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций; по обеспечению физической, информационной и психологической безопасности; по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся; по учету несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха; по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; по поддержке обучающихся, для которых русский язык не является родным) и их содержание обратила Кимова С.З., в выступлении по теме «Содержательные основы организации системы воспитания обучающихся».

Степанова Н.В., и.о. доцента кафедры педагогики, канд.пед.наук, представила результатымониторинга эффективности системы воспитания и социализации обучающихся, проведенного в период с 26 мая по 15 июня 2021 года в общеобразовательных организациях Забайкальского края на платформе «zabedu.ru». Цель мониторинга: обеспечение достоверной и объективной информации о состоянии системы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях. Мониторинг проводился по трем группам критериев и показателей: Группа 1. Создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективность системы воспитания и социализации обучающихся; группа 2. Меры, мероприятия (события) системы организации воспитания в общеобразовательных организациях муниципального образования; группа 3. Разработка и внедрение современных форм повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в области компетенций, связанных с осуществлением работы по воспитанию и социализации за период с 2019-2021 гг. Далее по каждой группе критериев и показателей были приведены полученные в ходе мониторинга данные.

Итогом проведенного мониторинга стали выводы и рекомендации:

по развитию социальных институтов воспитания, связанные с разработкой и реализацией комплекса мер по совершенствованию системы организации воспитания обучающихся по «западающим» направлениям, оказание адресной поддержки образовательным организациям, имеющим затруднения и «проблемные зоны»;

по обновлению воспитательного процесса с учётом современных достижений науки на основе отечественных традиций. Рекомендации в данном случае касаются разработки и реализация ДПП ПК, направленных на преодоление профессиональных дефицитов педагогических работников в области воспитания обучающихся с учётом результатов мониторинга, а также организации научно-методического сопровождения и оказания адресной помощи образовательным организациям.

Завершающая часть площадки была посвящена лучшим практикам общеобразовательных организаций по «западающим» в Забайкальском крае направлениям воспитания.

Систему работы педагогического коллектива с учащимися по направлению «Приобщение детей к культурному наследию» представили Ларионова О.В., заместитель директора по методической работе МОУ «Красночикойская СОШ № 2», по теме «Интеграция традиций семейских в культурное пространство современной школы» и Бронникова С.В., директор МОУ СОШ с. Знаменка Нерчинского района, по теме «Приобщение учащихся к национальной культуре через внедрение в образовательный процесс этнокультурного казачьего компонента».

По направлению «Экологическое воспитание» выступил Филинов А.В., директор МОУ Нагорненской СОШ Нерчинского района, который рассказал о формировании экологической культуры учащихся посредством экспедиций.В результате экспедиционных исследований в 2018-2019 гг. учащимися совместно с педагогом вновь открыто растение «Остролодочник Комарова», собраны материалы для создания в Нерчинском районе памятника природы местного значения «Ботанический заказник – падь Жегдочей» и подготовлен паспорт памятника природы.

О мероприятии «Ах, юбилей, юбилей, юбилей!» по направлению «Популяризации научных знаний» рассказала Сартакова Н.М., учитель физики МОУ СОШ с.Тыргетуй Карымского района. Внеклассное мероприятие было посвящено прошлому, настоящему и будущему физического прибора - электроскопа, который в этом году отметил свой 60-летний юбилей. В связи с этим юбилеем педагогом была проведена большая подготовительная работа с учащимися, даже появился портрет юбиляра.

В заключении модератор Кимова С.З. подвела итоги площадки по оценке системы организации воспитания обучающихся.