18 ноября 2021 года в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» состоялась инновационная сессия «Формирование и оценка образовательных результатов»

С приветственным обращением к участникам выступила и.о. ректора ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» Гарднер Валерия Валерьевна, в докладе сделала акцент на значимости мероприятия инновационной сессии «Формирование и оценка образовательных результатов», отметила, что данное мероприятие является приоритетным направлением по реализации государственной политики. Обратила внимание на достижение результатов по качеству образования, и что для этого необходимо. Рассказала, что на территории Забайкальского края реализуются такие проекты как, «Апробация примерных программ общего образования», с сентября запущена реализация программы воспитания.

Пояснила, что на инновационной сессии заявлена работа пяти площадок, сделала краткий обзор каждой площадки, представила модераторов.

Пленарное заседание открыла Дугарова Дулма Цыдендашиевна, д-р.пед.наук., профессор с темой: «Квалификация, рынок труда и проблема псевдоквалификации на рубеже 20-21 в.в.». В докладе было отмечено ключевое слово, квалификация, выделена проблема псевдоквалификации. Дулма Цыдендашиевна раскрыла понятие независимой оценки квалификации, заострила внимание на том что, перед Российским образованием встал серьёзный вопрос по разработке применения оценочных средств. Докладчиком были продемонстрированы сборники: нормативных правовых документов «Независимая оценка квалификации» и методических рекомендаций «Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов».

В докладе Дугаровой Д.Ц. было раскрыто понятие рамка квалификаций, с точки зрения сферы труда. Докладчик отметила, что существует Европейская рамка квалификаций (ЕРК) или транснациональная, национальная (НРК), межотраслевая, отраслевая. Пояснила, что квалификация имеет свои уровни, в разных странах количество уровней различно. Дескрипторы уровня НРК – которые описывают результаты обучения, три параметра применяются в качестве дескрипторов результатов обучения (признаются всеми странами): а) знания, б) умения/или навыки, в) компетенции. Акцентировала внимание на то, что, разные страны применяют различные дескрипторы: переменные для

операционализации «знаний», «умений», контекстов»; комбинации операционализированных переменных для описания уровней. Дулма Цыдендашиевна раскрыла понятие профессиональных стандартов, оценочных средств по соответствующим квалификациям. В конце доклада заострила внимание на изучение нормативных правовых документов по разработке применения оценочных средств.

Вторым докладчиком выступила Грешилова Ирина Александровна проректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», канд.,филос.наук., доцент с темой доклада «Региональные инновационные площадки - ресурс развития образования». В докладе Ирина Александровна проанализировала инновационную инфраструктуру Забайкальского края, раскрыла понятие инновации, обратила внимание на разнообразие определений. Докладчиком раскрыто понятие механизмов трансляции инновационного опыта (семиотический, интерактивный, имитационный), научно-методическое сопровождение РИП.

Ирина Александровна акцентировала внимание на представление промежуточных и итоговых отчётов во время краевых научно-образовательных сессий; оказание методической помощи и консультирования образовательных организаций в процессе разработки авторских способов решения актуальных проблем для системы образования Забайкальского края. Рассказала об основных направлениях деятельности РИП. Представила типологию педагогических нововведений (Хуторской А.В.), структурные элементы образовательных систем.

Ирина Александровна довела до слушателей информацию по реестру региональных инновационных площадок (РИП), электронным отчётам, тиражированию опыта. Заострила внимание на ревизии региональных инновационных площадок. Провела инструктаж по предоставлению электронного отчёта.

Следующий докладчик, Мамонтова Ирина Григорьевна ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум, выступила с докладом «Эффективная модель наставничества». В докладе представлена история наставничества, процитированы слова Президента РФ В.В. Путина «Место наставничеству, верности, традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть качественное современное наставничество, передача опыта». Докладчиком раскрыто понятие наставничества, что подразумевает технология наставничества. Ирина Григорьевна представила опыт Могойтуйского аграрно-промышленного техникума в инновационном проекте «Эффективная модель наставничества в условиях учреждения СПО» (срок реализации 3 года). Довела до слушателей цель, задачи на начало реализации проекта и скорректированные задачи. Докладчиком были приведены статистические данные за период с декабря 2019 года по ноябрь 2021 года. Заострила внимание на положительную динамику по профессиональной самореализации студентов, развитию уверенности в себе, ответственности, осознание нужности людям. Сделала акцент на том, что по окончанию проекта эффективность наставничества выразится: в степени удовлетворённости наставляемого, в возможности и готовности применять полученные знания и навыки в повседневной жизни, в конкурентоспособности при трудоустройстве и в карьерном росте, в создании благополучной семьи и так далее. По завершению проекта опыт планируется распространить через СМИ, семинары, Интернет-ресурсы. В конце доклада сделала вывод: внедрение целевой модели наставничества позволило понять, выбор был правильным. В заключении Ирина Григорьевна подвела итог о сути наставничества.

Четвёртый докладчик, Дудкина Мария Вячеславовна, методист по инклюзивному образованию, учитель-логопед, с темой «Отчёт о реализации мероприятий региональной инновационной площадки «Школа, открытая для всех» МБОУ «СОШ № 19», г. Читы, победитель конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2020».

Мария Вячеславовна раскрыла цель программы, выделила основные задачи, обозначила ожидаемые конечные результаты. Рассказала о путях реализации программы: начиная с подготовительного этапа - сентябрь-декабрь 2018 г., практического этапа – январь 2019-май 2021 г., заключительного этапа – 2021 г. При этом отметила, что на заключительном этапе: созданы условия для получения образования обучающихся с ОВЗ;

создана служба психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, улучшено материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса; налажено межсетевое взаимодействие образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.

Докладчиком приведены статистические данные, по которым на момент 2021-2022 года отслеживается увеличение количества ставок педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов.

Рассказала, что в процессе реализации программы происходило активное распространение опыта на региональном и федеральном уровнях. Цели и задачи реализованы, отметил докладчик. Итогом работы, стала победа на конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России-2020». В дальнейшем программа будет наполнена и модернизирована. Будущее в инклюзиве есть - отметила Мария Вячеславовна.

Аналитик: Середюк М.Н. ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО Забайкальского края