18 ноября 2020 г.в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» состоялосьоткрытиеИнновационной сессии «Реализация предметных концепций в условиях цифровой образовательной среды», которая продлится 18 – 19 ноября 2020 г. В пленарном заседании инновационной сессии приняли участие более 120 участников: специалистов муниципальных органов образования, педагогов из различных районов Забайкальского края.

С приветственным словом к участникам инновационной сессии обратилась Б.Б. Дамбаева, ректор ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, к.п.н. Она акцентировала значение внедрения инноваций в цели, содержание, методы педагогической деятельности, в формы обучения и воспитания подрастающего поколения, в организацию совместной деятельности учителей и учащихся для выполнения поручения Президента РФ В.В. Путина по повышению качества образования и обеспечению вхождения России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

В своём пленарном докладе «Государственная политика в сфере образования. Региональные особенности» Б.Б. Дамбаева коснулась многих вопросов, актуальных для системы образования Забайкальского края, среди которых – реализация национальных проектов «Образование», «Современная школа», «Учитель будущего» и регионального проекта «Цифровая среда»; работа Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»; создание центров цифрового образования детей «IT-куб» и школьных Кванториумов; организация дополнительного образования детей и деятельности по непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов и многое другое.

Подчёркивая значение освоения инноваций при реализации национального проекта «Образование», Бальжит Балдандоржиевна отметила ключевые задачи, которые решает этот проект – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и духовно-нравственное и национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения, и которые определяют дальнейшие направления работы по модернизации отечественной образовательной системы: обновление содержания образования, создание современной инфраструктуры, совершенствование профессиональных кадров, повышение эффективности управления сферой образования.

Так, интеграция проектов «Современная школа» и «Учитель будущего» призвана способствовать вхождению региона в единое научно-методическое пространство по непрерывному повышению профессионального мастерства работников образования в соответствии с приоритетными задачами отрасли. Значимыми критериями инновационной деятельности педагогических работников в этом свете являются наличие индивидуальных образовательных маршрутов – персонифицированных программ профессионального роста и развития педагогов; повышение квалификации на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников; повышение квалификации по программам, входящим в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (на базе ФГБОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий). Эффективную помощь по выявлению и устранению профессиональных дефицитов педагогам предлагают Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования и Центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, открытие которых запланировано на 2021 год.

Создание и функционирование центров цифрового образования детей «IT-куб» в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда», реализуемого с 2019 года, активно способствует созданию условий для активного применения цифровых сервисов и образовательного контента всеми участникам образовательного процесса, внедрения инструментария для формирования ценностных установок и повышения мотивации к саморазвитию обучающихся и их самоопределению в профессиональной деятельности.

Хорошо проявила себя апробированная в крае целевая модель Дополнительного образования детей, организованная на платформе «Навигатор», которая реализует открытость, прозрачность, доступность и повышение качества дополнительных образовательных услуг, что способствует сближению различных уровней системы образования и отвечает социальному запросу российского общества.

Всё это определяет важность консолидации усилий педагогов по созданию, освоению и использованию различных инноваций в своей повседневной деятельности.

Н.Ю. Никифорова, начальник отдела общего, специального образования Управления общего образования и воспитания Минобразования Забайкальского края представила доклад «Реализация Национальных проектов в Забайкальском крае». Реализация образовательных проектов началась в 2019 году в рамках выполнения Указов Президента Российской Федерации о выполнении национальных целей и задач до 2024, 2030 гг. В Забайкальском крае в настоящее время реализуются национальные проекты: «Образование», «Демография» и ряд мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В национальный приоритетный проект «Образование» внесены изменения и дополнения: проект дополняется мероприятиями и показателями по организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, по повышению качества образования. В 2021-23 годах «Точки роста» будут переориентированы на естественно-научную и технологическую направленность: пятьдесят восемь образовательных организаций получат субсидии в размере полутора миллионов рублей на создание и функционирование в образовательных организациях центров образования естественно-научного цикла. Кроме того, в регионе предполагается осуществить обновление материально-технической базы специальных коррекционных школ, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по АООП. В рамках проекта «Успех каждого ребенка» продолжится создание мобильных технопарков «Кванториум», условий для занятий физкультурой и спортом в образовательных организациях, расположенных в малых городах и в сельской местности, новых мест в системе дополнительного образования. Для реализации проекта «Цифровая образовательная среда» планируется внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях и СПО, создание семи центров цифрового образования детей (IT-куб) и др.

Далее ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Б.Б. Дамбаева анонсировала выступление проректора по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» И.А. Грешиловой, посвящённое теме создания сетевых сообществ педагогов для реализации предметных концепций, в частности, отметив значение горизонтальных связей в системе повышения квалификации педагогов, где «конкретный учитель должен передавать свой передовой опыт» коллегам.

Проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» И.А.Грешилова, к.фил.н., раскрыла это и другие положения в своём докладе «Роль сетевых сообществ педагогов в реализации предметных Концепций», осветив назначение, актуальное состояние и перспективы развития сетевых сообществ педагогов в Забайкальском крае (http://online.zabedu.ru/), их роль в достижении целей повышения качества образования, поставленных руководством РФ перед системой российского образования.

Определяя роль учителей в сетевых сообществах, докладчик подчеркнула их значение как аналитиков, экспертов и наставников, тиражирующих лучшие практики и масштабирующих положительный педагогический опыт. Сетевое сообщество – это не только средство, способное реализовать значимое для педагогов направление непрерывного образования, включающее коллекцию актуальных документов и каталог инновационных педагогических ресурсов, но и виртуальные комнаты для проведения образовательных мероприятий, и площадка для общения, где можно поделиться информацией, и многое другое. Докладчик подчеркнула значение сетевого сообщества в возрождении института наставничества. Важным элементом сетевого сообщества сегодня становится сеть Информационно-библиотечных Центров, которая предоставляет учителю широкие возможности для обучения школьников, самообучения и саморазвития.

Помимо активного участия в сетевом сообществе забайкальских педагогов (по «своему» и «другим» предметам) докладчик призвала педагогов обратить внимание на информацию, размещённую в сетевых сообществах других регионов, поскольку такой опыт может оказаться полезным и с предметной, и с инновационной точек зрения. Сегодня сетевое сообщество педагогов Забайкальского края расширяет круг связей, куда вместе с ближайшими соседями – Республикой Бурятия и Иркутской областью – уже вошли различные города из более чем восемнадцати регионов Российской Федерации.

Реализация принятых Концепций предметных областей предполагает проведение мониторингов и создание Дорожных карт, в которых намечаются мероприятия, направленные на решение меняющихся со временем задач. Ирина Александровна актуализировала текущие мероприятия Дорожных карт, отражённые в сетевых сообществах педагогов забайкальского края, в которых можно принять активное участие прямо сегодня. Это, в частности, коллекция видеоуроков «Урок как площадка для развития ребёнка» (начальная школа), образовательный квест «Сокровища таблицы Менделеева» (химия), челлендж-марафон «Читаем Петра Ершова» (русский язык и литература), презентации учебников, освоение принципов музейной педагогики и т.д.

В завершение своего выступления докладчик отметила критерии эффективности сетевого сообщества: концептуальность, разнообразие обсуждаемых тем, проведение профессиональных дискуссий, динамизм и плотность обсуждения, чёткое соблюдение этики поведения и правил модерирования.

 Аналитики

Л.Б. Романюк,

и.о. зав. кафедрой гуманитарного образования

Е.В. Дробная,

ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования

Л.Н. Фефелова,

ст. методист кафедры гуманитарного образования