Августовская конференция 2022
Аналитический отчет о проведенном вебинаре «Обновление содержания обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ: основные векторы развития»
- Подробности
-
Опубликовано: 30 августа 2022
29 августа 2022 года в рамках Августовской конференции работников образования Забайкальского края Региональным модельным центром дополнительного образования детей ИРО Забайкальского края проведен вебинар «Обновление содержания обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ: основные векторы развития». В вебинаре приняли участие руководители учреждений дополнительного образования, муниципальных опорных центров, специалисты, курирующие дополнительное образование в органах местного самоуправления в сфере образования.
Открывая вебинар, Светлана Зандараевна Кимова, директор Регионального модельного центра отметила важность темы вебинара, так как дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы лежат в основе всей деятельности по дополнительному образованию. Для того чтобы программы были конкурентоспособными необходимо разрабатывать актуальные программы, интересные как детям, так и родителям. Программы должны быть востребованными, отражать региональную специфику, социально-экономическое развитие региона.
Работа вебинара началась с выступления Ларисы Семеновны Львовой, заместителя директора по научно-методической работе ФГБУК «ВЦХТ», кандидата педагогических наук, почетного работника СПО РФ, аккредитованного эксперта в сфере образования, члена Союза журналистов РФ, которое было посвящено всероссийскому конкурсу профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Лариса Семеновна отметила важность профессиональных конкурсов, весомость прохождения через так называемые фильтры, требования, которые выступают критериями проверки, критериями качества педагогической деятельности. Спикер рассказала об итогах заочного этапа и порядке проведения очного этапа конкурса 2022 года. Также в своем докладе Лариса Семеновна остановилась на некоторых требованиях Конкурса и необходимых качествах педагогов таких как: компетентность, выносливость, креативность и умение работать в команде. Лариса Семеновна обратила внимание на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и ее результативность, поскольку именно программа является базовым показателем профессиональных компетенций каждого педагога. ФГБУК «ВЦХТ» на своем сайте размещает те самые материалы, которые необходимо читать, смотреть, анализировать при подготовке к Конкурсу. Это и нормативные документы, и базы включающие источники литературного, художественного, киноматериала, который позволяет вырастать человеку как профессионалу своего дела. Также в докладе был освящен еще один из этапов конкурсного испытания - видеообращение «Мое образовательное решение – глобальным вызовам». В качестве примера было представлено видеообращение одного из финалистов конкурса – Натальи Мельниковой, г. Иркутск. В конце выступления спикер поздравила коллег с новым учебным годом и пожелала каждому определить свой образовательный маршрут, который проложит путь на конкурс «Сердце отдаю детям!»
Анализ дополнительных общеобразовательных программ, размещенных в ИС «Навигатор дополнительного образования Забайкальского края» представила следующий спикер вебинара – Юдина Наталья Александровна, заместитель директора Регионального модельного центра дополнительного образования Забайкальского края. Наталья Александровна напомнила участникам, что в Забайкальском крае в рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» проходит внедрение Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей. Данная модель позволяет сформировать и внедрить современные управленческие и организационно-экономические механизмы через создание сети, состоящей из регионального модельного центра, муниципальных опорных центров в каждом муниципальном районе Забайкальского края, а также учреждений дополнительного образования детей через внедрение механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, осуществление деятельности информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Забайкальского края», обновление содержания программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями. Докладчиком представлен подробный анализ динамики количества программ, в том числе в разрезе направленностей, уровней освоения программ (ознакомительный, базовый, углубленный), адаптированных программ (для учащихся с ОВЗ), дистанционных программ, программ, реализуемых через сетевое взаимодействие за два года. Спикер вебинара также отметила в своем выступлении необходимость разработки качественных программ, в соответствии с нормативно-правовыми документами. Также Наталья Александровна проанализировала возрастные группы учащихся, обучающихся по ДООП, представленных в ИС «Навигатор» по муниципальным районам Забайкальского края, и отметила, что в настоящее время сохраняется тенденция небольшого количество учащихся определенных возрастных групп, это дети, младше 7 лет учащиеся 16-17 лет. Подводя итог своего выступления, Юдина Н.А. подчеркнула, что глобальная задача дополнительного образования – это создавать многообразие и управлять им, то есть создавать условия, которые позволят всем детям получить богатый уникальный опыт и развиваться самим как личность.
Далее Львова Лариса Семеновна, заместитель директора по научно-методической работе ФГБУК «ВЦХТ» представила доклад теме «Концепция дополнительного образования детей – 2030: кейс методиста». Эта тема очень значима и важна для того, чтобы начать новое проектирование методического сопровождения ДООП и их реализации. В настоящее время очень важно уметь внимательно читать документы, чтобы планировать работу методиста и пересматривать ДООП. Спикер остановилась на следующих принципах, заложенных в концепции:
- вариативность программ ДОД, связанная с обеспечением разнообразия дополнительного образования исходя из запросов, интересов и жизненного самоопределения детей;
- практико-ориентированность дополнительных общеобразовательных программ, позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом направлений социально-экономического развития регионов. Именно педагог определяет содержание, а образовательная организация утверждает его. Также практико-ориентированность будет раскрываться через соотношение учебного времени и организацию деятельности детей по освоению программы;
- ориентация программ ДОД на многоукладность экономики и быта народов и этносов, проживающих на территории Российской Федерации. Сегодня стоит задача, ориентированная на развитие человеческого капитала, а значит, все то, чем потенциал, ресурсность каждого обучающегося наполняется через программы, оно обязательно должно найти в последующем применение своей принадлежности к той или иной профессиональной группе. Необходимо связывать образование с существующим рынком труда.
В докладе спикер сделала акцент на некоторых целях и задачах реализации Концепции. Необходимо достигать результатов программ через обновление содержания методов обучения в рамках модели «Школа полного дня», в рамках вовлечения обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации и т.д. Динамика качества образования и мировые тенденции показывают, что наличие ДООП позволяют общему образованию достигать тех результатов, которые показывают международные исследования качества образования. Общей, единой задачей является формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
Достижение поставленных целей и задач раскрывается через результаты реализации программ. Результативность складывается из следующих составляющих:
- образовательные результаты каждого обучающегося;
- результаты, обеспечивающие образовательные права детей;
- планируемые результаты реализации ДООП;
- результаты, достижимые для конкретного возраста, содержания конкретной программы, объема, сроков обучения;
- измеряемые и измеримые, понятные детям и родителям. Избыточная наукоемкость иногда несовместима с содержанием программы;
- оценочные средства, отражающие эффективность применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения.
Все должно быть конструктивно, отражено и применяемо.
Также Лариса Семеновна напомнила, что есть еще в рамках Концепции новая задача - результаты должны быть сопряжены с целевым показателем плана мероприятий Концепции. Достижение результатов каждого педагога, каждого методиста, каждой организации будет измеряться следующими показателями:
- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
- доля детей, которые обеспечены сертификатами персонифицированного финансирования дополнительного образования;
- доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты;
- количество детей в возрасте от 5 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Подводя итог своему выступлению, спикер отметила, что педагогическое осмысление сегодня в нашей стране приобрело формат очень структурированной системы, которая построена на государственной заботе межуровневого взаимодействия между всеми уровнями Федеральной исполнительной власти, региональной и муниципальной, для того, чтобы в каждом учреждении каждый ребенок понимал и знал, что таким образом забота о ребенке выстраивается и доходит до каждого из них. Сегодня методический кейс организации по реализации Концепции должен начинаться с анализа принципов, целей, задач, результативности и целевых показателей Концепции.
Следующим спикером вебинара выступила Валентина Валерьевна Филонова, инженер-программист Регионального модельного центра Забайкальского края. В своем выступлении «Некоторые итоги опроса населения Забайкальского края по определению степени удовлетворённости качеством предоставляемых образовательных услуг» представила результаты мониторингового исследования по оценке качества предоставляемых образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования в Забайкальском крае. Исследование проводилось методом опроса населения Забайкальского края при размещении анкеты на сайте регионального модельного центра Забайкальского края в период с апреля по июнь 2022 года.
Докладчиком были проанализированы следующие данные: по половозрастной структуре респондентов, возрасту, месту жительства. Также участники ответили на вопрос: «В чем Вы видите смысл дополнительного образования для Вашего ребенка?»
Анализируя полученные данные, Валентина Валерьевна отметила, что доступность дополнительного образования в Забайкальском крае является главной проблемой при выполнении показателя охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием. Респонденты выделили одной из главных причин непосещения ребенком учреждений дополнительного образования – территориальную удаленность, а также отсутствие востребованной, интересной программы для ребенка. Таким образом, можно сказать, что, увеличивая объем программ, учреждения дополнительного образования детей повышают степень доступности дополнительного образования. Как показали данные исследования, по мнению родителей, в учреждениях дополнительного образования детей складывается комфортная социально-психологическая обстановка, способствующая раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Данное исследование позволило выявить проблемные вопросы, позитивные и негативные тенденции в развитии дополнительного образования Забайкальского края, определить «точки роста» и направления дальнейшей работы в учреждениях дополнительного образования детей.
Подводя итоги работы вебинара, Светлана Зандараевна Кимова еще раз напомнила участникам о необходимости обратить внимание на задачи и приоритеты наступающего учебного 2022 – 2023 года, механизмы, условия достижения целевых показателей Концепции развития ДО – 2030. Также Светлана Зандараевна отметила, что конкурс «Сердце отдаю детям» - это профессионализм не одного отдельно взятого педагога, а качество всего педагогического сообщества образовательной организации в целом и оно определяет какое место занимает педагог. Определение деятельности, обоснование тех или иных механизмов, инструментов по каждому отдельно взятому муниципальному району возможно через анализ ДООП (как представила Юдина Н.А.) и опрос населения позволят в итоге увидеть муниципальный образ дополнительного образования, который позволит определить те или иные векторы направления работы. Также Светлана Зандараевна еще раз заострила внимание на кейсе методиста (из выступления Львовой Л.С.), который определяет то, что должно быть в МОЦ и с каким кейсом должны работать муниципальные координаторы.
Ю.А. Лескова старший методист РМЦ Забайкальского края