25 августа 2022 года в рамкахАвгустовской конференции работников образования Забайкальского края кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края былпроведен вебинар «Результаты экспериментальной апробации примерных АООП основного общего образования в Забайкальском крае с 2019 по 2022 гг.». В вебинаре приняли участие руководители, заместители руководителей образовательных организаций, специалисты комитетов образования по вопросам качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный вебинар стал заключительным по заявленной проблематике в серии мероприятий, осуществляемых на протяжении последних трех лет.

Модератор вебинара Портнова Л.К., заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края, в своем вступительном слове подчеркнула, что экспериментальный этап апробации примерных АООП основного общего образования, который в Забайкальском крае длился с 2019 по 2022 гг., завершается. За указанный период пять назначенных Министерством образования и науки Забайкальского края образовательных организаций края накопили уникальный опыт в данном направлении работы.

11

Выступления спикеров вебинара открылись анализом результатов мониторинга качества общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, представленным Мысниковой Э.А., доцентом кафедры психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края. Докладчик рассказала о полученных в 2022 году результатах анализа таких критериев мониторинга, как «Количество обучающихся по нозологиям»,«Оценка качества образовательных результатов детей с ОВЗ»,«Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ»,«Кадровое обеспечение образования детей с ОВЗ»,«Учебно-методическое и информационное обеспечение образования детей с ОВЗ»,«Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ»,«Организационно-управленческие условия обеспечения образования детей с ОВЗ».

 12

Доклады участников экспериментальной апробации примерных АООП основного общего образования включали в себя информацию о количестве обучающихся по нозологиям, утвержденном ОО перечне нормативно-правовой и программно-методической документации. Подробно раскрывались особенности реализации АООП ООО: комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ; сопровождение семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ; развитие информационной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях ограничительных мероприятий; кадровое обеспечение (укомплектованность специалистами службы сопровождения, повышение квалификации педагогических работников); технологии формирования предметных компетенций обучающихся с ОВЗ; профессиональная активность педагогов и специалистов в методической деятельности по апробации ПАООП; материально-технические условия. Выводы докладчиков включали анализ проблем, возникших в процессе апробации, предложения по дополнению (коррекции) нормативно-правовой и программно-методической документации на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном уровнях; готовность транслировать свой опыт педагогической общественности.

Патрушева Е.В., заместитель директора по УВР МАОУ «Целиннинская СОШ» Краснокаменского района, представила результаты экспериментальной апробации АООП ООО обучающихся с ЗПР МАОУ «Целиннинская СОШ».

13 

Попова М.Г, заместитель директора МБОУ СОШ №11 г. Чита, в своем выступлении раскрыла особенности апробации примерных АООП ООО на базе данной образовательной организации.

14 

Анализ апробации АООП ООО обучающихся с ЗПР был представлен в докладе Тонких Н.В., заместителя директора по НМР МКОУ «Специальная коррекционная школа №10» г. Краснокаменск.

Уникальный опыт реализации АООП ООО слабовидящих обучающихся ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» презентовала Казанцева Т.В., заместитель директора по УР ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат».

 15

Белокрылова Е.М., заместитель директора по УР ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» г. Чита, рассказала о специальных условиях для обучающихся с нарушением слуха при реализации ПАООП ООО.

17 

Все участники экспериментальной апробации примерных АООП основного общего образования отметили в качестве сильных и положительных сторон своей деятельности в данном направлении положительную динамику в качестве образования детей с ОВЗ, наличие качественного психолого-педагогического сопровождения, компетентный кадровый состав, наличие внутрифирменного обучения педагогов, диссеминацию собственного опыта, качественную социализацию обучающихся, комплексную работу с родителями. Выявились и определенные проблемы: это некоторые ограничения в создании качественных условий для обучающихся с задержкой психического развития, кадровый дефицит узких специалистов, ограничение времени на коррекционно-развивающую работу с обучающимися с задержкой психического развития, отсутствие четких критериев оценивания ВПР обучающихся с ОВЗ, отсутствие УМК по некоторым предметам.

На рефлексии мероприятия большинство присутствующих оценило представленные спикерами материалы как интересные и понятные. Также было отмечено, что на основе докладов вебинара участникам удалось сформировать представление об организации обучения детей с ОВЗ по АООП основного общего образования.

17 

Аналитик: Мысникова Э.А.,доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края