http://event.zabedu.ru/course/view.php?id=116

В рамках августовской конференции работников образования Забайкальского края «Актуальные направления содержательной, инфраструктурной, цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития системы образования Забайкальского края в 2020-2021 учебном году» в период с 24 - по 31 августа состоялись вебинары   для целевых групп педагогов.

Было проведено 22 вебинара, с подключением 837 точек из 30 районов   Забайкальского края, общее количество участников составило более 4500 человек. Не приняли участие в вебинарах: Шелопугинский, Тунгиро-Олёкминский, Александрово -Заводский, Калганский районы, ЗАТО п. Горный.  

Для каждой целевой группы педагогов на каждом из вебинаров была представлена развёрнутая информация по организации образовательной деятельности в период ограничительных мероприятий.

   В выступлениях сотрудников ИРО Забайкальского края, АИПК, педагогов – практиков звучала ключевая мысль о том, что школы экстренно перестраиваясь в сторону дистанционного обучения, организации занятий в удаленном формате, столкнулись с рядом трудностей, среди которых:

  • обеспеченность выходом в Интернет и наличие достаточного количества ТСО;
  • недостаток опыта подобной работы и необходимых ИКТ-компетенций у педагогов;
  • отсутствие самостоятельности при планировании учебной деятельности у детей;
  • неудовлетворённость дистанционным форматом обучения родителей, которые погрузились в проблемы образования своих детей, лишившись привычной обратной связи со школой.

Неопределённость ситуации, с которой школы могут столкнуться в 2020-2021 учебном году, актуализировала осмысление итогов прошлого года и создала предпосылки введения в учебный процесс «смешанного обучения», то есть - сочетания традиционных форм аудиторных занятий с элементами электронного обучения, которому присущи системность и педагогическая ценность. Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения.

Соотношение очных и дистанционных составляющих «смешанного обучения» зависит от возраста и подготовки учащихся, предмета обучения, квалификации и компетентности учителя и др. и составляет от тридцати до семидесяти девяти процентов учебного времени

В отличие от традиционной организации учебного процесса, при которой работа педагога ориентирована на классно-урочную систему, где педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса, нацеленным на сообщение готовых знаний и способов действий, «смешанное обучение» – это «модель, построенная на основе интеграции и взаимного дополнения технологий традиционного и электронного обучения, предполагающая замещение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде».

При «смешанном обучении» учитель, по-прежнему оставаясь в центре образовательного процесса, делает его более интересным и эффективным, используя новые методики и технологии. В условиях «смешанного обучения» школьники учатся эффективно планировать свою учебную деятельность, у них   вырабатывается привычка к самообучению, появляются навыки поиска информации, формируется способность к непрерывному образованию.

В выступлениях были представлены модели «смешанного обучения», целесообразные при организации школьного образовательного процесса:

1. Модель «Ротация».

а) «Автономная группа». Обучающиеся класса делится на две группы, состав которых определяет учитель, при этом состав групп может быть постоянным или переменным. Первая группа осваивает материал в традиционном офф-лайн формате, а вторая – в условиях онлайн-курсов. С первой группой занимается учитель, а вторая курируется фасилитатором (тьютором). В процессе организации образовательного процесса возможно чередование форматов обучения для назначенных групп.

б) «Перевернутый класс». формат предполагает знакомство с новым учебным материалом в условиях самостоятельного домашнего изучения с последующей отработкой усвоенного материала в классе. В таких условиях у педагога появляется возможность организовать в условиях офф-лайн занятия со школьниками индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное и уделить время выполнению практических заданий. Сложностью в использовании модели «Перевёрнутый класс» является организация контроля за качеством самостоятельного освоения материала.

в) «Смена рабочих зон». В этом случае класс делится на три группы для обучения по трём направлениям, обозначенным в заранее подготовленном маршрутном листе: работа с учителем; работа в группе и работа онлайн. Эту модель целесообразно использовать в среднем и старшем звене школы, с более взрослыми и самостоятельными учениками. Подобные уроки обеспечивают индивидуализацию обучения.

2. Модель «Персонализированность»

а) «Новый профиль» позволяет школе удовлетворить потребность в обучении конкретного ученика или группы учеников в условиях, когда им не подходит ни один из предложенных учреждением профилей (в соответствии ФГОС); допустимо участие приглашённых специалистов.

б) Модель «Межшкольная группа» актуальна для одаренных детей и детей с ОВЗ из малокомплектных школ. Этот формат подобен «Новому профилю», но в группу сотрудничества объединяются ученики из разных учреждений.

в) «Индивидуальный учебный план» предполагает создание расписания, оптимизированного для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей.

Конечно, были обозначены и трудности, с которыми могут столкнуться педагоги при переходе на «смешанное обучение»:

– проблемы технического характера: (отсутствие ТСО, затруднённый доступ к сети Интернет)

– недостаточность практических наработок, значительные трудозатраты при подготовке занятий и проверке выполненных домашних работ

С целью методической поддержки реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на официальном сайте ИРО Забайкальского края в помощь учителям, обучающимся и их родителям (законным представителям) размещается постоянно обновляющийся материал (http://cit.zabedu.ru/index.php/quarantine), включающий :

  • содействие проектированию образовательного процесса в образовательных организациях Забайкальского края с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • рекомендации по организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Забайкальском крае;
  • обсуждение вопросов преподавания общеобразовательных предметов в дистанционной форме;
  • размещение материалов (или записей видеоуроков) учителей-предметников, являющихся членами регионального УМО в системе общего образования Забайкальского края по ключевым темам учебных предметов, реализуемых в общеобразовательных организациях

Участникам вебинаров детально комментировались «Инструктивно-методические письма о преподавании учебных предметов в общеобразовательных организациях Забайкальского края в 2020-2021 гг., в структуре которых представлено:

1.Организация образовательного процесса с учётом СП 3.1./2.4. 3598 от 30.06.2020 г.

2.Комплексный подход к организации образовательного процесса: очно с применением дистанционных технологий

3.Блочно-модульная подача материала, позволяющая значительно ускорить темп урока за счёт рациональной компоновки теоретических сведений, что будет способствовать качественному усвоению учащимися материала (в соответствии со спецификой предмета):

  • «разбивать» теоретический материал на фрагменты для качественного усвоения;
  • осуществлять запись небольших видеофрагментов (видеороликов), предоставляя возможность просмотра в удобное для обучающихся время;
  • вебинар рассматривать как площадку для обсуждения с группой обучающихся проблемных вопросов;

4.Технологии, которые необходимо использовать педагогу для достижения результатов в режиме очного обучения с применением дистанционных технологий.

5.Особенности организации онлайн уроков и общения (групповая работанад проектами, совместным решением поставленных учебных задач и т.д.

6.Приведены примеры   изучения   отдельных тем,  с учётом возрастных групп: 1- 4, 5-8, 11 классы.

7.Образовательные платформы, которые можно использовать в процессе дистанционного обучения.

Была представлена отдельным блоком информация ГУ «Забайкальским краевым центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья», ГУ «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края ГУ ДПО «Институтом развития образования» Забайкальского края, где освещались вопросы взаимодействия социально-психологической службы школы и классного руководителя по   актуальным направлениям; опыт реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» на территории Забайкальского края; состояние муниципальных Служб практической психологии образования на основе   результатов мониторинга 2019-2020 гг.); вопросы деятельности ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края.

Особое внимание в программе вебинаров уделено вопросам   внедрения примерной программы воспитания в образовательных организациях Забайкальского края в 2020-2021 учебном году, особенностям деятельности классного руководителя в условиях ограничительных мероприятий.

Подробно ознакомиться с видеозаписью выступлений для целевых групп педагогов можно по ссылке: http://event.zabedu.ru/course/view.php?id=116

Приложение: Тематика выступлений педагогов на вебинарах

И.А.Грешилова,

проректор ИРО Забайкальского края