Ольга Викторовна Нуштаева, ведущий эксперт отдела реализации проектов и программ в сфере патриотического воспитания граждан ФГБОУ «Российский детско-юношеский центр», заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 11» г. Читы – школы–флагмана в Забайкальском крае по реализации всероссийской программы «Орлята России». Большое внимание в СОШ № 11 уделяется наставничеству. Наставником детей может быть не только учитель, но и тренер, и родитель. Статусу наставника предается высокий статус. Педагоги и старшеклассники побывали на слете орлят России, где приняли активное участие в обсуждении последних трендов педагогики, действенных практик, разработке планов на реализацию программы «Орлята России». Ольга Викторовна рассказала историю создания данного проекта, его идею и цель программы, поделилась собственным опытом работы в данном направлении. Наставниками младших школьников становятся не только педагоги, но и старшеклассники, проявившие социальную активность. Наставник–старшеклассник должен получить навыки XXI века по системе «4К»: критическое мышление, коммуникация, командная работа, креативность. Получив универсальные учебные действия, старшеклассник стремится к обучению: готов не только впитывать новые знания, но и делиться ими с младшими. Младшеклассникам важно получить навыки социализации, в этот момент очень важна поддержка взрослых. В школе работает школа наставничества, где старшеклассники еженедельно проходят обучение прежде, чем идти в классы к малышам. В ходе работы используются различные методики: кубик Блума, игропедагогика Георгия Кудашова; созданы методическая копилка, лэпбуки.

         Елизавета Вадимовна Иванова, учитель МБОУ «СОШ № 36» г. Читы поделилась опытом работы социального партнерства при решении задач воспитания подрастающего поколения. Для школы очень важно социальное партнерство. Это добровольные отношения. В школе работают разные детские объединения: «Движение первых», «Юные друзья пограничников», «Пост № 1», «Юные друзья пожарных». Помимо этого ведется тесное сотрудничество с детским садом № 65, детской библиотекой № 16, с Администрацией Железнодорожного района, с образовательным центром «Эврика», с депутатами и бизнесменами. Все программы и объединения в школе тесно взаимодействуют между собой, организованы общие мероприятия.

         Павел Игоревич Соломин, учитель истории МБОУ «СОШ № 24» г. Читы, поделился личным опытом работы в качестве советника директора по воспитанию. Для детей важно, чтобы их замечали взрослые: что они носят, в каком настроении пришли сегодня в школу и т.д. Павел Игоревич акцентировал внимание на том, что для успешного воспитания необходима командная работа взрослых: учителей–предметников, классных руководителей, социального педагога. Тогда у ребенка на «старте в жизнь» будет много сил и энергии, которыми его заряжают взрослые. В школе работают разные объединения по интересам. Некоторые объединения были созданы по инициативе самих школьников, например, волонтерский отряд «Звезда». Ключевым инструментом воспитания детей является разумная любовь. В конце выступления спикер дал несколько важных советов начинающим коллегам. Необходимо понять каждого ребенка, его интересы, слышать детей, разговаривать с ними. Советник не должен бояться и стесняться стучаться в любые двери, идти просить и добиваться, решая детские вопросы. Девиз работы советника по воспитанию: «Важно заметить каждого ребенка!»

         Юлия Владимировна Холмогорова, советник директора по воспитанию МБОУ «СОШ № 25» г. Читы, в своем выступлении затронула вопрос воспитания в современном образовательном пространстве. Главные тенденции образования: изменения во внутреннем мире личности; изучение возрастных особенностей детей; учет персональных возможностей детей; учет специфики семейного воспитания и региональных социокультурных традиций. Для этого необходим выбор правильных технологий воспитания, чему предшествует диагностика.

         Иванов Д.Е., председатель совета местного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых» в Карымском районе, затронул вопрос социально значимой деятельности как основе содержания воспитательной работы «Движения первых». Цель воспитательной работы движения, помимо содействия воспитанию, профориентации, подготовки к полноценной жизни в обществе детей и молодежи, включает и формирование ответственности в социально значимой общественной деятельности, защите интересов Отечества.     

Подводя итоги работы секции, Н.М. Шибанова подчеркнула, что для эффективности социальной активности дети должны понимать общественную пользу любого начинания, любого дела. Мы должны помнить о том, что с введением общественно полезного труда все действия и предложения согласуются с родителями, при необходимости заключается с родителями несовершеннолетних детей договор. В заключении своего выступления Наталия Михайловна отметила, что в истории российской педагогики всегда существовало то, чем мы гордились.

         По итогам работы секции поступило предложение по организации системы по обмену педагогическим опытом и тесном сотрудничестве с представителями «Движения первых».