Директор Регионального модельного центра дополнительного образования детей ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» Юдина Наталья Александровна представила доклад на тему «Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования как условие эффективного педагогического взаимодействия». В своем выступлении Наталья Александровна раскрыла понятие исследования, структуру педагогического исследования, а также компетенции, на формирование и развитие которых направлена исследовательская деятельность педагога дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования Государственного учреждения дополнительного образования «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия» Спирякова Ирина Сергеевна, выступила с докладом «Формирование навыка исследовательской деятельности обучающихся как вектор развития подрастающего поколения». В своем выступлении спикер подчеркнула, что развитие навыка исследовательской деятельности среди учащихся является важным вектором развития подрастающего поколения, поскольку это способствует их интеллектуальному и профессиональному росту, а также развитию общества в целом. Ирина Сергеевна описала механизмы вовлечения детей в исследовательскую деятельность и практическую пользу исследования для личностного роста детей.

Следующим докладчиком, представившим опыт работы по теме «Детский экологический пресс-центр: социальное партнёрство, методика формирования успеха школьника, формирование природоохранного поведения», стал педагог дополнительного образования Государственного учреждения дополнительного образования «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия» Ильин Геннадий Вениаминович. Он представил доклад о деятельности объединения дополнительного образования «Детско-юношеский пресс-центр «Зелёнка», в котором были представлены направления деятельности объединения, состав, общие организационные моменты, задачи и методы программы, а также каким образом осуществляется социальное партнёрство эколого-биологического центра, формируется успех учащихся и природоохранное поведение.

В своем выступлении «Учреждение дополнительного образования как ресурс гармоничного развития личности» Миронова Татьяна Владимировна, методист МБУ ДО «Детско-юношеский спортивно-технический центр» г. Читы, отметила, что уникальность, самоценность, широкий воспитательный и образовательный потенциал дополнительного образования плюс стройная, последовательная организация всех компонентов воспитательно-образовательной системы учреждения, их эффективная взаимосвязь и взаимодействие – главные условия для всестороннего раскрытия, развития и творческой реализации личности ребенка.

Следующий спикер секции – учитель географии МАОУ «СОШ № 23» Находкинского городского округа Приморского края Непомнящих Жанна Сергеевна, поделилась опытом интеграции общего и дополнительного образовании в выступлении на тему «Система дополнительного образования детей как условие воспитания и развития учащихся в школе». Докладчик отметила дополнительное образование как самую благоприятную сферу для развития ребенка, формирования его социокультурной среды.

        Тренер-преподаватель МБ ДОУ «Детско-юношеский центр» г. Читы Скубиев Игорь Михайлович представил доклад на тему «Дополнительное образование в дошкольных образовательных учреждениях как важный этап становления спортсмена на примере вида спорта мини-футбол». В своем выступлении спикер подчеркнул важность и необходимость физического воспитания детей дошкольного возраста, влияние физических упражнений и игры на развитие детей, а также представил свой опыт работы по внедрению образовательной программы на основе вида спорта мини-футбола. Игорем Михайловичем были приведены многолетние результаты работы на примере подготовки собственных воспитанников, начиная с дошкольного образования и заканчивая этапом спортивного совершенствования.

         Крылов Александр Витальевич, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 16» г. Читы, выступил с темой «Перспективы внедрения игр малой подвижности для создания инклюзивного сообщества и социализации детей с ОВЗ (на примере корнхола и боче)». Спикер отметил, что игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. 

Следующим спикером, продолжившим тему инклюзивного образования, стал советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» Савченко Дмитрий Максимович. Он представил доклад на тему «Спортивное волонтерство как средство формирования инклюзивной культуры у студентов ГАПОУ «Читинский педагогический колледж». Дмитрий Максимович поделился опытом развития инклюзивного спортивного волонтерства в учреждении среднего профессионального образования. Спикером были раскрыты понятие инклюзивного спортивного волонтерства, его этапы становления развития в педагогическом колледже, а также докладчик перечислил те мероприятия, которые были организованы и проведены по данной теме.

Директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» Новикова Мария Сергеевна, и студент филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Севастополе Новикова Дарья Александровна поделились опытом организации сетевого взаимодействия через учреждение дополнительного образования. Темы выступления докладчиков: «Социальное партнерство как фактор инновационного развития дополнительного образования». Спикерами были раскрыты понятие социального партнерства, принципы социального партнерства, описаны механизмы организации партнерства по естественнонаучной и социально-гуманитарной направленностям в учреждении дополнительного образования.

Советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МОУ СОШ с. Новая Кука Читинского района Богомоловой Еленой Андреевной был представлен доклад на тему «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство патриотического воспитания детей». Докладчик поделилась опытом работы с казачьим классом, который действует в школе с 2021 года. Главной целью класса является воспитание учащихся на основе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания. По мнению Елены Андреевны, воспитательная деятельность в казачьем классе – это процесс, направленный не только на повышение качества образования, но также и уровня нравственной, правовой, физической, эстетической, социальной культуры детей.

Следующим спикером стала методист муниципального учреждения

дополнительного образования «Дом творчества п.г.т Шерловая Гора» Таскина Людмила Анатольевна. Она выступила с темой «Вожатская деятельность как условие развития социально-личностной компетенции учащихся». В докладе спикер поделилась опытом реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства». Данная программа направлена на повышение активности учащегося как субъекта обучения, на развитие творческого сотрудничества между педагогами и учащимися, предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности, а также отражает общечеловеческие ценности.

Педагог дополнительного образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа №2» Чимитцыренова Цэмэнжа Цыдендоржиевна представила доклад на тему «Наставничество как способ раскрытия творческого потенциала, обучающегося с ограничительными возможностями здоровья и обеспечение его в успешности в изобразительной деятельности». В своем выступлении педагог описала опыт работы наставником через модель «Учитель-ученик», вариацию «Педагог наставник-ученик с ОВЗ», в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка обучающегося с нарушением интеллекта.

Также в работе секции приняла участие старший методист Регионального модельного центра дополнительного образования детей Ярославской области Кашина Оксана Валерьевна с выступлением на тему «Практики наставничества в дополнительном образовании детей Ярославской области». В ходе выступления, Оксаной Валерьевной было описано развитие наставничества педагогических кадров Ярославской области, являющегося эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников дополнительного образования. Спикером проанализирована детализация лучших практик наставничества в дополнительном образовании детей Ярославской области за несколько лет через конкурсную, исследовательскую и проектную деятельность педагогов.

Состоявшаяся работа секции признана всеми участниками плодотворной и полезной, рассмотренные вопросы касались практической деятельности педагогов дополнительного образования. В конце работы секции участники обменялись контактами, что будет способствовать эффективному взаимодействию не только между муниципальными районами Забайкальского края, но и другими регионами РФ.