29 ноября 2023 году в г. Чите в онлайн-формате состоялась ХII Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного детства: новое наставничество – драйвер развития и воспитания личности».

В работе конференции приняли участие: руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители, заместители руководителей и педагоги образовательных организаций системы общего и дополнительного образования, преподаватели профессионального образования и высших учебных заведений, методисты, психологи, учёные, студенты, аспиранты и соискатели.

Цель конференции заключалась в обсуждении актуальных проблем современного детства, обусловленных образовательной реальностью и вызовами времени, новых форм сотрудничества участников образовательной деятельности, выявление драйверов развития и воспитания личности и определение их роли и значимости.

Участники конференции отметили, что в настоящее время

- особое внимание следует уделять созданию центров детских инициатив. Данные пространства организуются в целях развития у обучающихся креативного мышления, их самореализации, профориентации, социализации и становятся местом притяжения детей во внеучебное время. Наряду с этим центры становятся местом встреч с детскими общественными объединениями (движениями), родительским, педагогическим, профессиональным сообществом для проведения совместных мероприятий, проектной деятельности, игр и др.;

- формируется воспитательная среда образовательной организации благодаря развитию школьных театров, музеев, спортивных клубов. Данные формы насыщают воспитательное пространство, создают возможности длявовлечения школьника в новую систему отношений, позволяют влиять наразвитие его мотивационной сферы, обеспечивают условия для формированияуниверсальных личностных качеств обучающегося. В современной инфраструктуре образовательной организации необходимо также отметить роль школьного информационно-библиотечного центра, который осуществляет информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи, оказывает помощь классным руководителям при проведении внеурочных занятий и воспитательных мероприятий.

Участники конференции подчеркнули, что

-в своей профессиональной деятельности педагогу приходится взаимодействовать с детьми разных категорий. К числу таких детей относятся дети из социально-неблагополучных семей; талантливые (одаренные) дети; дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья; дети, попавшие в трудные жизненные ситуации; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с девиантным (общественно-опасным) поведением; дети из семей мигрантов.Большой воспитательный потенциал для формирования партнерских взаимоотношений педагогов и детей заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают «на равных», а сама деятельность носит творческий характер.Семья и образовательная организация являются двумя ведущими социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию ребенка.Активное и творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей повышает эффективность воспитания;

-       дополнительное образование органично сочетает в себе обучение и воспитание детей, отличается гибкостью, способностью быстро реагировать на «вызовы времени», изменение государственного и социального заказа. Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности;

-       одной из целей общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», представленной в Федеральном законе «О российском движении детей и молодежи», является «содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи». Участвуя в проектах и инициативах «Движения Первых», школьники получают возможность прохождения стажировок и курсов, встреч с артистами, посещения культурных событий, консультаций с экспертами и многое другое.

 

Участники конференции рекомендуют:

Министерству образования и науки Забайкальского края:

-       развивать сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, образовательных, общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан;

-       активизировать деятельность общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» в Забайкальском крае.

Муниципальным органам управления образованием и образовательным организациям:

-       обеспечить организационное и методическое сопровождение воспитательной деятельности в образовательных организациях муниципальных районов и округов;

-       способствовать созданию центров детских инициатив в образовательных организациях муниципальных районов и округов;

-       содействовать формированию воспитательной среды образовательных организаций через развитие театров, музеев, спортивных клубов, информационно-библиотечных центров.

Учреждениям дополнительного профессионального образования:

-       продолжить работу по повышению квалификации управленческих и педагогических кадров по разработке рабочих программ воспитания;

-       проводить вебинары в рамках Единых методических дней по актуальным вопросам воспитания для заместителей руководителя по воспитательной работе, классных руководителей школ и специалистов МОУО муниципальных районов и округов Забайкальского края.

-       подготовить сборник по итогам ХII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного детства: новое сотрудничество – драйвер развития и воспитания личности»