Конференции 2023
Итоги пленарного заседания межрегиональной научно - практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования»
- Подробности
-
Опубликовано: 22 сентября 2023
20 сентября 2023 года в Институте развития образования Забайкальского края состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Итоги и перспективы введения ФГОСобщего образования».В работе конференции приняли участие специалисты Центра разработки цифровых ресурсовФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (г. Москва);ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»; КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования»;ГАУ ДПО Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики»;ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»; ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»; ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (г. Москва); ГАОУ ДПО Республики Хакасия «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»; ООО «Мобильное Электронное Образование»; филиала Российского общества «Знание» в Забайкальском крае; ГБОУ «Лицей № 410» Пушкинского района г. Санкт-Петербурга; ГУ «Краевой центр оценки качества образования Забайкальского края»; специалисты Министерства образования и науки Забайкальского края; руководители и сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» и ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работниковсоциальной сферы Забайкальского края».
В ходе определения актуальности вынесенных в повестку Пленарного заседания вопросов модератором Жамбаловой Э.Ч., проректором по НМР ИРО Забайкальского края, отмечено, что основная задача Пленарного заседания – обсуждение актуальных вопросов развития системы образования по двум направлениям:
- Обновление содержания обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС общего образования;
- Профессиональная компетентность педагога как фактор достижения результатов ФГОС.
В выступлении О.В. Поздеевой, начальника управления общего образования и воспитания Минобразования Забайкальского края, изложены приоритетные направления по повышению качества образования в общеобразовательных организациях Забайкальского края в контексте введения обновленных ФГОС общего образования и перехода на ФОП дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, акцентировано внимание на формировании единого образовательного пространства, определены ключевые задачи введения и реализации ФГОС общего образования в текущем учебном году.
Н. И. Волынчук, аналитик Центра разработки цифровых ресурсов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», к.пед.н., раскрыла методический аспект обновления содержания общего образования в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования, представила подробные разъяснения по управлению процессом введения обновленных ФГОС и разработке учебных планов.
Опытом проектирования моделей информационно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС и ФООП общего образования в Иркутской области, а также организацией взаимодействия и сотрудничества с муниципальными органами управления образованием, с ФГБНУ ИСРО РАО поделилась заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО «Институт развития Иркутской области», к.пед.н. Н.М.Валюшина.
Доклад Стреловой О.Ю., профессора кафедры теории и методики обучения КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования», д.п.н., был посвящен определению подходов к пониманию функциональной грамотности как новому результату образования в реалиях современного мира. Ольга Юрьевна продемонстрировала актуальность задачи по формированию функциональной грамотности, подчеркнув значимость применения полученных знаний в реальной жизни.
Актуальной проблеме приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям в условиях вызовов новой социальной реальности был посвящен видеодоклад Истоминой Ольги Борисовны, заведующей кафедрой социально-экономических дисциплин педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», д.филос.н. Ольга Борисовна актуализировала проблему новых линий поведения обучающихся, необходимости формирования ценностей в ходе реализации «живых» форм социального поведения.
В рамках программы второго трека «Профессиональная компетентность педагога как фактор достижения результатов ФГОС» вниманию участников конференции на пленарном заседании были предложены актуальные материалы, посвященные развитию регионального сегмента Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Забайкальском крае (Э.Ч.Жамбалова, проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»), анализу мониторинговых исследований профессионального развития педагогических работников Республики Бурятия (И.Н.Сункуева, руководитель ЦНППМ ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики») и профессиональной подготовке педагогических кадров в Хабаровском крае (Е.В. Анкудинова, заведующая кафедрой педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», к.пед.н, доцент). Спикерами отмечена необходимость обеспечения интегрированной системы профессионального развития педагогических и управленческих кадров через разработку механизмов координации деятельности всех субъектов научно-методического сопровождения.
Вдохновляющим на участие в различных проектах, направленных на развитие системы образования, профессиональных конкурсах было выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ «Лицей № 410» Пушкинского района г. Санкт-Петербурга А.В.Симоновой - «Проект «Вектор качества образования» как драйвер развития образовательной организации».
Участники пленарного заседания отметили, что продолжение реализации ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях будет логично сопрягаться с выполнением мероприятий нормативно-правовой, организационно-методической, информационно-просветительской направленности поэтапного введения, что потребует дальнейшего глубокого осмысления методологических подходов к содержанию образования; поиска методических решений организации учебных занятий; максимального использования воспитательного потенциала образовательной деятельности, заложенных в обновленных ФГОС. Интеграция усилий педагогических коллективов общеобразовательных школ по реализации ФГОС и ФООП общего образования должна осуществляться в условиях стратегически выстроенного, тактически действенного управления образовательной организацией; совершенствования педагогической культуры; сохранения психологического комфорта для всех участников образовательных отношений.
Вместе с тем, по мнению участников, необходимо продолжить целенаправленную работу педагогических коллективов, руководителей образовательных организаций, руководителей и специалистов органов управления образованием, методических служб Забайкальского края по информационно-методическому сопровождению и обеспечению, решению актуальных задач реализации ФГОС, повышения качества образования на основе совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров.
C презентациями и видеодокладами спикеров Пленарного заседания можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/YKq_DWpWL1re-w
И.П. Капустина, зав. кафедрой управления образовательными организациями