Аналитик: Соколова С. П.,
методист ФОиСОО
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

 

 20 сентября 2023 года в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования» прошла стратегическая сессия «Повышение качества образования в Забайкальском крае в 2023-2024 учебном году», которая включала в себя предметную секцию русского языка. В работе предметной секции приняли участие 28 педагогов (17 очно и 11 дистанционных подключений) и 3 модератора. Модераторами площадки выступили методисты ФОиСОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Шароглазова Ольга Александровна, Соколова Светлана Петровна, а также начальник отдела анализа мониторинга качества образования ГУ КЦОКО Забайкальского края Попова Галина Борисовна, к.филол.н..

Шароглазова О.А. познакомила участников с направлениями работы площадки, обозначила общую тему для обсуждения: «Повышение качества образования в Забайкальском крае в 2023-2024 учебном году по предмету русский язык».

Попова Г.Б. представила вниманию участников секции доклад «ГИА: динамика предметных результатов по русскому языку за 2022 г., 2023 г.». Несмотря на то, что большая часть заданий КИМа по русскому языку является базовой, результаты ЕГЭ–2023 показали резкое снижение процента качества. Особенно трудными оказались задания 6, 16, 22, 23. При обсуждении данной проблемы педагоги пришли к выводу, что усложнились задания, расширилось количество определяемых языковых единиц. По-прежнему задание 25 имеет низкий показатель выполнения. Учителя видят проблему в непонимании смысла фразеологизмов, так как дети мало читают художественной и научной литературы, а в повседневной жизни фразеологизмы употребляются нечасто. Также спикер заметила, что произошло резкое снижение  выполнения заданий с 9 по 12, это задания на выявление орфографических навыков. Педагоги поделились опытом работы с заданиями 9-12 и пришли к выводу: необходимо продолжить в работу по умению нахождения орфограммы, умения ее проанализировать и сделать правильный выбор написания орфограммы; недостаточно знать правило, необходимо видеть орфограмму и уметь разбирать слово. В этом поможет работа с недеформированным текстом, постоянный тренинг в написании мини-диктантов, графические диктанты. Выступление Поповой Галины Борисовны вызвало широкий отклик среди педагогов, в аудитории не осталось равнодушных и незаинтересованных учителей.

Методист ИРО Шароглазова О.А. представила данные предметной диагностики, в которой участвовали учителя русского языка.

Проанализировав оба выступления, участники секции пришли к выводу, что на итоговом экзамене по русскому языку у выпускников «западают» те задания, по которым учителя русского языка показали недостаточный уровень владения предметными компетенциями.

Педагогами были сделаны определенные выводы и разработан план мероприятий по повышению уровня предметных компетенций у учителей русского языка.

Для всех педагогов предметной области «Русский язык и литература» рекомендовано обучение на очных курсах не реже одного раза в три года (курсы должны носить практико-ориентированный характер); участие в единых методических днях, в вебинарах различных платформ; работу над темой самообразования, обмен своим опытом и положительным опытом коллег; участие в профессиональных конкурсах. Учитель не должен работать «по схеме», работа педагога – творческий процесс.

С участниками секции своим опытом работы поделились педагоги школ города и края. Калиничева Елена Александровна, учитель Холбонской СОШ Шилкинского района, выступила с докладом «Развитие читательской грамотности на уроках родной литературы». Танченко Валентина Юрьевна, учитель МБОУ «МЯГ №4» г.Читы, рассказала о подготовке выпускников 11-го класса к сочинению: «Ресурсы зарубежной литературы при подготовке к итоговому и экзаменационному сочинению». Опыт работы по воспитанию патриотизма на уроках литературы представила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 19» г. Читы Иванова Юлия Юрьевна.

В завершение работы секции участники обобщили основные проблемы в преподавании русского языка и предложили ряд мер, которые будут способствовать повышению результатов ЕГЭ по русскому языку в 2024 и последующие годы.

Учителя, принявшие участие в работе секции, отметили важность проведения подобных мероприятий, где есть возможность живого общения с коллегами из других районов края, с коллегами других регионов.