Целью конференции является обсуждение актуальных научно-методических проблем, обусловленных современной образовательной реальностью и вызовами времени, новых ролей участников образовательной деятельности, их функций, ответственности, выявление основных ценностных оснований в образовании.

Проблемно-тематическое поле конференции включало обсуждение вопросов по следующим направлениям:

1.      Профессионализм учителя в информационном обществе: проблемы формирования и совершенствования.

2.      Диагностика и мониторинг организации системы воспитания обучающихся.

3.      Пространство воспитания как механизм выбора и реализации приоритетов формирования социально ответственной личности.

4.      Использование цифровых технологий в образовательном процессе в условиях обновлённых ФГОС.

5.      Вопросы современной практики работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации: свежий взгляд и новые решения.

В рамках конференции состоялась работа Пленарного заседания и 12 тематических площадок в дистанционном и очном формате.

В ходе Пленарного заседания конференции представлены доклады, посвященные актуальным проблемам современного детства и раскрывающие ценностные основания современного воспитания, российские базовые ценности в воспитании и обучении детей, представлены меры по работе с несовершеннолетними с деструктивным поведением и их семьями, особое внимание уделено семье как субъекту проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка и ее социально-педагогической поддержке во взаимодействии с учреждением дополнительного образования детей. Методологический аспект представлен в докладах В.А. Ясвина «Педагогический проект «Живая школа актуального образования» в контексте новой образовательной парадигмы» и Е.Л. Кудрявцевой, представившей компетентностный паспорт педагога на основе технологии «КомПас».

На тематических площадках, организованных в режиме онлайн, состоялся конструктивный диалог, в ходе которого участники обсудили механизмы выбора проектирования и реализации пространства воспитания и формирования социально ответственной личности, поделились опытом по использованию цифровых платформ, ресурсов и инструментов, обсудили условия их использования в процессе обучения и воспитания. В рамках Педагогической мастерской «Диагностика и мониторинг обучения и воспитания обучающихся» у участников была возможность ознакомиться с методами диагностики воспитания обучающихся; разработать инструментарий диагностики воспитания обучающихся и провести анализ полученных данных с помощью разработанного инструментария. На площадке «Спортивные достижения в новой образовательной реальности: практики и векторы развития» представители спортивной сферы (специалисты, спортивная общественность, учителя физической культуры, родители) обсудили пути достижения спортивных результатов школьников в ходе выстраивания спаррингов и партнерских отношений между участниками образовательной деятельности.

Мероприятия в очном формате по направлению «Навигаторы детства» состоялись на базе Института развития образования Забайкальского края, футбольного клуба «ЧИТА», МБОУ СОШ с. Смоленка и СОШ №35 г. Читы, Центра «Семья» и Технопарка Забайкальского края. В ходе презентационной площадки, профессиональной гостиной, стажировочных площадок и панельной дискуссии состоялось обсуждение вопросов современной практики работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ОВЗ, межведомственного взаимодействия в сфере профилактики различных видов деструктивного поведения несовершеннолетних, развития службы примирения в образовательной организации. Также в рамках мастер-классов представлен опыт организации работы с детьми 6-7 лет на занятиях хореографии, адаптивных настольных спортивных игр для детей с ОВЗ, формы реализации физкультурно-спортивного направления дополнительного образования в условиях школы, пути решения проблемы буллинга в образовательной среде.

Участники конференции обращают внимание на необходимость продолжения системной работы, направленной на решение актуальных проблем воспитания и обучения с учетом тенденций развития новой образовательной реальности, и предлагают:

1.продолжить работу по реализации мер в области воспитания и обучения, которые предусмотрены стратегическими документами, регламентирующими деятельность системы образования;

2. способствовать непрерывному повышению квалификации педагогических работников, в том числе путем участия в образовательных стажировках, посещения семинаров и др.;

3.в рамках повышения квалификации педагогов в межкурсовой период привлекать внимание педагогов к теме качественных изменений в системе духовно-нравственного воспитания: переосмысления педагогических принципов, изменения способов преподавания и организационных форм работы, позволяющих создавать педагогические условия для глубокого формирования ценностно-смысловой сферы личности;

4.внедрять в практику современные формы и методы работы, эффективные технологии воспитания, в том числе технологии цифровой дидактики с учетом потребностей всех участников образовательных отношений – детей, родителей и педагогов;

5.проводить комплексные междисциплинарные исследования в области воспитания с опорой на принципы сетевого взаимодействия и социального партнерства;

6.интегрировать и тиражировать инновационный опыт в области организации воспитания;

7.обеспечивать методическое сопровождение воспитательной деятельности с обучающимися на всех уровнях образования.