На пленарном заседании Конференции представлены доклады, раскрывающие актуальные проблемы введения обновленных ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Забайкальского края, анализ результатов оценочных процедур ГИА (2022 г.) по учебным предметам «Русский язык», «Математика»; инструменты создания цифрового контента и новых сервисов интерактивной образовательной среды; психофизиологические особенности воспитанников ДОУ в контексте вызовов современного дошкольного образования.

В рамках работы Конференции на 20 тематических площадках проведено профессиональное обсуждение эффективных управленческих, методических, педагогических практик реализации ФГОС общего образования; введения обновленных ФГОС начального общего, основного общего образования (далее- ФГОС НОО, ООО), в том числе:

- управленческие практики координации деятельности по введению обновленных ФГОС на муниципальном уровне; разработка ООП; организация сетевого взаимодействия в условиях обновленных ФГОС; реализация антирисковых программ (федеральный проект «500+»), формирование регионального сегмента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; создание и развитие воспитательной системы, реализация адаптированных ООП; формы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;

- педагогический опыт реализации ФГОС дошкольного, начального общего образования; лучшие практики преподавания учебных предметов естественно-научной и социально-гуманитарной направленности; формирования и развития функциональной грамотности, внедрения инновационных инструментов оценочной деятельности, создания условий развития способностей высокомотивированных детей; использования эффективных методик и технологий преподавания родных языков народов Забайкалья; механизмов создания и развития цифровой образовательной среды школы (центры «Точка роста», «IT-куб», новые электронные сервисы); презентация тематического литературно-художественных журнала «Слово Забайкалья».

Участники Конференции обращают внимание на необходимость продолжения системной работы педагогических коллективов, руководителей образовательных организаций, руководителей и специалистов органов управления образованием, методических служб по решению актуальных задач реализации ООП дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, введению обновленных ФГОС НОО, ООО, в том числе:

- разработка нормативных локальных актов, обеспечивающих поэтапное введение ФГОС НОО, ООО в соответствии с изменениями, внесенными во ФГОС НОО, ООО, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- корректировка и совершенствование ООП НОО, ООО; рабочих программ учебных предметов;

- обеспечение механизмов реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, культуры, спорта, досуга, негосударственных образовательных организаций;

- создание внутришкольной модели методической службы, направленной на сопровождение профессионального развития педагога и повышение качества педагогической деятельности;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных дефицитов;

повышение профессиональных компетенций педагогов в использовании современных (цифровых) технологий обучения;

- максимальное использование воспитательного потенциала урочных и внеурочных форм образовательной деятельности для усиления патриотического воспитания.

В период перехода на обновленные ФГОС требуется комплекс мероприятий по управлению введением ФГОС НОО, ООО, научно-методическому, информационно-аналитическому, тьюторскому сопровождению педагогических работников начального общего, основного общего образования.

 

Участники Конференции предлагают:

Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края продолжить работу по:

- обеспечению поэтапного внедрения обновленных ФГОС НОО, ООО в общеобразовательных организациях региона;

- совершенствованию нормативно-правового, финансово-экономического, материально-технического, кадрового обеспечения введения обновленных ФГОС НОО, ООО;

- развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Забайкальского края;

- внедрению целевой модели развития цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» по модернизации и развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций;

развитию инфраструктуры дошкольного образования, включая группы детей раннего возраста;

- инициированию обращения в Министерство просвещения РФ о включении уровня дошкольного образования в национальные проекты.

 

Муниципальным органам управления образованием продолжить работу по:

- разработке нормативных актов муниципального уровня, обеспечивающих поэтапное внедрение обновленных ФГОС НОО, ООО;

- обеспечению сопровождения общеобразовательных организаций по разработке «дорожных карт» (планов-графиков) мероприятий по введению обновленных ФГОС НОО, ООО;

- развитию муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

- выявлению и трансляции лучших управленческих, методических, педагогических практик реализации ООП в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с Центрами образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», цифрового образования (IT-куб), модельными центрами дополнительного образования, центрами детских технопарков «Кванториум», учреждениями дополнительного образования; содействовать вовлечению организаций профессионального образования, реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, досуга и негосударственных образовательных организаций;

- обобщению лучших практик образовательных организаций по созданию психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности.

 

Организациям дополнительного профессионального образования продолжить работу по научно-методическому, информационно-аналитическому, тьюторскому сопровождению введения обновленных ФГОС НОО, ООО, в том числе по:

- реализации региональной модели научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

- осуществлению адресной методической поддержки (консультированию/сопровождению) педагогических работников и управленческих кадров, а также координации методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;

- организации эффективной и адресной деятельности регионального методического актива (ЦНППМ);

- созданию сети региональных стажировочных площадок, ресурсных центров по актуальным вопросам введения и реализации обновленных ФГОС НОО, ООО;

- выявлению и представлению эффективных практик реализации основных образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия с Центрами образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», центрами цифрового образования (IT-куб); модельных центров дополнительного образования; учреждений культуры, спорта, досуга и негосударственных образовательных организаций;

- проведению совместно с ГАУ ДО «Образовательный центр «Эврика» серии семинаров по развитию способностей высокомотивированных детей в течение 2022-2023 учебного года;

- проведению вебинаров, проблемных, проектировочных семинаров, интерактивных мероприятий, методических консультаций по тематике введения обновленных ФГОС НОО, ООО.

 

Образовательным организациям продолжить работу по:

- совершенствованию нормативно-правового, программно-методического, организационного обеспечения реализации ФГОС общего образования (в том числе обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО), ФГОС обучающихся с ОВЗ, формированию моделей организации образовательной деятельности, реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, системы оценивания достижений планируемых результатов;

- использованию инструментов внутреннего и внешнего оценивания;

- повышению эффективности работы педагогов по сопровождению высокомотивированных детей;

-использованию результатов оценивания для индивидуальной работы с детьми;

- активизации работы с родителями по разъяснению новых методов оценивания, в т.ч. через сайты образовательных организаций;

- корректировке и совершенствованию основных образовательных программ общего образования, общеобразовательных адаптированных программ с учетом требований ФГОС общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ;

- развитию практико-ориентированного подхода на уроках естественно-научного цикла в рамках реализации ФГОС с целью повышения мотивации к обучению и дальнейшей профориентации школьников;

- сохранению родного языка в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС посредством формирования учебно-методического инструментария;

- активизации участия классных руководителей в конкурсном движении;

- выявлению и трансляции лучших управленческих, методических, педагогических практик реализации ООП в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с Центрами образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», цифрового образования (IT-куб), модельными центрами дополнительного образования, центрами детских технопарков «Кванториум», учреждениями дополнительного образования; содействовать развитию социального партнерства с организациями профессионального образования, реального сектора экономики, учреждений культуры и спорта;

- инициированию сетевой формы реализации образовательных программ в сфере общего и дополнительного образования и развитию сетевых методических, педагогических, ученических, родительских сообществ в условиях реализации ФГОС общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ;

- совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в области ИКТ с целью эффективного использования цифровых образовательных ресурсов.