23 сентября 2022 года в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования» проведена презентационная площадка «Нацпроект «Образование» в действии: развитие цифровой образовательной среды Забайкальского края». Спикерами на данной площадке выступили директора центров «IT-куб»Забайкальского края.

Открывал секцию Тарас Леонидович Метельский, директор «Центра цифрового образования IT-куб» г. Чита. Докладчик поделился опытом открытия первого IТ-куба в Забайкальском крае в 2020 году, опытом подготовки педагогического коллектива, положительной динамикой за время существования Центра и перспективами его развития. Кроме того, Тарас Леонидович рассказал о проекте «Код будущего», ответил на вопросы коллег.

Второй спикер – директор IТ-куба пгт. Могойтуй Жаргалма Батожаргаловна Батодалаева – рассказала о запуске Центра и новых возможностях, открывшихся для учеников, плане развития и сетевого взаимодействия IT-куба в цифровом пространстве. IТ-куб создан на базе МОУ «Могойтуйской средней образовательной школы №2 имени Ю.Б. Шагдарова». С 2010 года учреждение работало над внедрением модели цифровой школы, а в 2020 году – вошло в проект Цифровая образовательная среда. 1 сентября 2022 года в школе открылся центр цифрового образования «IT-куб».

Направление школы – создание школы-комплекса с широким спектром образовательных услуг для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Учащимся и педагогам Могойтуя сегодня предоставлена возможность учиться и работать на комфортной площадке, оборудованной по современным стандартам. Создание на базе школы IТ-куба усилило возможности создания образовательного пространства для ребят.

IT-куб открыл перед школьниками новые и полезные возможности в современном мире. Ребятам предстоит разработка приложений для телефонов, графический дизайн, 3D-моделирование, кибербезопасность, виртуальная и дополненная реальность и изучение огромной сферы программирования. На первый взгляд все это кажется очень сложным, но интерес ребят только разыгрывается.

На протяжении месяца в стенах школы царит атмосфера технического творчества, хотя занятия начались только неделю назад. Но до этого была проведена большая подготовительная работа. Педагоги вместе со школьниками устанавливали новейшее современное оборудование и осваивали новые серьезные программы. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации на федеральных и региональных площадках. Базовым форматом образовательного процесса станет проектная деятельность. Проекты планируется выполнять в формате законченных научных исследований или технической разработки в виде программного продукта / инженерного решения. Идеи и заказы проектов будут подбираться в сотрудничестве с интеллектуальными и социальными партнерами.

В комплексном плане мероприятий Центра для учеников запланированы различные олимпиады, квесты, соревнования, хакатоны, фестивали; для школ-партнеров – дни открытых дверей, экскурсии и мастер-классы; для школьников, родителей и социальных партнеров – техносубботы с презентациями технических разработок и программных продуктов.

Главным итогом деятельности Центра цифрового образования детей должно стать повышение общего уровня цифровой грамотности школьников, воспитание нового поколения инженеров и программистов.

IТ-куб г. Хилок еще находится на стадии открытия. Директор Центра Анастасия Владимировна Талдыкина рассказала о перспективах и путях развития IТ-куба на базе МБОУ СОШ №10 г. Хилок. Вектором развития является сетевое взаимодействие не только со школами города, но и со школами всего района. Организовано сотрудничество с IТ-кубами г. Читы и пгт. Агинское. На базе Центра проводятся различные мероприятия для детей и родителей. Педагогический коллектив IТ-куба дистанционно обучался на курсах Академии Министерства образования.

Директор IТ-куба пгт. Агинское Болот Жамьянович Жамбуев отметил, что в целях популяризации программирования, развития навыков и роста компетенций учащимся необходимо постоянно участвовать в различных соревнованиях, хакатонах, олимпиадах. В этой связи он указал на ряд проблем: обеспечение участия в олимпиадах, обеспечение конфиденциальности, проверка работ участников. Решить указанные проблемы помогает сервис Яндекс контест, обеспечивающий конфиденциальность участников, достоверность данных, верификацию пользователей и, главное, предоставление равных условий участникам. Немаловажен то факт, что проверку ответов проводит сама система, облегчая работу жюри и экспертов. Болот Жамьянович наглядно показал и рассказал как происходит добавление пользователей, как по защищенному каналу связи подключаются участники и в режиме реального времени загружают свои ответы и получают оценки.

Докладчик указал на проблему недостаточности тестовых заданий при проведении муниципальных этапов Всероссийской олимпиады школьников и рекомендовал помимо базовых наборов тестов включать в рассылку и дополнительные.

В завершении секции заведующий кафедрой информатики и цифровых технологий Института развития образования Забайкальского края, Рождественская Анастасия Владимировна рассказала об одном из цифровых инструментов современного учителя – платформе «Яндекс Учебник». «Яндекс-учебник» – интерактивные курсы и сборники упражнений по школьным предметам с мониторингом прогресса учеников. В библиотеке можно найти более 350 тысяч заданий по русскому языку, математике, окружающему миру, музыке и информатике. В данный момент на платформе запущена диагностика учителей информатики. На ней каждый учитель сможет выявить свой уровень цифровой грамотности и навыков программирования, закрепить знания обновленных федеральных образовательных стандартов, а также узнать:

üкакие существуют принципы решения олимпиадных заданий, методики преподавания информатики и языков программирования;

üкак вовлечь школьников в активную познавательную деятельность на уроках с помощью Яндекс Учебника;

üкак использовать бесплатный курс для подготовки учеников к сдаче ОГЭ.

По итогам диагностики преподавателям предложат пройти бесплатный базовый или углубленный курс повышения квалификации. Программа, разработанная Яндексом и включенная в федеральный реестр ДППО, содержит 4 тематических раздела: информационно-коммуникативные технологии, алгоритмы, информационные технологии и программирование.

Кроме того, Яндекс Учебник подготовил диагностику по информатике для учеников 5-11 классов. Она состоит из четырех разделов: цифровая грамотность, основы информатики по ФГОС, олимпиады по информатике и программирование. Задания основаны на конкретных жизненных ситуациях – дети учатся самостоятельно делать выбор, применяя полученные знания на практике. Результаты диагностики помогут учителям выяснить какие темы ученикам необходимо проработать и выявить способных школьников.

 

Рождественская А.В., зав. кафедрой информатики

и цифровых технологий

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»