В рамках межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования» на мастер-классе «Цифра для педагога: эффективная подготовка к современному уроку» обсуждались важные вопросы о том, как  сделать урок / занятие / тренинг современным, продуктивным, безопасным, используя верифицированный цифровой образовательный контент и цифровые образовательные сервисы цифровой образовательной среды федеральной информационно-цифровой платформы ЦОК. Педагогу необходимы цифровые компетенции, то есть способности решать задачи в цифровой среде с использованием цифровых продуктов. Как и где формировать цифровые компетенции, педагогам рассказали спикеры мастер-класса.

Спикер Макрова Светлана Юрьевна, региональный менеджер по СФО и ДФО Центра цифровизации образовательной деятельности АНО ВО «Университет Иннополис» рассказала о платформе «Цифровой образовательный контент» (educont.ru) и показала функционал данного ресурса. ЦОК – единый каталог онлайн-курсов, который содержит материалы, предоставленные ведущими российскими образовательными компаниями. Ресурсы и сервисы, контент которых представлен на платформе, отобраны при участии Министерства просвещения и Минцифры РФ.

Игорь Сергеевич Горностаев, ведущий методист МЭО выступал с темой доклада «Цифровая образовательная среда МЭО как основа для построения методического сопровождения образовательных организаций муниципалитетов».

Докладчик озвучил мифы, риски и вызовы современного «сетевого» детства, к которым относятся:

  • социальная стратификация детства как доступ семьям к образовательным ресурсам;
  • отрыв ребёнка от культурных традиций общества и его истории;
  • «вымывание» игры из жизни детей;
  • рост агрессии, насилия в детской среде;
  • рост удельного веса группы детей с проблемным характером психического развития множественной этиологии;
  • искусственное форсирование интеллектуального развития в ущерб личностному развитию;
  • снижение роли образования и освоения культуры как традиционных основ взросления и социализации ребёнка;
  • обеднение и ограничение общения детей со сверстниками и взрослыми;
  • низкий уровень сетевой культуры, информационной безопасности детей, формирование Интернет- и игровой компьютерной зависимости.

В обсуждении данной темы выявлено, что управление рисками становится возможным через реализацию стратегии комплексного социального и психолого-педагогического конструирования детства.

Современный мир предъявляет новые требования к развитию социогуманитарных наук, в том числе наук об образовании, необходимы новые инструменты для проведения, апробации и внедрения результатов научных исследований:

  • опирающиеся на признанные теории и концепции и на непрерывные экспериментальные исследования;
  • обеспечивающие быстрый переход от теории к практике и обратно к теории и практике;
  • ориентированные одновременно на меняющиеся интересы конкретных целевых групп и на получение фундаментального знания, формирование ценностей российского гражданского общества;
  • максимально использующие потенциал современных и прогнозных цифровых технологий.

Одним из таких инструментов является компания «Мобильное электронное образование» (МЭО): отечественный проект, не уступающий лучшим мировым аналогам и ориентированный на традиции и культуру российского образования. КомпанияМЭОпредставитель EdDev (Education Development Education Developer) вРоссии. EdDev – высоконаукоемкий бизнес по созданию образовательных сервисов, услуг и контента для всех участников образовательных отношений, включающий разработку, выпуск на рынок, непрерывную актуализацию образовательных продуктов и сопровождение пользователей на основе запросов семей, общества и государства.

Цифровая образовательная среда МЭО – инструмент методического сопровождения образовательных организаций. Курсы МЭО разработаны с учетом примерных рабочих программ с обновленных ФГОС, включают в себя адаптированные курсы для обучающихся с ОВЗ в начальной школе. Система методического сопровождения МЭО – единое образовательное пространство Российской Федерации.

Спикером от российской образовательной онлайн-платформы Учи.ру, где ученики из всех регионов страны изучают школьные предметы, в интерактивной форме выступала Савельева Елизавета Евгеньевна, муниципальный куратор Учи.ру.

В рамках мастер-класса говорили о форматах использования платформы Учи.ру в современных школах. Три существующих формата позволяют активно использовать данную платформу для более продуктивных занятий:

  • фронтальная работа с учениками в классе. Интерактивная доска + Интернет;
  • «ротация станций» в компьютерном классе. Компьютерный класс или планшеты в школе;
  • «перевернутый класс». Дети занимаются дома на платформе – в школе разбирают задания с учителем.

Интерактивные задания Учи.ру – готовые методические материалы для проведения урока и внеурочных занятий. Отличительной особенностью является интерактивность и геймификация в каждом предмете, что повышает познавательную мотивацию и интерес к учебе в целом. А задания и упражнения с автоматизированной проверкой помогут учителям в работе и сократят время проверки заданий. На портале Учи.ру проводятся онлайн-олимпиады.

Подробная аналитика по итогам тестирований в кабинете учителя позволит учителю увидеть темы, которые вызвали трудности у большей части класса и сформировать задание для отработки ошибок.

На площадке в разговоре присутствовали эксперты: Лапшина Ирина Владимировна, руководитель отдела информационно-методического сопровождения образовательных продуктов, к.п.н. и Казакова Любовь Ивановна, проректор, директор Центра цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

 

Рождественская А.В., зав. кафедрой информатики

и цифровых технологий ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»