Цель дискуссионной площадки «Факторы и условия развития способностей высокомотивированных детей»– выявление и обсуждение проблем обучения, воспитания детей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности, связанной с новыми условиями и требованиями быстроменяющегося мира. В этой связи идеи организации образования и создания психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности, представляются инновационными.

В работе площадки приняли участие 15 человек из разных районов Забайкальского края (Агинского, Акшинского, Читинского) городов Чита и Борзя.

Целевая аудитория:учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи.

В рамках площадки Закс Татьяна Валентиновна, директор ГАУ ДО «Образовательный центр «Эврика» Забайкальского края, рассказала обактуальном состоянии и перспективах в работе с одаренными детьми и молодежью на региональном уровне.

Павлова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 10 г. Читы, выделилапроблемы взаимодействия учителя со способными детьми в условиях общеобразовательной школы.

        Лаврентьева Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 21» г. Читы, в своем докладе раскрыла особенности работы педагога с детьми, проявляющими особые способности. Выделила цели и задачи работы с одаренными детьми, рассказала о принципах, видах, формах работы с данной категорией детей и обозначила ряд проблем (подбор заданий для развития мотивации; расширение зоны ближайшего развития ребенка; создание системы работы; подготовка учителей для работы с одаренными детьми).

Зарубина Наталья Николаевна, классный руководитель и Золотуева Татьяна Георгиевна, учитель биологии ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»», представили свой опыт развития творческих способностей одаренных детей с ОВЗ.

Филатова Елена Викторовна, педагог-психолог ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат», выступила с темой: «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся Забайкальского краевого лицея-интерната».Елена Викторовна продемонстрировала в своем выступлении модель психолого-педагогического сопровождения, выделила риски и трудности одаренных обучающихся (адаптация; эмоционально-волевая саморегуляция; поведение и общение). Кроме того, был представлен опыт решения данных проблем совместно с педагогами, родителями и обучающимися Забайкальского краевого лицея-интерната.

Таким образом, в докладах выступающих прозвучали проблемные позиции при взаимодействии учителя, специалистов с высокомотивированными детьми. По результатам опроса участников вебинара были выявлены приоритеты в проблемном поле и расставлены акценты по созданию психолого-педагогических условий для детей с высоким уровнем мотивации к обучению.

Все участники дискуссионной площадки могли обозначить свою точку зрения и внести в яндекс-таблицу предложения по разрешению трудностей и сложностей в работе с одаренными детьми.

Участникидискуссионной площадки, заслушав сообщения выступающих, обсудив в рамках дискуссионной площадки поступившие предложения, считают работу в образовательных организациях по созданию психолого-педагогических условий для детей с высоким уровнем мотивации к обучению недостаточно систематизированной, требующей дальнейшей проработки и сопровождения.

По итогам работы дискуссионной площадки были выдвинуты следующие предложения:

1) рекомендовать ГУ ДПО «Институт развития образования» иГАУ ДО «Образовательный центр «Эврика» провести в течение 2022-2023 учебного года серию семинаров по заявленной в рамках дискуссионной площадки проблематике.

2) МОУО, ОО, педагогам обобщить существующие лучшие практики в образовательных организациях Забайкальского края по созданию психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности;

3) педагогам совершенствовать профессиональные компетенции по комплексному применению современных образовательных технологий сопровождения высокомотивированных детей.

 

Комерова Н.В., методист кафедры психологии

и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»