Конференции 2022
Об итогах Пленарного заседания межрегиональной научно - практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования»
- Подробности
-
Опубликовано: 23 сентября 2022
Модератор конференции - Валерия Валерьевна Гарднер, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н. в ходе открытия подчеркнула особую актуальность традиционной конференции в условиях введения обновленных ФГОС.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась и.о. министра образования и науки Забайкальского края Татьяна Константиновна Клименко, д.п.н., профессор. В своем выступлении Т.К. Клименко отметила важность рассматриваемых проблем введения и реализации ФГОС общего образования, участие школ и педагогических работников в обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, поздравила Балжирову Дариму Николаевну, учителя МАОУ «Агинская СОШ № 1» ГО «Поселок Агинское», ставшую лауреатом Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022», который состоялся в середине сентября, поблагодарила её за вклад в развитие родного языка и литературы в Забайкальском крае, пожелала участникам успехов в работе конференции, творческого взаимодействия и развития профессионального сотрудничества.
На пленарном заседании конференции представлены доклады, раскрывающие актуальные проблемы введения обновленных ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Забайкальского края, анализ результатов оценочных процедур ГИА (2022г.) по учебным предметам «Русский язык» и «Математика»; инструменты создания цифрового контента и новых сервисов интерактивной образовательной среды; психофизиологические особенности воспитанников ДОУ в контексте вызовов современного дошкольного образования.
Шибанова Наталия Михайловна, заместитель министра образования и науки Забайкальского края, к.п.н., в своем выступлении отметила, что сегодня обновленные стандарты общего образования рассматриваются как требования к механизму, обеспечивающему успешное функционирование сложившейся образовательной системы, как совокупность требований, которые надо учитывать при формировании у обучающихся ценностных ориентиров, и в Забайкальском крае есть положительный опыт в развитии системы образования. В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, Н.М. Шибанова акцентировала внимание на стратегических ориентирах деятельности органов управления образования и образовательных организаций Забайкальского края, которые были определены в ходе традиционной конференции педагогических работников в августе 2022 года.
Продолжила выступление спикеров Добротина Ирина Нургаиновна, заведующая лабораторией филологического общего образования ФГНБУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н. Наряду с положительными моментами введения обновленных ФГОС общего образования, И. Добротина отметила ряд актуальных проблем, требующих рассмотрения и поддержки: обеспечение готовности общеобразовательных организаций к введению обновлённых ФГОС; координацию всех локальных актов; создание условий для углублённого изучения учебных предметов; опыт разработки ООП НОО и ООП ООО с учётом введения обновлённых ФГОС в первых и пятых классах; обновление содержания предметных областей (учебных предметов, учебных модулей) - вопросы отбора содержания в примерных рабочих программах как инструмента реализации ФГОС; систему адресного сопровождения педагогических работников в процессе введения обновлённых ФГОС (кадровые проблемы; готовность учителя – психологическая и профессиональная - к реализации требований ФГОС; вопросы наставничества); использование цифровых технологий образования в условиях обновлённых ФГОС; внедрение эффективных технологий достижения и оценивания личностных и метапредметных образовательных результатов; дидактические решения формирования функциональной грамотности средствами учебных предметов. Спикер акцентировала внимание участников на проблемах формирования культуры речи обучающихся как компонента общечеловеческой культуры, сочетания единства требований к письменной и устной речи в процессе обучения не только на уроках русского и родного языков, но и других учебных предметов, отметив, что слово «единство» стало ключевым как в нашей жизни, так и профессиональной деятельности.
Интерес вызвало выступление Макровой Светланы Юрьевны, посвященное цифровому образовательному контенту как инструменту педагога в учебном процессе и повышении цифровых компетенций, формировании функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов.
Анализ результатов оценочных процедур государственной итоговой аттестации выпускников 2022 г. по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» представили Попова Галина Борисовна, начальник отдела анализа и мониторинга качества образования ГК КЦОКО Забайкальского края, заместитель председателя предметной комиссии ГЭК и Ульзутуева Светлана Алексеевна, председатель предметной комиссии ГЭК, руководитель ассоциации учителей математики Забайкальского края.
Особый интерес и готовность к дискуссии вызвали выступления спикеров, посвященные вызовам современного дошкольного образования, проблемам готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, преемственности дошкольного и начального общего образования. Дошкольный возраст очень ответственный период в формировании личности.
Доклад Веннецкой Ольги Евгеньевны, проректора Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Международная педагогическая академия дошкольного образования», был посвящен формированию пространства детской реализации, проблемам коммуникации детей и их родителей (законных представителей), организационно-методическому сопровождению дошкольных работников. Ольга Евгеньевна отметила положительный вклад дошкольных образовательных организаций Забайкальского края в развитие системы дошкольного образования и пригласила принять участие в съезде дошкольных работников с представлением лучших практик на федеральном уровне.
«Портрет» дошкольника на пороге школы был представлен Филипповой Татьяной Андреевной, ведущим научным сотрудником лаборатории возрастной психофизиологиии диагностики развития ФГНБУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», к.б.н. Участникам были представлены результаты популяционных исследований среди детей дошкольного возраста 5-6 и и 6-7 лет, проведенных в ряде регионов РФ. Т.А. Филиппова поделилась научными наблюдениями и результатами диагностики детей старшего дошкольного возраста. Спикер отметила, что именно в дошкольном возрасте возрастает познавательная активность, появляется логическое мышление, развиваются наглядное мышление, восприятие, возрастает роль речи в познании мира, развитии общения и разных видах деятельности, и наглядно продемонстрировала связь результатов исследований между отдельными аспектами развития ребенка и проблемами обучения в школе. По итогам выступления Татьяны Андреевны поступил запрос от специалистов ряда органов управления образования об оказании помощи и методическом сопровождении в проведении мониторинговых исследований среди детей дошкольного возраста.
В ходе рефлексии отмечено, что выступления спикеров позволили рассмотреть процесс подготовки к введению обновленных ФГОС с разных позиций, актуализировать имеющиеся проблемы и обозначить пути их решения.