Конференции 2022
Аналитический отчет секции "Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей подсекция «Общее образование»"
- Подробности
-
Опубликовано: 29 марта 2022
Досаева Лариса Александровна, учитель МБОУ СОШ № 10, г. Хилок,познакомила присутствующих с докладом «Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства». В качестве эпиграфа к выступлению она привела слова В.А. Сухомлинского, советского педагога-новатора, детского писателя: «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…». Основная задача учителя – научить ребенка мыслить нестандартно, оригинально, видеть мир прекрасным, наполненным яркими красками, развить в школьнике духовно-нравственные качества. В связи с этим педагог в своей работе использует нетрадиционные техники рисования, тематические выставки, где дети, выражая свою индивидуальность, проявляют себя как личность. Методы преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Задачей обучения является передача и закрепление знаний, пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения.
Ерилова Татьяна Владимировна, учитель истории, директор МБОУ «Новодурулгуйская СОШ», Ононский район, предложила вниманию слушателей доклад по теме «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, соотношение общечеловеческих и национальных ценностей». Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям; расширения сотрудничества между школой и семьей в сфере духовно-нравственного воспитания детей; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов. На формирование этих ценностных установок направлена деятельность школы, которая выражается в проектной деятельности, проведении русских праздников, приобщении к традициям русской культуры на уроках истории, обществознания, литературы.
На вопрос О.С. Наумовой: в чем Вы видите соотношение общенациональных ценностей? Ерилова Татьяна Владимировна ответила, что соотношение общенациональных ценностей проявляется в толерантности и принятии культур других народов, проживающих в Забайкальском крае.
Продолжило работу секции выступление «Духовно-нравственное воспитание российского школьника на основе традиционных российских ценностей» Красноносовой Ларисы Николаевны, учителя начальных классов МОУ СОШ № 2 п. Чернышевск. Она отметила, что будущее нашего общества зависит от детей и молодежи. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность, включение в межкультурное взаимодействие. Для организации внеурочной деятельности школа использует различные формы: выпуск стенгазет, плакатов, посещение музеев, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования. Лариса Николаевна подчеркнула: воспитание любви к людям и родине, воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности, воспитание этнокультурной толерантности, которое осуществляется в различных мероприятиях школы: экскурс в историю костюма, путешествие по городам «Золотого кольца России», проведение мероприятий, направленных на увековечивание памяти о Великой Отечественной войне.
Крупенникова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6, г. Читы, представила сообщение «Духовно-нравственное воспитание школьников через семейные ценности на уроках литературы».
Овчеренко Ольга Викторовна, преподаватель ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», познакомила присутствующих с докладом «Духовно-нравственное становление современного студента через участие в деятельности музыкальной студии «Нота». Целью создания вокального коллектива стало музыкально-эстетическое, нравственное и духовное воспитание студентов колледжа через участие в деятельности музыкальной студии. Ольга Викторовна отметила недостаточность общения ребят с искусством, культурой с позиций нравственности, духовности, эстетики. Ансамбль «Нота» стал участником городских и областных конкурсов. В конкурсе вокальных коллективов «Живи Россия» участники музыкальной студии заняли первое место.
Филинова Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39» г. Читы, обратила внимание слушателей на значимость уроков по Забайкаловедению в решении задач воспитания и образования в начальной школе. Наиболее эффективными приемами являются проектная и исследовательская работа на уроках по Забайкаловедению: "Герои-пожарные, Эвенки Забайкальского края, деревянная изба.
Завершило работу секции выступление Ягодко Любови Ивановны, учителя начальных классов МОУ СОШ № 2 п. Чернышевск, по теме «Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, соотношение общечеловеческих и национальных ценностей». Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей духовно-нравственного развития обучающихся, к которым относятся основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Педагог подробно рассказала о движении юнармейцев в Чернышевском районе.
Руководитель секции О.С. Наумова подвела итоги секции, отметила важность выстраивания межпредметных связей между предметами гуманитарной направленности, на которых закладываются основные ценностные установки: отношение человека к жизни, к природе, труду, семье, родине и подчеркнула значимость роли учителя в реализации основных направлений и задач духовно-нравственного развития обучающихся в образовательных организациях Забайкальского края.
Аналитик:
Л.Н.Фефелова,
ст. методист, ст. преподаватель
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»