Грешилова Ирина Александровна обратилась к участникам дискуссионной площадки с проблемными положениями для обсуждения: как ответить на современные вызовы времени; может ли современное образование стать стартовой площадкой для развития школьника; нужно ли предоставлять детям безграничные возможности в интернет пространстве. Кроме того, она обозначила задачу дискуссионной площадки - выработать коллективное мнение и внести в резолюцию конференции свои предложения.

Романюк Л. Б. и Степанова Н. В., модераторы дискуссии,приветствовали участников секции «Обсуждение «Обучение и воспитание в современной образовательной среде» X Всероссийской научно-практической конференции.

В начале обсуждения участники конференции заслушали интервью с известным лингвистом, доктором филологических наук, член-корреспондентом РАО, заслуженным деятелем науки РФ, профессором кафедры общего языкознания СПбГУ Черниговской Татьяной Владимировной.

Ирина Александровна предложила коллегам вступить в заочную дискуссию с Татьяной Владимировной и ответить на вопрос, какие трудности возникают у учащихся при изучении литературных произведений в эпоху цифровизации, и каково их отношение к книге?В ходе обсуждения развернулась конструктивная полемика среди педагогов края. Приведём примеры выступлений педагогов:

Шайдурова О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 заметила, что при проведении опроса среди школьников выяснилось, что, к сожалению, некоторые из них любят только слушать, не понимают прочитанное, не интересуются классикой, считают, что книга - это всего лишь источник информации, а не «пища» для ума, способ воспитания, учебник жизни и так далее.

Солонько А.Ж., учитель истории МБОУ СОШ №22», поделилась впечатлениями о своей работе, о любви детей к книге, о привитии любви к чтению, о методах работы с учебной литературой, а не с современными гаджетами. Родители оказались не готовы к работе в дистанционном формате. Детям, безусловно, лучше заниматься дистанционно, потому что ученик может самостоятельно планировать своё время, распределяя равномерно учебную нагрузку.

Грешилова И. А. переключила внимание педагогов на другой актуальный вопрос. Сегодня мы обсуждаемэффект пандемии: как настроить образование на интересы всех участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения?

Проректор обратила внимание коллег на то, чтов условиях дистанционного обучения размывается граница школы и семьи. Что же такое норма? Что значит соответствовать определённым образцам? Что такое культура, культурные нормы?

Романюк Л.Б. отметила, что Элвин Тоффлер, американский философ, своей книге «Шок в будущее» не ставит вопрос о том, что такое норма. Он полагает, что человек, мало приспособленный к меняющейся реальности, психологически ущербен. Ему надо разъяснить, что мир постоянно преображается. Если он хочет адаптироваться к реальности, ему важно перестроить своё отношение.

Как было отмечено на Всемирном конгрессе учителей истории, проходившем с 4 по 7 октября в г. Москве, «Нас спасёт культура».

На секции были высказаны разные мнения о смысле понятия «культура», например, культура - это духовные и материальные ценности, которые хранит человечество на протяжении всей истории.Культура - это духовные отношения, набор правил.Культура - это общение, красота вокруг нас.Культура - это наши ценности, которые нужно сохранить и приумножить!Культурная норма - общепринятые правила, не вызывающие агрессии, отторжения людей.Культурные нормы - это значимые для общества стереотипы поведения.

Коренева Н.Н.: Культура прививается в семье с рождения. Некоторые семьи были не готовы к обучению в дистанционной формате. Порой родители проявляли протест и отрицание. Что же изменилось сейчас? Развивающая среда школы, личное пространство учителя и учеников, в рамках которого развивается обучающийся, способствует привитию культуры дистанционного образования. Развивающая среда - это симбиоз: где дети извлекают пользу для себя и развиваются, учителя стремятся идти в ногу со временем, понимая детей, учась у них, опережая время, заглядывая в будущее, предугадывая его. Развивающая среда - это условие для реализации различных направлений обучения, воспитания, развития ребёнка.

Продолжая вовлекать в дискуссию педагогов, Грешилова И.А. предложила для обсуждения следующие вопросы: «Как сделать так, чтобы развивающая среда присутствовала в образовательной организации и оказывала положительное влияние на ребёнка? Какими должны быть педагоги?»

Мнения участников обсуждения было многоаспектным: учителя не должны бояться новаций, активно и тесно сотрудничать друг с другом, с родителями и учениками, оказывать поддержку, взаимопомощь, проявлять взаимопонимание; необходимо расширять образовательные границы урока: создавать видеоролики о природе родного края, проводить виртуальные экскурсии в музеях, посещать театры, приглашать интересных и нужных специалистов на урок (представителей полиции, налоговых органов, специалистов по планированию семьи, врачей и т.д.). Образование в дистанционном формате не так разнообразно, как в очном формате, но и здесь можно использовать интерактивные формы (например, квизлы, квесты, проекты и др.), которые нравятся детям.

Дистанционные формат никогда не заменит очного обучения и общения, но теперь это неотъемлемая часть современного образования. Надо научиться извлекать из этого пользу, поскольку скорость перемен в обществе стремительная.

Участники обсуждения пришли к выводу, что развивающая среда - это условие для реализации различных направлений обучения, воспитания, развития ребёнка. Урок - в большей степени должен нести воспитательный аспект. Он только начало работы ума, души и сердца, а продолжение этой работы должно быть в семье.

Романюк Л.Б. подвела итоги секции, предложив педагогам обмен делегациями разных районов, организацию видеомоста среди педагогов региона, призвала поддержать реализацию проекта «Образовательное путешествие» Ирины Юрьевны Портнягиной, учителя истории и обществознания МБОУ МЯГ №4, и принять в нём активное участие: познакомиться с Чашей Чингизхана, традициями семейских, увидеть Нерчинский дворец, побывать у Белой горы. Виртуально пройтись по местам боевой славы, посетить музей, обсудить с ребятами увиденное. Ранее
Л. Н. Толстой подчёркивал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

В рамках секции педагоги Забайкальского края активно и плодотворно обсудили следующие вопросы:

Как в образовательной организации создать развивающую среду? Эффект пандемии: как настроить образование на интересы всех участников образовательного процесса? Как изменились отношения в семье, когда размылись границы школы, работы, дома? Насколько полно реализует современное образование социокультурную функцию? Книгофобия современного поколения: почему и что не любят читать?

Аналитик:

Фефелова Л.Н.,

ст. методист кафедры гуманитарного образования

ИРО Забайкальского края