14.10.2020 - Региональная научно-практическая конференция «Реализация концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Забайкальского края»

28 октября 2021г состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Забайкальского края». С приветственным словом к участникам конференции обратилась Гарднер Валерия Валерьевна, и.о. ректора ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н., Она нацелила участников конференции на принятие лучшего опыта ведущих школьных библиотечных центров, обратила внимание на их главную функцию – образовательную. Кроме того, в приветственном слове была дана ретроспектива развития библиотечных центров. И.о.ректора пожелала участникам конференции плодотворной работы и позитивного настроения.

            Проректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», канд. филос. наук, Грешилова Ирина Александровна представила доклад «Роль школьных информационно-библиотечных центров в формировании функциональной грамотности обучающихся: руководство к действию». Ирина Александровна определила основные направления реализации концепции школьных информационно-библиотечных центров, новые форматы деятельности ШИБЦ, уделила внимание истории функциональной грамотности.В контексте доклада прозвучала информация о модернизации информационно-библиотечной среды организаций общественного образования, представлен региональный цифровой контент в библиотечной системе. Кроме того, были названы основные направления взаимодействия ШИБЦ и «Точек роста». Докладчик подчеркнула значимость нормативных документов, регламентирующих содействие в развитии библиотечных центров Забайкальского края, акцентировала внимание слушателей на достигнутом соглашении между Минобразования и Министерством культуры края. В заключении выступления Ирина Александровна нацелила участников конференции на внесение конструктивных предложений в проект резолюции.     

Шадрина Элла Анатольевна, методист информационно-методического центра издательства «Русское слово» (г. Москва) выступила с докладом «Воспитательная работа педагога ресурсами УМК во внеурочной деятельности». В презентации доклада дана ссылка на систему внутренней деятельности издательства «Русское слово», обозначены модули различных направлений внеурочной работы: «Ключевых общешкольных дел», направленных на формирование социализации, преемственности, волонтерской деятельности. Кроме того, Элла Анатольевна рассказала о значимых модулях, которые можно реализовать в ходе внеурочной деятельности. Среди перечисленных: модули «Школьные медиа», «Профориентация», «Организация предметно-эстетической среды», «Классное руководство», «Ключевые общеобразовательные дела», «Работа с родителями». По мнению докладчика, курсы по внеурочной деятельности помогут классным руководителям в регулярных консультациях с учителями – предметниками.

Продолжила работу конференции Чернятина Виктория Алексеевна, заведующий методическим отделом Муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная городская библиотека им. А.П. Чехова» «Социальное партнерство как вектор развития школьного информационно-библиотечного центра». Тема социального партнерства – одно из направлений совершенствования библиотечного обслуживания, которое не теряет свой актуальности. В современных условиях выстраивание партнерских отношений позволяет библиотекам оставаться востребованными в социуме. Свидетельством тому является круглый стол «Социальное партнёрство школьных и муниципальных библиотек» и другие мероприятия МБОУ «Центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова». В рамках социального партнерства библиотека проводит различные мероприятия: литературные вечера, неделю книги, устные журналы, обзоры, беседы, конкурсы, викторины и др. Виктория Алексеевна акцентировала внимание слушателей на проблеме приобщения детей к чтению, недостаточности комплектования школьных библиотек. Одним их способов решения проблемы докладчик видит в использовании Интернет-ресурсов, ресурсов других ведомств. Она представила видеоролики: «Голос забайкальца» и «Золотые страницы культуры», рассказывающие о культурной летописи Забайкальского края. На вопрос о наиболее востребованном коллегами формате мероприятий, Виктория Алексеевна ответила, указав в качестве примера конкурсы и онлайн-акции.

Чужавская Ольга Федоровна, методист «Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им Г.Р. Граубина» озвучила доклад «Грани взаимодействия: социальное партнерство Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им Г.Р. Граубина с образовательными организациями Забайкальского края». Целевая аудитория детской библиотеки - детские сады, школы, вузы. Цель работы библиотеки - сотрудничество и взаимопомощь. Из названного перечня задач основными являются популяризация детского и юношеского чтения, здорового образа жизни, формирование гражданского и патриотического воспитания и др. Примером социального партнерства является участие Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им Г.Р. Граубина в международном конкурсе «Голубое ожерелье Даурии» в рамках региональной экологической акции «Охранять природу – значит любить Родину». В библиотеке успешно реализуются проекты: «Поддержка и развитие чтения и повышение уровня школьников в Забайкальском крае в 2021-2022», «Территория дружбы», «Голос Забайкалья» и другие.

Качева Елена Валерьевна, заведующая региональным информационно-методическим центром Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, к. п. н., в своем выступлении раскрыла тему «Школьные информационно-библиотечные центры как инструмент достижения планируемых результатов обучения: опыт работы Челябинской области».

Самылкина Наталья Александровна, руководитель отдела МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинск, в своем выступлении «ИБЦ образовательной организации как центр всестороннего развития личности» детально рассказала о работе ШБЦ, подчеркнула роль планирования ИБЦ на новый учебный год. Докладчик обозначила эффективные практики продвижения чтения и функционирования библиотеки и значимость информационно-консультационной роли библиотекаря.

 

Л.Н. Фефелова,

ст. методист кафедры гуманитарного образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

14 октября 2020 года в рамках региональной научно-практической конференции ««Реализация концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Забайкальского края»» состоялась тематическая онлайн-площадка «Организация пространственно-обособленных зон школьных информационно-библиотечных центров в создании комфортной образовательной среды». Модераторами площадки выступили М.А. Потехина, инженер-программист Центра цифровой трансформации образования Забайкальского края, и А.П. Нефедов, начальник управления информационно- издательской деятельности ИРО ЗК. В работе онлайн-секции приняли участие более 30 специалистов библиотечных центров школ Забайкальского края. В их выступлениях были озвучены имеющиеся проблемы реализации и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, представлен опыт организации деятельности ШИБЦ.

            Г.А. Рычкова, педагог-библиотекарь МОУ Харанорская СОШ,выступила с сообщением «Использование пространственно-обособленных зон школьных информационно-библиотечных центров в образовательном процессе». Она перечислила пространственно-обособленные зоны современного ШИБЦ (Зона получения ресурсов во временное пользование (абонемент); Зона получения информации на различных типах носителей (читальный зал, совмещенный с компьютерной зоной); Зона сохранения и распространения культурного наследия (книгохранилище, выставки)), раскрыла их функции, поделилась своим опытом повышения интереса обучающихся к чтению через программу «Реализация целей качественного образования через школьную библиотеку» (2008 г.) и проект «Информационно-библиотечный центр МОУ: Харанорская СОШ №40» (2012-2014 гг.). Участие ИБЦ школы как опорной площадки по реализации направлений Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2016-2020» позволило поделиться положительным опытом с коллегами из Забайкальского, Ононского, Оловянинского и Борзинского районов.

Подробнее...

14 октября 2020 года в рамках региональной научно-практической конференции ««Реализация концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Забайкальского края»» состоялась тематическая площадка «Комплектование фондов школьных библиотек и информационно-библиотечных центров электронными бразовательными ресурсами». Модераторами площадки выступили Л.И. Казакова, проректор, директор Центра цифровой трансформации образования Забайкальского края и Т.В. Мухамедьярова, ст. методист информационно-библиотечного центра ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Любовь Ивановна Казакова обратилась к участникам площадки с предложением заполнить стикерами электронную доску вопросами для обсуждения, определить задачи школьных библиотечных центров и обозначить пути решения поставленных задач.

Работу площадки открыло выступление Л.П. Соболевой,педагога-библиотекаря МБОУ СОШ №26 г. Читы с углубленным изучением отдельных предметов г. Читы по теме «Комплектование школьных информационно-библиотечных центров электронными информационными образовательными ресурсами и их использование в образовательном процессе». Любовь Перфильевна отметила, что правильно организованный библиотечный фонд обеспечивает деятельность всей библиотеки. Будущее библиотечных фондов заключается не в их большом объеме, а в обеспечении доступа к информации, к ЭФУ. Основными видами, которыми комплектуются школьные ИБЦ, становятся сетевые удаленные информационные ресурсы. В условиях информатизации сферы культуры и компьютеризации муниципальных библиотек позволит решить проблему комплектования фондов литературой. С июля 2019 г. ИБЦ активно пользуются ресурсами Национальной электронной библиотеки для проведения виртуальных экскурсий, Национальной электронной детской библиотекой, позволяющей решить проблемы комплектования фондов детской литературой, сайтом научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, порталом популяризации культурного наследия «Культура РФ», электронной библиотекой издательства «Миф» и др.

Подробнее...

(в рамках реализации Государственной программы

«Развитие образования». Направление 2.4.)

14 октября 2020 года в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» состоялась региональная онлайн-конференция «Реализация концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Забайкальского края» (в рамках реализации Государственной программы «Развитие образования». Направление 2.4.). В пленарном заседании научно-практической конференции приняли участие более 70 педагогов Забайкальского края, представители информационного центра «Приморская книга» г. Владивосток.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Б.Б. Дамбаева, ректор ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, к.п.н. Она акцентировала значение деятельности школьных информационно-библиотечных центров в достижении требований ФГОС, реализации национального проекта «Образование» и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров; подчеркнула необходимость участия специалистов ШИБЦ в деятельности ассоциации педагогов-библиотекарей для развития сетевого взаимодействия ШИБЦ и диссеминации передового педагогического опыта.

Проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» И.А. Грешилова, к.фил.н., в своём докладе «Деятельность школьных информационно-библиотечных центров Забайкальского края», актуализировав место и роль ШИБЦ в образовательном процессе, рассказала о деятельности школьных информационных центров региона и мониторинге ШИБЦ, проведенном ИРО Забайкальского края, в котором участвовало около пятидесяти специалистов библиотечных центров. Она подчеркнула, что сегодня школьная библиотека реализует функции эпистемотеки и, как хранилище знаний, обеспечивает пользователям широкий доступ к электронным ресурсам, виртуальным залам, электронным учебникам, оцифрованным печатным научным изданиям, художественной литературе. Ирина Александровна отметила необходимость своевременного пополнения книжных фондов, отвечающих запросам читателей; роль школьных библиотек в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в проведении стажировочных мероприятий, вебинаров и других интерактивных мероприятий.

Подробнее...