Участники   сессии - специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций общего, дополнительного и профессионального образования, Центры «Точка роста», руководители муниципальных опорных центров и муниципальные координаторы, руководители региональных инновационных площадок Забайкальского края;   специалисты ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан, ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» обсуждали   вопросы:

– системного научно-методического сопровождения внедрения предметных концепций;

– создания условий для реализации разноуровневых общеобразовательных программ дополнительного образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, включая возможности применения электронного обучения и дистанционных технологий;

– создания целостной системы дополнительного образования в очно-заочном режиме в Центре «Точка Роста», обеспеченной единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания основного и дополнительного образования, а также единством методических подходов;

– обновления содержания и совершенствования методов обучения предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» на обновлённом учебном оборудовании Центров «Точка роста», включая реализацию программ в сетевой форме с использованием электронного обучения и дистанционных технологий;

– формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности обучающихся;

– основные направления деятельности реализации Целевой модели развития региональной системы ДОД;

– проблемы при внедрении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей: пути решения;

–   промежуточные отчёты деятельности региональных инновационных площадок

Каждая из площадок сессии работала   в автономном режиме под руководством модераторов, но участники имели возможность   познакомиться со стендовыми материалами   и видеодокладами, заинтересовавшей их тематики не только своей тематической группы. По отзывам участников,  такой формат сессии доступен и интересен, есть возможность глубже изучить опыт коллег, но при этом отмечалось, что сложность работы с данным  форматом проведения мероприятия не предполагает «живого общения», которое представляет больше возможностей.

В целом, в сессии приняли участие 185 человек, из них 21 участник со стендовыми докладами, 6 видеодокладов. Представленные материалы   сопровождались комментариями и вопросами (38) и ответами (57). Это позволяет судить о том, что состоялся заинтересованный профессиональный диалог в проблемном поле инновационной сессии.

И.А.Грешилова, проректор ИРО Забайкальского края  

 

Аналитическая информацияпо итогам работы тематических групп

 

 

Целевые модели развития региональной системы дополнительного образования детей

 Аналитик Котик И.С. ст. методист кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

 На площадке по внедрению целевой модели развития дополнительного образования приняли участие 11 педагогов из 9 муниципальных районов Забайкальского края: Агинский район, Борзинский район, Приаргунский район, Красночикойский район, Могочинский район, Нерчинский район, Сретенский район, Улетовский район, Тунгокоченский район.

В целях реализации в Забайкальском крае мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03 сентября 2018 года № 10 в Забайкальском крае  внедряется целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей. Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей основывается на необходимости повышения доступности качественного дополнительного образования независимо от места жительства, социального статуса и доходов семьи.

В ходе сессии участники делились своим опытом по внедрению данной модели развития дополнительного образования, а также обсуждали проблемы и перспективы развития своих образовательных организаций.

Было задано много вопросов коллегам, где они делились собственным опытом по внедрению целевой модели развития дополнительного образования детей, обсуждали основные проблемы, с которыми столкнулись при внедрении целевой модели дополнительного образования детей.

Одной из главных проблем при обсуждении является необходимость дополнительного финансирования на обновление материально-технической базы УДОД. Одним из главных направлений реализации целевой модели развития дополнительного образования детей является внедрение дополнительных общеобразовательных программах, реализующихся в форме сетевого взаимодействия. Опытом поделилась директор Приаргунского дома детского творчества, Лопатина Людмила Ивановна: «Сетевое взаимодействие с ОУ района строится на договорной основе и плана совместной работы. Для педагогов дополнительного образования проводятся РМО в форме семинаров, круглых столов мастер-классов, презентаций. Результаты реализации программ педагоги демонстрируют на районных выставках, слётах, соревнованиях, конкурсах, фестивалях.

К реализации программ военно-патриотической направленности привлекается Служба в п.г.т. Приаргунск, пограничные заставы. Программы социально-педагогической направленности реализуются при активном участии ГАУ «Дворец молодёжи Забайкальского края» (КВН), ОВД Приаргунского района (ЮИД). Программа технического творчества «Самоделкин» (робототехника) активно сотрудничает с КАНО ДОД «Учёный жираф»" г.Краснокаменск».

Протасова Людмила Анатольевна, директор, МБУ ДО г.Нерчинска рассказала о «Навигаторе и персонифицированном финансировании дополнительного образования детей».

Педагоги «Дом творчества п.г.т. Шерловая Гора» поделились опытом создания условий, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку ребёнка в процессе его самоопределения, творческого и личностного развития на основе педагогики сотрудничества

Рубис Наталья Павловна и Богданова Анастасия Валерьевна, методисты МУ ДО «Сретенский ДДТ» рассказали об основных направлениях деятельности целевой модели развития региональной системы ДОД.

Красночикойский и Улетовский районы поделились опытом работы детских школ искусств и дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в данных учреждениях.

По итогам завершения сессии участники отмечали, что   мы узнали много нового об образовательных организациях нашего края, обсудили проблемы и перспективы их дальнейшего развития.

 

Центры «Точка роста»

Аналитик: Зубарева О.Н., методист Центра непрерывного развития профессионального мастерства

Образовательную практику центров «Точка Роста» освещали в рамках сессии 10 представителей Центров Забайкальского края:

1. Аюшиева Аягма Баторовна, заместитель директора по НМР (МБОУ «Амитхашинская СОШ» Агинского района) - «Вовлечение обучающихся в проектную и инновационную деятельность, формирующую поликультурные и профессиональные компетенции», стендовый доклад;

2. Сайфуллина Ирина Алексеевна, учитель технологии (МБОУ «СКОШ с. Знаменка» Нерчинского района) – «Обновление содержания и совершенствования методов обучения предметных областей «Технология», на обновлённом учебном оборудовании Центров «Точка роста», включая реализацию программ в сетевой форме с использованием электронного обучения и дистанционных технологий», видеодоклад;

3. Муратов Андрей Геннадьевич, учитель технологии и ОБЖ, (МОУ Красночикойская СОШ №2) – «Практика совершенствования содержания внеурочной деятельности по предмету «технология» в МОУ», видеодоклад;

4. Киреева Анастасия Анатольевна, учитель технологии ( МОУ СОШ №46 с.УрульгаКарымского района) - Проектная деятельность на уроках технологии и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций учащихся, стендовый доклад;

5. Потапова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы (МБОУ Улётовская СОШ) – «О деятельности Центра «Точка роста», презентация;

6. Слащев Владимир Викторович, учитель ОБЖ (МБОУ СКОШ с. Знаменка Нерчинского района) – «Обновления содержания и совершенствования методов обучения предметных областей «ОБЖ», на обновлённом учебном оборудовании Центров «Точка роста», включая реализацию программ в сетевой форме с использованием электронного обучения и дистанционных технологий», видеодоклад;

7. Эпова Светлана Викторовна, учитель технологии («МБОУ СОШ п.с.т.Заречный» Нерчинского района) – «Обновление содержания и совершенствования методов обучения: Метод проектов в преподавании « Технологии», видеодоклад;

8. Ашхаева Долгор Дугаровна, заместитель директора по УВР (МОУ "Южно-Аргалейская СОШ") - «Проектирование инновационной деятельности в образовании: от замысла к воплощению», стендовый доклад;

9. Дугаржапова Цындыма Сандаковна, заместитель директора по УВР (МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им.Ч-Л.Базарона) - «Сетевое взаимодействие: опыт реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», стендовый доклад;

10. Цыжипова Баирма Тулгатуевна, учитель (МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им.Ч-Л.Базарона») – «Технологии изобразительного искусства. Из опыта работы учителя технологии в Центре цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», стендовый доклад

Вызвал интерес участников   видеодоклад Валюшиной Натальи Михайловны, к.п.н., зав. кафедрой современных предметных методик и  технологий ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»,  – «Реализация предметных концепций в системе образования Иркутской области».

  В ходе работы сессии обсуждались вопросы мотивации детей, проблем сетевого взаимодействия, технических аспектов использования и применения оборудования, возможных способов расширения охвата деятельности центра.

В рамках работы сессии участники конференции имели возможность познакомиться с докладами, презентациями, видео материалами, раскрывающими деятельность Центров «Точка Роста». Педагоги, которые только начнут свою работу в текущем году, ознакомились с докладами, заручились поддержкой более опытных коллег.

Также участники имели возможность не только выступить  с докладами, но и обменяться мнениями, задать вопросы, высказать аргументированное мнение.

Всеми участниками  было отмечена важность и необходимость подобных дистанционных сессий, а работа именно в формате конференции позволила достичь основной цели, поставленной организаторами конференции, - концентрация, систематизация и распространение научных, образовательных и воспитательных идей, исследований и технологий по реализации проекта.

 

Региональные инновационные площадки СПО

Аналитик: Гусевская Л. И., ст.методист (РКЦ) «Молодые профессионалы WorldSkills- Russia Забайкальском крае», Центр развития среднего профессионального образования

В группе «Региональные инновационные площадки СПО»были представлены восемь работ, среди которых один видеодоклад на тему «Модель социального пространства профессионального и карьерного роста студента ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»», представленный Алексеевой Н.В., заместителем директора по учебно-методической работе ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей». ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей» в системе занимается инновационной деятельностью, планирует получить статус региональной инновационной площадки.

Ельчина Н.М., руководитель учебно-методического отдела ГПОУ «Читинский политехнический техникум», представила стендовый доклад по теме «Перспективы открытия региональной инновационной площадки по наставничеству на базе ГПОУ «Читинский политехнический техникум», учреждение также планирует получить статус региональной инновационной площадки.

В работе приняли участие шесть профессиональных образовательных организаций, имеющие статус региональной инновационной площадки. Участники представили промежуточные отчеты деятельности региональных инновационных площадок.

Михайлова А. С., и.о. зав. отделом по научно-исследовательской и научной работе ГАПОУ «Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова», представила стендовый доклад с промежуточным отчетом деятельности региональной инновационной площадки «Формирование экологической культуры студентов профессиональных образовательных организаций на примере ГАПОУ «Забайкальский горный колледж имени М.И. Агошкова» за период с июня 2019г. по апрель 2020г.

Стендовые доклады с промежуточным отчетом за период с января по апрель 2020 года представили:

- Санданова И. Б.,заместитель директора по научно-методической работеГПОУ «Могойтуский аграрно-промышленный техникум» на тему «Центр студенческих инновационных проектов как условие развития профессиональных компетенций по стандартам WorldSkills Russia»;

- Раменская Л. М., заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический техникум», на тему «Разработка и апробация модели дуального обучения как условие повышения эффективности образовательного процесса подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена»;

- Лаптева О. А.,заместитель директора по учебно-производственной работе ГПОУ «Забайкальский государственный колледж», на тему «Реализация профессиональной подготовки и переподготовки мастеров производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий на основании требований профессионального стандарта»;

- Былкова О. М., преподаватель психолого-педагогических дисциплин, заведующая отраслевой кафедрой ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» на тему «Опыт организации деятельности отраслевой кафедры педагогического колледжа и перспективы работы по проектированию образовательного процесса»;

- Мамонтова И. Г.,заместитель директора по воспитательной работеГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум» на тему «Создание эффективной модели наставничества в учреждении СПО».

Все участники межрегиональной научно-образовательной инновационной сессии познакомились с промежуточными отчетами деятельности региональных инновационных площадок СПО Забайкальского края. Активно участвовали в дискуссии на форуме РИП не только представители региональных инновационных площадок и учреждений, претендующих на получение статуса РИП, но и представители других образовательных учреждений и не только Забайкальского края. Активное участие в работе секции приняла Чугунова Н.Ю., к. филол.н., доцент, доцент кафедры сервиса, рекламы и социальной работы, заместитель декана по учебной работе факультета социально-культурной деятельности и сервиса ФГБОУ ВО «Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан.

Участники межрегиональной научно-образовательной инновационной сессии в режиме интернет-конференцииотметили, что в современных условиях применение дистанционных способов общения и обмен полезной информацией необходимы. Выход за пределы комфорта заставляет находить новые формы изложения материала и новые формы общения.