22 сентября 2022 года в рамках конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования» работников образования Забайкальского края состоялась работа презентационной площадки «Пространство взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС». В работе площадки приняли участие педагоги-организаторы, учителя общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования.

В ходе работы были отражены теоретические и практические вопросы, проблемы и перспективы интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС, значение и необходимость рассмотрения данной проблемы по созданию единого образовательного пространства в муниципальных образованиях Забайкальского края.  

Открывая работу площадки, Наталья Александровна Юдина, заместитель директора Регионального модельного центра дополнительного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», отметила важность темы интеграции общего и дополнительного образования. В современных условиях взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования становится механизмом достижения нового качества образования через развитие социокультурных компетенций обучающихся, реализацию единой муниципальной образовательной политики, учитывающей потребности ребенка, запросы семьи и ожидания гражданского общества.

Первой представила опыт интеграции основного и дополнительного образования в муниципальном районе Инна Валерьевна Кочнева, начальник отдела общего и дополнительного образования Комитета образования АМР «Газимуро-Заводский район». В своем выступлении «Интеграция общего и дополнительного образования в рамках ФГОС», Инна Валерьевна подчеркнула, что дополнительное образование детей в школе – составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых является ответственность за качество образования детей и вопросы повышения функциональной грамотности. Это задача номер один на ближайшие несколько лет. По словам спикера, дополнительное образование выступает как мотивированное образование за рамками основного, позволяет ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.    

Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием реализации обновленных стандартов. Значительной составляющей образовательной деятельности современной школы в рамках реализации обновленного ФГОС является эффективная организация второй половины дня, основанной на тесном взаимодействии общего и дополнительного образования.

Инна Валерьевна проанализировала ситуацию в муниципальном районе «Газимуро-Заводский район», и отметила те пути решения, которые позволяют успешно осуществлять интеграцию общего и дополнительного образования. По словам спикера, было проведено следующее: инвентаризация дополнительных общеобразовательных программ, инвентаризация материально-технической базы, кадровая обеспеченность дополнительного образования. Это позволило выявить успешные и востребованные программы, проблемы с кадровым обеспечением, определить условия для реализации театральной деятельности, создания и развития музеев, школьных спортивных клубов. И наметить дальнейшие пути интеграции общего и дополнительного образования в районе.

Кроме того, Инна Валерьевна привела примеры формирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ в некоторых образовательных организациях муниципалитета.

Заканчивая свое выступление, докладчик еще раз подчеркнула, что в современных социокультурных условиях социальное партнерство в сфере общего и дополнительного образования можно рассматривать как наиболее перспективную организационно-управленческую форму оперативного, системно-комплексного решения самых актуальных проблем и задач образования, воспитания и развития подрастающего поколения.

Следующим спикером выступила Наталья Сергеевна Шелопугина, руководитель центра «Точка роста» Урлукской средней общеобразовательной школы Красночикойского района. Тема ее выступления: «Интеграция общего и дополнительного образования детей на базе центра «Точка роста» МОУ Урлукской средней общеобразовательной школы». По словам Натальи Сергеевны, стратегия развития интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях представленного образовательного учреждения имеет свою тактику. Рациональное начало состоит в перераспределении ресурсов для развития таких разновозрастных объединений и обновлении инфраструктуры кабинетов (обновление оборудования произошло в рамках национальных проектов «Образование» и «Современная школа»), в предложении новых перспективных образовательных программ и отказ от тех программ, которые перестали приносить ожидаемый социокультурный эффект.

Докладчик отметила следующее: органичная связь общего и дополнительного образования в образовательном учреждении просматривается не только в содержательном и организационном планах, но и в подходах к интегральной оценке индивидуальных образовательных достижений учащихся. Так, характерной чертой правильно выстроенного процесса дополнительного образования также, как и для общего образования, является продвижение ребенка от репродуктивного уровня к творческому, т.е. от освоения начальных техник предметной деятельности – к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творческому продукту. Тогда накопительную оценку-портфолио, на которой основан осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, можно рассматривать как систему многомерных наблюдений за индивидуальным развитием ребенка в процессе общего и дополнительного образования. Позитивным примером содержательной и организационной интеграции основной и дополнительной общеобразовательной программ является углубленное изучение профильных предметов естественнонаучного цикла, в том числе посредством реализации программы дополнительного образования «Химия в жизни человека» на базе центра «Точка роста». При этом в рамках реализации данной программы преподаватели имеют возможность возглавлять секцию научного общества учащихся «Адонис», реализовывать курс «Индивидуальный проект» и т.п.

Докладчиком были перечислены результаты эффективности функционирования модели интеграции в данном учреждении: участие школьников в научно-практических конференциях разного уровня, школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии; издание сборника «Научных статей-2022» школьников по проведенным исследованиям, в рамках реализации программы дополнительного образования «Химия в жизни человека»; участие в образовательном Workshop «Педагогический диалог»; создание пространства, где дети увлечены робототехникой; возможность участвовать в экологических и валеологических конкурсах листовок, плакатов, рисунков, буклетов; интеграция материалов по финансовой грамотности в школьные предметы посредством дополнительной общеобразовательной программы «Финансовая грамотность»; проведение тематических вечеров для старшеклассников на базе центра «Точка роста»; успешная сдача ГИА по химии и биологии и поступление и дальнейшее обучение в соответствии с выбранным профилем в вузы.

Подводя итог, Наталья Сергеевна подчеркнула, что модель внутришкольной профилизации и интеграции общего и дополнительного образования содержит мощный аспект препрофильной подготовки. Таким образом, интеграцию общего и дополнительного образования с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы.

Следующим спикером на площадке выступал педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 34 г. Красноярска Войнов Александр Витальевич. Он представил опыт своего учреждения по ведению курса «Мой цифровой стартап» в качестве основ программирования для детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС. «Мой цифровой стартап» – это многоэтапный курс по программированию для учеников 2-4 классов, призванный в равной степени развить личностные качества обучающихся согласно НОО ФГОС и сформировать базовый пакет «hard-skills» навыков в цифровой сфере, основываясь на запросы современной экономики и цифровой среды.

Главный принцип курса – установление взаимодополняемого эффекта между традиционным и цифровым образованием и соблюдение баланса в развитии личностных качеств и практических навыков обучающихся. Основа курса – игропедагогика, погружающая учеников в естественную для них среду обучения – игру. Игровые симуляции соблюдают идеальный баланс развития «hard» и «soft-skills» навыков, соответствуя и даже превосходя требования, выдвигаемые НОО ФГОС.

Гармаева Бадма-Ханда Бадмацыреновна, руководитель центра «Точка роста», заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа № 2», в своем выступлении отметила, что поиск путей совершенствования интеграции общего и дополнительного образования обретает сегодня особую актуальность и открытие Центра «Точка роста» на базе МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2» позволило создать необходимые условия для внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий. За счет материально-технической базы «Точки роста» произошло обогащение образовательной среды школы новыми возможностями для проектно-творческой деятельности обучающихся. В своем выступлении докладчик представила каким образом «Точка Роста» позволила педагогам школы изучить возможности применения ресурсов Центра «Точка роста» в преподавании таких учебных предметов, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ». Для полноценной работы были разработаны и реализуются разноуровневые дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучного, технического и социально-гуманитарной направленностей. Каждая программа «Точки роста» является своеобразной надстройкой к предметам информатика, физика, технология, ОБЖ и становится механизмом для обогащения содержания образования и расширяет возможности для развития навыков будущего.

По словам спикера, возможности «Точки роста» («мобильная робототехника», «инженерный дизайн», «web-дизайн и разработка», «графический дизайн», «видеопроизводство», «IT-технологии», использование квадрокоптеров, виртуальная и дополненная реальность) усиливают мотивацию школьников к изучению современных технологий, развивают познавательный интерес к самообразованию, удовлетворяют потребности детей в духовном и интеллектуальном росте, техническом творчестве.

В конце выступления Бадма-Ханда Бадмацыреновна еще раз подчеркнула, что за счет разных форм работы усиливаются связи и взаимопроникновение общего и дополнительного образования, увеличивается количество межпредметных проектов. Через содержание происходит усиление эмоционального восприятия учебного материала, добавляется зрелищность, повышается интерес к изучению предметов, развиваются навыки проектной и поисковой деятельности, навыки трёхмерного моделирования, видеопроизводства, инженерного дизайна и т.д. Центр «Точка роста» позволяет открыть принципиально новые возможности интеграции общего и дополнительного образования и выйти на более высокую ступень.

Подводя итоги работы конференции, Наталья Александровна отметила, что дополнительное образование – благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.

 

Лескова Ю.А., методист Регионального модельного центра

дополнительного образования детей

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»