Всероссийский конкурс исследовательских проектов "Без срока давности" 2022
Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» – Всероссийский конкурс сочинений "Без cрока давности" (memory45.su)
- Подробности
-
Опубликовано: 17 марта 2022
Источник: memory45.su
Методические рекомендации
по организации и проведению Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» среди обучающихся 8–11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 2021-2022 учебном году (далее – Конкурс)
Общие положения
Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации (далее – учредитель Конкурса) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Федеральным оператором Конкурса является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (далее – Оператор).
Информационно-методическое сопровождение организации
и проведения Конкурса осуществляется на официальном сайте образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» https://ec.memory45.su в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт Конкурса).
Порядок организации и проведения Конкурса определяет Положение
о Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Без срока давности» среди обучающихся 8–11 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 2021-2022 учебном году, утвержденное приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2022 г. № 71 (далее – Положение).
Организатор I этапа Конкурса в субъекте Российской Федерации назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, из числа работников образовательных организаций имеющих ученую степень кандидата (доктора) исторических или педагогических наук и (или) ведомственные награды федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее – Организатор).
Тематика исследовательских проектов
В Конкурсе принимают участие команды образовательных организаций, состоящие из не более 3 обучающихся 8–11 классов общеобразовательных организаций (школы, гимназии, лицея) или обучающихся профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) и куратор проекта (учитель, педагог, преподаватель образовательной организации) – проектные группы.
Выбор подпрограммы осуществляется обучающимися
и куратором проекта самостоятельно.
Участникам Конкурса предлагается реализовать исследовательские проекты в рамках следующих подпрограмм.
Архивные документы и периодическая печать
В данной подпрограмме проектной группе необходимо найти
и исследовать с помощью электронных баз данных (https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives.html, https://pobeda.elar.ru, http://oldgazette.ru) и местных архивов события, происходившие
с представителями мирного населения СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ‒ эвакуация, бегство с оккупированных территорий, восприятие нацистских преступлений, коллаборационизм, тяготы быта, ненасильственное противостояние оккупантам, движение подпольщиков, партизанское движение, сохранение личного достоинства, убеждений
и принципов в пекле войны с целью воспринять глубину и масштаб трагедии и мужество народов СССР через истории отдельных его представителей.
Примеры названий проектов:
Статистика убыли населения оккупированных территорий как доказательство виновности нацистских преступников на Нюрнбергском процессе.
Фиксация нацистских преступлений во фронтовой периодике.
Эвакуация, как это было? Реконструкция на материалах архивов.
Форма представления: видеоролик на основе анализа не менее
3 архивных документов и (или) публикаций в периодической печати.
Источники личного происхождения
В данной подпрограмме проектная группа на основе анализа дневников, писем и т.д. (https://prozhito.org, https://iremember.ru, http://fotohroniki.ru) реконструирует картину оккупации, плена и нацистских преступлений, увиденных и зафиксированных гражданским населением оккупированных территорий и советского тыла. Обучающиеся фиксируют влияние этих событий на их личные убеждения, моральные принципы и мировоззрение.
Примеры названий проектов:
Повседневность оккупации на основе дневников очевидцев.
«Наши в городе!» Впечатления о минуте освобождения в источниках личного происхождения.
Форма представления: видеоролик на основе анализа не менее
3 мемуаров, дневников и (или) писем.
Произведения искусства военных лет
В данной подпрограмме проектная группа исследует массив объектов культуры (https://waralbum.ru , http://militera.lib.ru ), в качестве продукта рефлексии широкого военного опыта художника, его наблюдений за жизнью людей в этих обстоятельствах, его восприятия войны и своей роли в ней.
Примеры названий проектов:
Отражение трагедии советского народа в годы войны в поэзии писателей-фронтовиков.
Жизнь и подвиг тыла в советской живописи.
Форма представления: видеоролик на основе анализа не менее
3 произведений одного или нескольких видов искусства (литературы, живописи, графики, скульптуры, массовой песни, театра и кино) периода войны.
Военная хроника и отечественный кинематограф послевоенных лет
В данной подпрограмме проектной группой исследуется наследие кинематографа (https://www.youtube.com/c/MosfilmRuOfficial, https://www.youtube.com/channel/UCxRA30zJ2h9Cue_sInNUQlQ, https://www.culture.ru/live/cinema/movies/country-sssr/genre-voenniy?page=1)
в котором отражены события, происходившие с мирным населением, описаны подвиги простых людей, даны примеры испытания духа человека в условиях плена и оккупации, подвигов труда в тылу и возвращения к мирной жизни
на освобождённых территориях, посттравматического синдрома, восстановления справедливости, попранной войной.
Примеры названий проектов:
Как остаться личностью? Советское кино о жизни в нацистских концентрационных лагерях.
«Я знаю, никакой моей вины…» образ вернувшегося с войны
в советском «оттепельном» кино.
Форма представления: видеоролик на основе анализа не менее
3 произведений советских и (или) постсоветских художественных
и документальных фильмов.
Памятные объекты
В данной подпрограмме проектная группа осуществляет поиск (http://pomnite-nas.ru) и реконструкцию коммеморативной политики (политики памяти) в СССР, раскрывает политическое, художественное, образовательное значение мемориалов и памятников, реконструирует обстоятельства их возведения, работу общественных деятелей по поиску
и увековечиванию жертв нацизма.
Примеры названий проектов:
Процесс увековечивания памяти о трагедии мирного населения
в мемориальных комплексах на местах нацистских концентрационных лагерей.
Образ советского человека — труженика тыла в мемориальном искусстве.
Дети войны в мемориальном искусстве.
Форма представления: видеоролик на основе анализа не менее
3 мемориальных комплексов и (или) памятников (памятных знаков, досок
и т.п.).
Результаты опросов граждан
В данной подпрограмме проектная группа раскрывает современное состояние в общественном дискурсе тем, связанных с судьбой мирного населения СССР в годы Второй Мировой Войны, отношения людей
к отдельным её аспектам и феноменам. Участники Конкурса создают картину представлений о войне, сложившуюся у разных поколений семьи, на основе рассказов старших родственников, семейных реликвий.
Примеры названий проектов:
Семейная хроника Великой Отечественной войны (на основе семейных реликвий и преданий).
Отношение к советским и современным памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне (сравнительный опрос).
Форма представления: видеоролик на основе интервью или анкетирования нескольких сверстников, родственников и (или) очевидцев изучаемых событий на тему изучения семейных историй, оценки тех или иных событий, произведений, памятников и т.п.
Реализация исследовательских проектов
Исследовательские проекты реализуются обучающимися и куратором проекта по следующему алгоритму:
1) распределение куратором проекта конкретных этапов работ между обучающимися данной образовательной организации – участниками Конкурса;
2) подбор источников для сравнительного анализа (не менее
3 источников, соответствующих выбранной подпрограмме и посвященных одним и тем же событиям, произведениям, памятникам, либо проведение интервью или анкетирования не менее 10 человек; в каждой из подпрограмм участники Конкурса могут использовать в качестве вспомогательных источников артефакты материальной культуры из музейных или частных коллекций).
На данном этапе куратору рекомендуется:
1) ознакомить участников проектной группы с темой проекта, вызвать
у них познавательный интерес;
2) сформулировать учебную проблему, продемонстрировать противоречия, требующие разрешения;
3) сформулировать, совместно с участниками, цели и задачи будущего исследования;
4) для погружения в тему предложить набор исторических источников;
5) предложить выполнить задания, направленные на формирование базовых «вопросов к источнику» составляющих основу анализа исторических источников, обучить последовательности их выполнения в процессе работы
с источниками.
3) осуществить внутреннюю критику (изучение содержания) источников.
На этом этапе куратору необходимо побудить участников (посредством создания проблемной ситуации) к извлечению максимального количества информации о прошлом из исторического источника и провести их первичную систематизацию на два типа фактов:
1 – извлечение явных фактов;
2 – извлечение «скрытых» (неочевидных).
На втором этапе куратору необходимо провести совместную
с обучающимися интерпретацию установленных исторических фактов
(в форме дискуссии), в контексте задач исследования: осмыслить установленные факты и объяснить с их помощью события прошлого.
4) установить происхождение источников (авторство, время, место и цель создания);
Куратор должен поддержать и скорректировать участников в их самостоятельной работе по уточнению и проверке сведений о происхождении источника на основе учебной и справочной исторической литературы: времени создания; месте создания; авторстве; обстоятельствах и цели создания источника; определение ценности и ограниченности источника для изучения конкретной темы.
5) определить степень привязанности источников к их происхождению (мировоззренческой позиции их авторов);
Куратором должна быть организована дискуссия в процессе которой участниками должно быть осуществлено место исторических фактов
в событийном и мировоззренческом контексте эпохи и личной биографии автора: (был ли автор сам очевидцем событий или руководствовался свидетельствами других, был ли в состоянии достоверно передать информацию, насколько время создания исторического источника отстоит
от событий в нём описанных, как это повлияло на их описание, какими идеями, культурными представлениями, стереотипами и предрассудками руководствовался автор, создавая текст и т. п.).
6) сравнить содержание источников;
На данном этапе куратору необходимо скорректировать работу участников проектной группы по следующему алгоритму:
выделить категорию в тематической структуре источника, на основе которого будет происходить сравнение, (описания однотипных событий упомянутых в источнике, мнения автора источника о том или ином событии, их описание и объяснение причин, условия создания исторического источника, образы и символика в художественных источниках т.д.).
выделить всю информацию по выбранной категории из всех источников.
интерпретировать полученную информацию, в контексте сходства/различия информации, обосновать свою точку зрения.
7) снять видеоролик (с последовательным отражением в нем выполнения перечисленных выше работ).
Во время работы над исследовательским проектом необходимо вести видео фиксацию ВСЕХ действий участников проекта.
Видеосъемка должна быть неотъемлемой частью каждого этапа работы над проектом для последующего монтажа видеоролика.
Каждый фрагмент (основная мысль фрагмента, за исключением интервью) не должен превышать 30‒45 секунд.
Алгоритм видеосъемки:
- Планирование работы. Распределение обязанностей среди участников проекта (снять сюжет совещания активистов исследовательского проекта на базе школьного музея: озвучить цель и задачи исследования).
- Работа с источниками.
2.1. В архиве или библиотеке (Снять вход группы исследователей
в здание, в помещение; рабочее место исследователя с видом на изучаемые дела или подшивки документов. При наличии как промежуточного,
так и конечного результата поиска – записать комментарий исследователя
о находке и ее значении для исследования)
2.2. При проведении интервью (Снять вход исследователя в здание, квартиру, помещение с комментарием – к кому и с какой целью визит. В кадре вместе с интервьюируемым должен находиться исследователь – участник проектной группы. Интервью проводить по плану с четко поставленными вопросами. Интервьюируемый должен отвечать по возможности четко
и по существу заданных вопросов).
2.3. Изучение памятного объекта (Снять подход к объекту, указатели при наличии. Комментарий на фоне объекта с описанием события, которому он посвящен. Провести по возможности действия, направленные
на поддержание чистоты и порядка на объекте).
- Подведение итогов исследования (Перечислить изученные материалы, их количество и новизну, описать методы и технологии и
х изучения). - Заключение (На видео куратор/проектная группа исследователей выражает свое отношение к теме исследования и возможность практического использования результатов исследования в образовательном процессе).
В части видеоролика, не связанной с интервьюированием, допускается использование синхронного закадрового текста.
Координаторы проекта «Без срока давности» в субъектах Российской Федерации
Координатор проекта «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации (далее – Координатор) осуществляет следующие функции:
оформляет и направляет в адрес Оператора согласие
на обработку своих персональных данных;
обеспечивает информационную поддержку организации и проведения Конкурса среди образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего образования и обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в 2021/2022 учебном году;
совместно с Организатором обеспечивает формирование состава жюри I этапа Конкурса и его утверждение рабочей группой по организации и проведения образовательных мероприятий проекта «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации;
обеспечивает взаимодействие Организатора с жюри I этапа Конкурса по проведению организационно-методических семинаров для членов жюри I этапа Конкурса по обсуждению и согласовыванию с ними подходов к оцениванию исследовательских проектов в соответствии с критериями и показателями оценки;
в соответствии с Положением о Конкурсе координирует организацию и проведение I этапа Конкурса, обеспечивая экспертный отбор исследовательских проектов в субъекте Российской Федерации с учетом рекомендуемой тематики и на основе утвержденных критериев и показателей оценки проектов;
определяет сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещаются в открытом доступе видеоролики победителей I этапа Конкурса (по одному в каждой
из 6 подпрограмм, определенных Положением);
размещает в личных кабинетах на сайте Конкурса в срок до 15 апреля 2022 г. активные ссылки на видеоролики и сканированные копии заявки
на участие во II III этапах Конкурса на федеральном уровне и согласий на обработку персональных данных его участников[1];
осуществляет подготовку отчета о проведении I этапа Конкурса
в соответствии с предложенной Оператором формой.
Рабочая группа организации и проведения образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации осуществляет следующие функции:
утверждение положения о I этапе Конкурса в субъекте Российской Федерации;
утверждение состава жюри I этапа Конкурса;
согласование проведения организационно-методических семинаров для членов жюри I этапа Конкурса;
обеспечение предоставления информации о региональных мемориальных комплексах, музейных экспозициях, учреждениях, осуществляющих хранение открытых архивных документов и периодической печати военных и послевоенных лет в субъекте Российской Федерации;
обеспечение организационно-технического сопровождения работы жюри I этапа Конкурса;
подведение итогов I этапа Конкурса и награждение его победителей и призеров дипломами с логотипом Конкурса и по возможности призами;
привлечение партнеров Конкурса и средств массовой информации;
размещение информации об итогах проведения I этапа Конкурса на сайте органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.
Члены жюри Конкурса
Члены жюри I этапа Конкурса утверждаются рабочей группой
по организации и проведению образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации из числа руководителей и педагогических работников образовательных организаций, имеющих стаж педагогической и (или) руководящей работы не менее 5 лет
и (или) ведомственные награды федеральных органов исполнительной власти
и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Члены жюри II этапа Конкурса и фестиваля исследовательских проектов утверждаются организационным комитетом Конкурса из числа руководителей и педагогических работников образовательных организаций и (или) имеющих государственные ведомственные почетные звания («заслуженный учитель …», «почетный работник …» и т. п.) либо ученую степень доктора или кандидата наук.
Член жюри Конкурса:
знакомится с критериями оценки исследовательских проектов, установленными в Положении о Конкурсе;
оценивает отобранную методом случайной выборки (в рамках одной возрастной группы) часть представленных на Конкурс исследовательских проектов в соответствии с утвержденными критериями.
Член жюри фестиваля исследовательских проектов оценивает все исследовательские проекты, отобранные на соответствующий фестиваль.
Каждый исследовательский проект на I и II этапах Конкурса оценивают не менее 2 членов жюри. В случае значительных расхождений в их оценках (более 3 баллов) исследовательский проект рассматривается третьим членом жюри.
Протоколы заседаний жюри I этапа Конкурса подписываются председателями жюри и организаторами Конкурса в субъектах Российской Федерации, протоколы заседаний жюри II этапа Конкурса – председателем жюри II этапа Конкурса, протоколы заседаний фестиваля исследовательских проектов – председателем жюри фестиваля исследовательских проектов.
Итоговый балл за каждый исследовательский проект является средним арифметическим от баллов, выставленных оценивающими его членами жюри.
На I и II этапах Конкурса на основании полученных баллов составляется рейтинговый список участников Конкурса по каждой подпрограмме в соответствии с пунктом 4.1 Положения. На II этап Конкурса от субъекта Российской Федерации через личный кабинет Координатора на сайте Конкурса принимаются 6 исследовательских проектов (по одному в рамках каждой из 6 подпрограмм), набравших наибольшее количество баллов по результатам оценки в субъекте Российской Федерации. На III этап (фестиваль исследовательских проектов) отбирается 5 групп финалистов II этапа Конкурса по каждой из 6 подпрограмм.
Апелляции по итогам оценки исследовательских проектов
не принимаются.
В целях критериальной оценки исследовательских проектов рекомендуется учитывать следующие показатели:
№ | Критерий | Показатели | Оценка в баллах |
1 | Соответствие формальным требованиям, указанным в описании подпрограмм конкурса | Соответствие анализируемых источников выбранной подпрограмме | 1–5 |
Использование необходимого количества источников | 1–5 | ||
Наличие сравнительного анализа | 1–5 | ||
2 | Количество и глубина анализа использованных источников | Установление происхождения источников (авторство, время, место и цель создания) |
1–5 |
Определение степени привязанности источников к их происхождению (мировоззренческой позиции их авторов) | 1–5 | ||
Выявление допущенных искажений исторической действительности (фальсификаций, заблуждений или пропущенной информации) | 1–5 | ||
3 | Логичность и обоснованность выводов | Практичность и результативность организации исследовательского проекта и технологии анализа источников | 1–5 |
Соотнесение предпринятых работ с целеполаганием исследовательского проекта и задачами подпрограммы | 1–5 | ||
Убедительное обоснование промежуточных и итоговых выводов | 1–5 | ||
4 | Новизна исследования в выборе источников и (или) выводах | Введение в научный оборот новых или малоизученных в научной литературе источников исторической памяти | 1–5 |
Оригинальность подходов к анализу выбранных источников | 1–5 | ||
Наличие нестандартных выводов по итогам анализа источников |
1–5 | ||
5 | Грамотность и научно-популярный стиль изложения | Соблюдение языковых норм (грамматических, орфоэпических и др.) |
1–5 |
Свободное владение литературным русским языком | 1–5 | ||
Адекватное использование научной терминологии | 1–5 | ||
6 | Наглядность процесса и результатов исследования (в том числе демонстрация фрагментов использованных источников) | Описание распределения между участниками исследовательского проекта конкретных видов работ | 1–5 |
Демонстрация анализируемых первоисточников (фрагментов текста, изображений и т. д.) | 1–5 | ||
Доходчивость объяснения и визуализация технологии анализа источников | 1–5 | ||
7 | Глубина эмоционально-психологического воздействия на зрителей | Пробуждение интереса к теме | 1–5 |
Формирование чувства сопереживания | 1–5 | ||
Влияние на эмоциональную память (способность памяти запоминать пережитые эмоции и чувства) | 1–5 | ||
8 | Описание технологии анализа соответствующего комплекса источников | Выявление специфики выбранного комплекса источников по сравнению с другими видами источников | 1–5 |
Научность и полнота алгоритма анализа | 1–5 | ||
Возможность применения технологии для анализа других источников, относящихся к данной группе | 1–5 |
[1] По каждому исследовательскому проекту (1 в каждой из 6 подпрограмм) представляются 1 общая заявка на участие + согласия на обработку персональных данных 3 обучающихся и 1 педагогического работника. Если обучающийся является несовершеннолетним, то согласие на обработку персональных данных оформляется одним из его родителей (законных представителей).