6 апреля 2021 года продолжились конкурсные мероприятия Iтура. Еще пятеро педагогов выполняли задание Конкурса «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу».

Педагог дополнительного образования МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2» Елена Сергеевна Попова является руководителем оркестра русских народных инструментов «Забавушка». Целью дополнительной общеразвивающей программы является создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям народной культуры, дальнейшей профориентации. И это полностью соответствует таким приоритетам развития системы дополнительного образования, как создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка. А поликультурная личность — это интегративная характеристика личности, которая включает в себя совокупность таких качеств как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность, В заключение Елена Сергеевна выделила основные проблемы в развитии оркестрового движения и предложила объединить усилия для их решения.

Жаргалма Найдановна Санданова, тренер – преподаватель МОУ «Гунэйская СОШ» Агинского района, в условиях ухудшения здоровья детей школьного возраста рассматривает занятия в спортивных секциях не только как средство поддержания здоровья учащихся, компенсацию гиподинамии, но и помощь в сотворении собственного «Я». В секции «Волейбол» занимаются ученики в возрасте от 11 до 18 лет. В связи с чем спортивная секция решает и многие воспитательные задачи: профилактики правонарушений, вредных привычек, смены образа жизни. А занятие волейболом помогает формированию критического мышления, развитию коммуникации, умению эффективно использовать свое время. За время деятельность объединения по волейболу более 60 воспитанников получили юношеский спортивный разряд, что подтверждает роль спортивных секций в повышении самооценки, открытию спортивных талантов.

А педагог дополнительного образования МАОУ «Агинская окружная гимназия – интернат» Намжилма Жалсановна Рабжирова считает, что взрослые должны меняться, чтобы соответствовать ожиданиям современных детей. Школьный клуб веселых и находчивых (КВН) «Фараон» позволяет не только объединять единомышленников, но и решать многие образовательные задачи. В 2020 – 2021 гг. дополнительное образование вынуждено было адаптироваться к новым условиям, в которых оказалась в том числе и система образования Забайкальского края. Переход на дистанционное или смешанное обучение из-за новой ковид-инфекции привел к необходимости более широкого использования цифровых инструментов, что позволило в условиях изоляции не прекращать общение, продолжить реализацию дополнительных общеразвивающих программ. А это привело к развитию IT-компетенций педагогов.

Юлия Александровна Пушкарева, педагог дополнительного образования МБУ ДО Дом детского творчества с. Нижний Цасучей Ононского района, посвятила свое выступление размышлениям, каким должен быть педагог дополнительного образования. По ее мнению, он должен быть творческим, честным по отношению к себе и другим, соблюдающим этические нормы. Его отличают любовь к детям, в том числе чужим, любовь к работе. В дополнительном образовании нет государственных стандартов, что позволяет быть более гибкими и самостоятельными в планировании результатов и выборе деятельности. Занятия изобразительной деятельностью развивают органы чувств, помогают овладеть навыками созидания. Учат понимать прекрасное. Что в конечном итоге делает дополнительное образование эффективной системой выявления талантов среди детей и подростков.

Дондокова-Замбалаева Баира Тубановна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Могойтуйский районный Дом детского творчества", реализуя программу дополнительного образования бурятского фольклора «Замбала», решает очень серьезную задачу сохранения национального наследия. Востребованность программы отражается в количестве воспитанников и географии участников. Это уже не только ученики поселка Могойтуй, но всего района. Отказ от использования родного языка, снижение роли семьи, дефицит живого общения, все это разрушает нравственные устои. Программа фольклорного ансамбля «Замбала» рассчитана на 5 лет. В ней объединяются простые формы и глубокое содержание, музыка и танцы. Эффективность такой интеграции находит выражение в наградах за публичные выступления различных уровней.

Во второй половине дня продолжились испытания "Ознакомление с новым видом деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой" в Конкурсе "Открытое занятие"

Первой на суд жюри представила свое занятие «Путешествие по картине В.В.Васнецова «Аленушка»» по программе «Разноцветный мир» с воспитанниками подготовительной группы детского сада педагог дополнительного образования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 71» г. Читы Кувалдина Елена Григорьевна. Дети не только внимательно рассматривали картину все вместе и индивидуально, но и пытались почувствовать запахи, услышать звуки, почувствовать все, что изображено на картине, а потом понять чувства, переданные средствами изображения на картине. Наибольший интерес вызвала практическая часть занятия, когда дети в парах рисовали на стеклянном мольберте, пытаясь выразить с помощью цвета и формы настроение картины. Стеклянный мольберт становится не только инструментом для рисования, но и средством развития коммуникации у детей.

Следующее занятие перенесло нас в школу, где Потапова Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» г. Читы, познакомила восьмиклассников с темой «Лесная фитопатология» из программы «Школьное лесничество». Ребята познакомились с грибами-паразитами, грибковыми заболеваниями растений и лесов в Забайкалье, методами борьбы с ними, последствиями таких поражений зеленой зоны. Но активнее всего они участвовали в практическом занятии: посеве семян сосны методом гидропоники. Для многих это стало открытием, хотя некоторые вспомнили о самом простом методе гидропоники – проращивании луковицы на зелень в банке с водой на подоконнике. Каждая из групп прошла полный цикл от приготовления субстрата, заменяющего почву, отбора и обеззараживания семян, приготовления раствора до посева семян. Интерес школьников к теме проявился в том, что, уходя с занятия, ребята забрали лоток с посеянными семенами сосны и питательный раствор с собой, планирую продолжить эксперимент.

Антонова Ирина Константиновна, педагог дополнительного образования МУ ДО «Дом творчества п. Карымское», включила подростков в активную деятельность, организовав виртуальное путешествие к самой высокой точке Забайкальского края, пику БАМ на хребте Кодар в Каларском районе. Ребята с помощью компаса выбрали направление движения и, выполняя задания, передвигались от одной контрольной точки к другой. На этом пути они отгадывали кроссворд, учились читать карту, разводить костер методом колодца, вязать узлы и использовать специальное оборудование для страховки. Игра – путешествие позволила не только получить теоретические знания и практические навыки в области туризма, но и проявить личностные качества: внимание, готовность к взаимопомощи и работе в команде.

Искренний восторг от занятия «Путешествие в мир музыки» и педагога дополнительного образования МУ ДО «Дом творчества п.г.т. Шерловая Гора» Борзинского района Елены Александровны Веремеенко проявили второклассники одной из школ г.Борзи. Педагог пригласила ребят в путешествие, в котором на каждой из остановок они учились правильно дышать, правильно стоять, правильно произносить звуки. В путешествии их сопровождал Музыкальный ключ, знакомивший путешественников с понятиями диафрагмального дыхания, певческой установки, распевки. Все теоретические знания подкреплялись выполнением упражнений, что позволило в завершении занятия исполнить хором куплет и припев песни. Педагог уверена, что занятия в хоре не только помогают научиться правильно и красиво петь, но и влияют в целом на становление личности воспитанника.

Дмитриева Елена Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Краснокаменска, целенаправленно работает над профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата у современных школьников, чьи особенности поведения (малоподвижный образ, увлечение гаджетам, большая загруженность уроками и др.) приводят к ослаблению, мышц, нарушению осанки, что может стать уже серьезным заболеванием. На занятии ребята выполняли упражнения с палкой, которые помогают тренировать мышцы и массажировать стопы. А в перерывах между упражнениями выполняли дыхательную гимнастику, в основе которой лежит диафрагмальное дыхание. В завершении были даны рекомендации по простым приемам, выполняя которые дома, можно надолго сохранить красивую осанку и осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.

Завтра, 7 апреля, конкурсные задания продолжатся, и позволят определить финалистов конкурса «Сердце отдаю детям - 2021» в Забайкальском крае.

С.В.Кузьмина, доцент кафедры управления

образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»