Важное звено в большой цепи поэтапного введения
обновленных ФГОС – апробация примерных рабочих программ
по учебным предметам в образовательных организациях

 

     С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ начали действовать обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования. Благодаря обновленным стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя современное оборудование.

Педагогам начального общего и основного общего образования придётся столкнуться с грядущими изменениями. А именно: обновление рабочих программ, внедрение и обучение функциональной грамотности на всех этапах обучения, изучение новых методов и технологий обучения современных школьников.

Обновлённые ФГОС НОО и ФГОС ООО:

– сохраняют принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников;

представляют максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня;

– обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание;

– описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи и т. д.

Апробация примерных рабочих программ по учебным предметам в образовательных организациях стала важным звеном в большой цепи поэтапного введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО. Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 29 сентября 2021г. № 918 «Об утверждении общеобразовательных организаций – участников апробации рабочих программ по учебным программам в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования» были определены 14 общеобразовательных организаций – участников апробации ПРП.

Участники апробации – педагогические и руководящие работники общеобразовательных организаций Забайкальского края, преподающие учебные предметы на уровне начального общего и основного общего образования. Участие в апробации носило добровольный заявительный характер.

Целью апробации являлась экспертная оценка Примерных рабочих программ и Типового комплекта методических документов, являющихся частью методического обеспечения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Апробация Примерных рабочих программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования в виде «Экспертная оценка», «Применение в учебном процессе» была проведена в период с 15 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года и включала виды работ:

– экспертная оценка Примерных рабочих программ по учебным предметам;

экспертная оценка Типового комплекта методических документов;

– экспертная оценка Применения в учебном процессе.

Апробация была проведена в отношении 38 примерных рабочих программ по учебным предметам: по 16 учебным предметам начального общего образования и 22 учебным предметам основного общего образования. Всего из 14 общеобразовательных организаций принял участие 161 педагогический работник: в оценке Примерных рабочих программ – 89 педагогов, в оценке Типового комплекта методических документов – 72 педагога. В ходе апробации примерных рабочих программ по учебным предметам педагоги работали с электронным ресурсом сайта «Единое содержание общего образования», в разделе «Конструктор рабочих программ». Данным «Конструктором рабочих программ» могут пользоваться учителя 1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.

Для участников апробации примерных рабочих программ была организована информационная поддержка через сайт ИРО Забайкальского края; чаты в Viber; через организацию деятельности стажировочных площадок образовательных организаций; горячую линию (сайт ИРО Забайкальского края); вебинары Минпросвещения России, Минобразования и ИРО Забайкальского края.

Апробация примерных рабочих программ позволила участникам определить, как положительные стороны, так и ключевые трудности эксперимента.

Результаты апробации в виде экспертной оценки, в виде применения в учебном процессе, свидетельствует о том, что Примерные рабочие программы по учебным предметам начального общего и основного общего образования могут быть успешно использованы в методическом обеспечении обновленного ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Предложенные в предметной части Типового комплекта методических документов рекомендации позволяют всем педагогам провести конструктивный анализ деятельности и спроектировать новую «авторскую» модель обучения, позволяют опытным учителям определять объективные и субъективные причины проблем в профессиональной деятельности.

Количество рабочих программ, созданных в конструкторе педагогами Забайкальского края – 1599: на уровне НОО – 666, на уровне ООО – 933. Количество педагогов, создавших программы в конструкторе – 914. Всего 218 учителей будущих первоклассников работают с конструктором рабочих программ, ими создано 591 рабочих программ по предметам. На уровне ООО работают с конструктором 684 педагога-предметника, ими создано 866 программ по предметам, и эта цифра все время растет. Разработанные рабочие программы по предметам позволят педагогам работать с 1 сентября в штатном режиме. Каждой рабочей программе, созданной в онлайн-конструкторе, присваивается уникальный ID-номер, который автоматически отображается на титульном листе. Наличие этого номера свидетельствует о том, что программа создана в конструкторе в соответствии с федеральными требованиями.

Итоги участия в апробации примерных рабочих программ по учебным предметам:

– по апробации примерных рабочих программ по учебным предметам получили сертификаты участников «Примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования по направлению «Экспертная оценка»» 63 педагога;

– апробации примерных рабочих программ по учебным предметам, получили сертификаты участников «Примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования по виду апробации «Применение в учебном процессе»» 39 педагогов;

– получили благодарности за участие в апробации примерных рабочих программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования по предметам 114 педагогов;

– получили благодарности за участие в экспертной оценке Типового комплекта методических документов по апробации примерных рабочих программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования 70 педагогов.

По итогам участия документы направлены в муниципальные образования, общеобразовательные организации.

Благодарим всех участников апробации примерных рабочих программ по учебным предметам в 2021-2022 учебном году: МОУ СОШ пгт. Атамановка; МОУ Первомайская СОШ №2; МОУ СОШ с. Беклемишево; МБОУ Начальная общеобразовательная школа-интернат №4; МАОУ Целиннинская СОШ; МБОУ Дульдургинская СОШ №2; МБОУ СОШ №49; МАОУ Могойтуйская СОШ №3; МОУ СОШ №42 пгт. Шерловая Гора; МОУ Сахюртинская СОШ; МАОУ АСОШ №2 ГО «Поселок Агинское»; МБОУ Буйлэсанская СОШ; ГОУ «Забайкальский краевой лицей-интернат»; ГОУ «Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края».

Веселова Ольга Викторовна,
методист кафедры управления образовательными организациями
ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»