В рамках межрегионального научно-практического симпозиума «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи» работала дискуссионная площадка «Современные тенденции и перспективы культурно-образовательной деятельности по развитию и изучению родных языков», в которой приняли участие 28 педагогов. На площадке участникам предлагалось обсудить следующие вопросы:

- проблемы развития и изучения родных языков, в том числе русского языка как родного;
- возможности сохранения и развития родных языков в условиях полиэтнического региона;
- эффективные технологии и практики обучения родному языку, в том числе русскому языку как родному;
- проблемы и перспективы развития билингвального образования в условиях образовательных организаций.

Работа дискуссионной площадки началась с вступительного слова Грешиловой И.А., проректора по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», Ирина Александровна поприветствовала участников симпозиума, рассказала о целях и задачах данного симпозиума. Первое выступление было предоставлено Забановой Оюне Александровне, специалисту Республиканского Центра развития родных языков Министерства образования и науки республика Бурятия, кандидату филологических наук с сообщением «Современные интерактивные технологии в обучении бурятскому языку», в котором Оюна Александровна раскрыла основные направления стратегии развития бурятского языка в республике Бурятия. Так, в сфере образования и информационно-коммуникационных технологий планируется расширение использования новых технологий в сфере обучения, поддержка стимулирования и создания новых IT-продуктов на бурятском языке, обучающих игр и программ. Также Оюна Александровна поделилась опытом создания новых продуктов, которые вносят вклад в формирование развивающей среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющей ребенку изучать свой родной язык в игровой форме. Это куклы в национальных костюмах, говорящие на бурятском языке, первый звуковой алфавит, музыкальный микрофон, интерактивный 3D словарь бурятского языка. Все это позволяет использовать интерактивные технологии в образовательном пространстве как одно из эффективных средств обучения бурятскому языку. Цырендоржиева Баирма Дамбиевна, доцент, заведующий лабораторией развития бурятского языка и литературы ГАОУ ДПО Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики» Лаборатория развития бурятского языка и литературы представила вниманию участников дискуссионной площадки сообщение «Коммуникативно-ориентированный подход в обучении бурятскому языку как родному: моделирование учебных средств». Жанчипова Цыцыгма Самбуевна, учитель МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» городского округа «Поселок Агинское» рассказала об «Интерактивном сопровождение в преподавании родного языка». Одним из путей к заинтересованности и мотивированности к изучению бурятского языка становится использование интерактивных технологий, в данном случае это интерактивная книга. Цыцыгма Самбуевна рассказала об интерактивных книгах, разработанных учащимися МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», которые очень заинтересовали участников площадки. Цыренжапова Гоохон Самбуевна, учитель МОУ «Агинская СОШ № 2» городского округа «Поселок Агинское» поделилась опытом формирования метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку в основной школе. Следующий участник дискуссионной площадки Самойлова Валентина Владимировна, заместитель директора по УР, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Утан Чернышевского района в своем сообщении «Родной язык как культурная ценность нации», рассказала о том, что Министерство образования и науки России представило примерную программу курса "Русский родной язык". Новая программа рассчитана на преподавание русского языка в 5-9 классах. Познакомиться с ее содержанием можно на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ. Документ одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 года. И в данный момент в школе началась работа по ее реализации. Также в работе площадки были представлены и просмотрены видеоматериалы: Кулеш Елена Васильевна, доцента кафедры психологии, руководителя Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», кандидата психологических наук, Ангиной Анастасии Дмитриевны, педагога родного языка ГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре), Донкан Виктории Леонтьевны учителя родного языка СОШ им. Героя России М.А. Пассарас. Сикачи-Алян Хабаровского района Хабаровского края, Эльтун Марины Александровны, учителя начальных классов и родного языка МБОУ ООШ с. Верхний Нерген Нанайского района Хабаровского края по реализации краевого инновационного комплекса по проблеме «Возможности сохранения родных языков в системе инновационной образовательной деятельности полиэтнического региона (на примере Хабаровского края), также видеоматериалы Амзараковой Ольги Александровны, учителя хакасского языка и литературы ГБОУ Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» по проблеме: «Интерактивные технологии в обучении родному языку и культуре», вызвавший большой интерес и положительные отзывы у участников дискуссионной площадки.

В работе дискуссионной площадки состоялся широкий  обмен опытом в области преподавания родного языка, в том числе русского языка как родного, ознакомление с лучшими практиками изучения родных языков в контексте этнокультурного и поликультурного воспитания детей и молодежи; также были  актуализированы проблемы и перспективы учебно-методического обеспечения изучения родных языков, в том числе посредством электронных образовательных ресурсов.

Ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО Забайкальского края Котик И.С.

Материалы:

Забанова О.А. Современные интерактивные средства обучения бурятскому языку

Цырендоржиева Б.Д. Коммуникативно-ориентированный подход в обучении бурятскому языку как родному: моделирование учебных средств

Кулеш Елена Васильевна, доцент кафедры психологии, руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», к.пс.н.

Ангина Анастасия Дмитриевна, педагог родного языка ГБ ПОУ «Николаевскийна-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре) (видеоурок)

Донкан Виктория Леонтьевна, учитель родного языка СОШ им. Героя России М.А. Пассара с. Сикачи-Алян Хабаровского района Хабаровского края (видеоурок)

Амзаракова О.А. Интерактивные технологии в обучении родному языку и культуре