В работе творческой мастерской Workshop «Семья как субъект профилактики: от взаимодействия к комплексному сопровождению» проведенной в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного детства: профилактика безнадзорности и правонарушений, защита прав и законных интересов несовершеннолетних» приняли участие 28 педагогов образовательных организаций: Иркутской области, г. Чита, г. Краснокаменска, Агинского района, Шилкинского района, Приаргунского района, Нерчинского района.

Для проведения площадки в форме мастерской воркшоп (workshop) всем участникам предложили выбрать группу. Всего работать будет четыре группы: администрация, классные руководители, родители, бабушки и дедушки. Перед участниками была поставлена цель – это выделить проблемы взаимодействия школы и семьи в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного благополучия на различных уровнях образовательной системы: уровень образовательной организации, муниципальный уровень.

Данная технология проведения мастерской в форме воркшоп предполагает следующий алгоритм.

  1. Первым шагом в работе каждой группы стало выделение наиболее значимых проблем, существующие во взаимодействии «школа-ребенок-семья».

  2. Вторым шагом – выделить самую актуальную, приоритетную проблему в каждой группе участников.

  3. Голосование. Группа представляет проблему и доказывает ее актуальность. Дальше проводится процедура голосования (вариант А –эта проблема является самой приоритетной; вариант Б - эта проблема не является важной; вариант С - не считаем это проблемой).

После бурного обсуждения участниками были выделены следующие проблемы во взаимодействии школы и семьи: группа «администрация» - привлечение родителей к взаимодействию со школой в вопросах воспитания;

группа «классные руководители» - безответственность родителей в воспитании детей; группа «родители»- отсутствие времени для воспитания; группа «бабушки и дедушки» - утрата общечеловеческих ценностей. По итогам голосования самой приоритетной вышла предложенная группой «бабушки и дедушки» проблема утрата общечеловеческих ценностей

  1. Следующим шагом в проведении мастерской является определение наиболее перспективных направлений решения данной проблемы.

При обсуждении в группах участники выделили следующие направления: группа «администрация» - информирование родителей; группа «классные руководители» - индивидуальная работа с семьей и ребенком, через социальное сопровождение; группа «родители» - своевременное информирование всеми возможными способами, для координации действий родителей; группа «бабушки и дедушки» - проведение мероприятий с участием старшего поколения.

В заключении участники представили эффективные практики из своей работы. Калиничева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Холбонская СОШ» Шилкинского района выделила наиболее эффективные мероприятия в такие как, индивидуальная работа, КТД, мероприятия с участием родителей, применения технологии «социальное проектирование», приобщение семьи к физической культуре.

Эпова Екатерина Венсиновна, социальный педагог МОУ «Даурская СОШ» Забайкальского района поделилась опытом и провела мастер – класс по использованию техники активного слушания при работе с семьей. Эпова Анна Викторовна, зам. директора по воспитательной работе СОШ № 45 г. Чита представила опыт работы с родителями по профилактике правонарушений в форме круглого стола. Артюхова Светлана Николаевна зам. директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 40 г. Чита рассказала о положительном опыте совета отцов в профилактике безнадзорности и правонарушений это привлечение современных отцов. Папы проводят классные часы, участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Продолжили эту тему и поделились своим опытом по организации школьного совета Шароглазовой Татьяной Викторовной, социального педагога МБОУ СОШ № 11 г. Чита, и создание отряда «Юные друзья полиции» Дондоковой Даримой Ринчиндоржиевной, социального педагога МАОУ «Агинская СОШ № 4».

По окончанию творческой мастерской Workshop «Семья как субъект профилактики: от взаимодействия к комплексному сопровождению» участники подвели итог работы площадки и выразили общее мнение по поводу инновационной технологии проведения площадки.