05 апреля 2018 г. в рамках инновационной сессии «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста (НСУР)» началась работа групп, представляющих ассоциации учителей-предметников, педагогов-психологов, школьных библиотекарей, логопедов, дефектологов, которая продолжилась 06 апреля 2018 г.
В рамках работы ассоциаций были использованы разнообразные формы: круглые столы, мастер-классы, дискуссионные сессии, методические диалоги, семинары по актуальным образовательным проблемам.
Так, проблемы педагогов дошкольного и начального образования были обсуждены в рамках круглого стола «Профессиональные стандарты в системе дошкольного образования. Независимая оценка квалификации педагога дошкольного образования (НОК)».
В работе круглого стола приняли участие педагоги дошкольных организаций г. Читы, Кыринского, Шелопугинского, Газимуро-Заводского, Оловяннинского, Тунгокоченского районов.
С. В. Москвина, ст. методист факультета ДиНОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», определила проблематику круглого стола:
- педагогические и непедагогические кластеры профессиональных стандартов: анализ спектра стандартов;
- нормативное правовое сопровождение процесса введения профессиональных стандартов: обзор действующего законодательства;
- формирование управленческого алгоритма деятельности руководителя ДОО: подготовка к проверкам;
- система независимой оценки квалификации педагога: логистика ожидаемых изменений;
В процессе работы с педагогами был сделан акцент на следующие профессиональные стандарты в образовании: «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», «Инструктор – методист», «Педагог – психолог», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Специалист в области воспитания». В каждом из обсуждаемых стандартов были выделены должности, относящиеся к дошкольному образованию.
Руководители и педагоги образовательных организаций поделились своими проблемами в связи с изменениями в сфере образования, а также наметили план работы по внедрению профессиональных стандартов.
Следующим вопросом для рассмотрения стала система оценки квалификации (СОК) (Федеральный закон «О независимой оценки квалификации» от 3 июля 2016 г, № 238). Обсудили информацию о предстоящей работе Советов, Центров по дальнейшей организации, реализации в системе НОК.
В рамках второго дня инновационной сессии «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста (НСУР) состоялась работа методического семинара «Реализация проекта по повышению финансовой грамотности в ДОО Забайкальского края».
Н.Ю. Никифорова, начальник отдела общего, специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, осветила проблему финансовой грамотности и раскрыла нормативно – правовую базу в данном направлении. В реализации данного направления, по приказу Министерства образования, принимают участие около 20 ДОО Забайкальского края.
В.В. Дубова, заместитель начальника сводно – экономического отдела, Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центробанка Российской Федерации, ознакомила с работой Центробанка по формированию финансовой грамотности в Забайкальском крае, о наличии предлагаемых услуг в сфере образования и плана предстоящих мероприятий в сфере дошкольного образования (сайт Банка России по финансовой культуре - fincult.info).
С.В. Кузьмина, доцент кафедры образовательного менеджмента ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», в своем выступлении сделала акцент на том, что именно с дошкольного возраста следует знакомить детей с финансовой грамотностью для изменения их менталитета, связанного с ответственностью за свое будущее. В качестве примера предложила использовать сайт ( https://www.fingram39.ru: учебно – методическое пособие по финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - для дошкольников). Наряду с этим она призвала педагогов принять участие в предстоящем региональном смотре – конкурсе методических разработок по финансовой грамотности в ДОО (информация в разделе «Финансовая грамотность» на сайте ГУ ДПО « ИРО Забайкальского края).
В дискуссионной сессии «Методические проблемы формирования УУД в начальной школе» приняли участие 20 педагогов образовательных организаций г. Читы; Борзинского, Шилкинского, Агинского, Чернышевского, Читинского, Оловяннинского районов Забайкальского края. Цель дискуссионной сессии - повышение профессионального мастерства педагогов в процессе обсуждения эффективных приемов работы по формированию и развитию УУД младших школьников. Открыла работу площадки Н.В. Храмцова, декан факультета дошкольного и начального общего образования ИРО Забайкальского края, к.п.н.
В ходе работы педагоги познакомились со статьей «Методические проблемы формирования УУД у младших школьников», посмотрели видеофрагменты уроков и прокомментировали представленный опыт. Участники сессии были вовлечены в обсуждение данной темы, поделились собственными наработками и внесли предложения.
Педагогами отмечен современный подход в организации дискуссионной сессии (на сайте ассоциации педагогов дошкольного и начального общего образования).
В работе презентационной площадки, организованной Ассоциацией специальных педагогов Забайкальского края по проблеме «Роль Ассоциации в обучении и воспитании детей с ОВЗ» приняли участие 20 педагогов специального образования г. Читы: специалисты СКОШ, педагоги центра «Открытый мир», специалисты учреждений здравоохранения, дефектологи ДОУ, воспитатели и психологи общеобразовательных организаций.
Опыт работы был представлен следующими педагогами специального образования:
- Адамова Е.В., учитель – дефектолог МБДОУ №87 г. Читы, ознакомила с опытом работы по взаимодействию ДОУ с внешними организациями как одно из условий успешного сопровождения детей с нарушением зрения.
- Никитюк Е.Д., учитель начальных классов ГОУ "Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат", рассказала об использовании методики «Нумикон» при формировании математических представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Эта методика стала хорошим дополнением к традиционным методам работы на уроках математики.
- Иванова Е.Ф., учитель – дефектолог ГКУЗ «ККПБ им. В.Х. Кандинского», представила систему работы по сенсорному развитию детей с ранним детским аутизмом.
- Недокушева Г.А., учитель – олигофренопедагог ГОУ "Читинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа", в своем выступлении ознакомила с наиболее эффективными приемами работы по экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка.
- «Инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха занимают важное место при обучении языку глухих детей и предполагают использование слуховой аппаратуры нового поколения» - отметила в своем выступлении О.С. Приходько, учитель – дефектолог ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».
- На примере своей работы с детьми Т.Г. Сологуб, педагог – психолог ГОУ "Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат", раскрыла основные психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальными нарушениями.
- Карханина В.Н., воспитатель ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», коснулась содержания образовательных программ для детей с нарушениями слуха и практики использования жестового языка в образовательном процессе
В заключение работы площадки участники отметили содержательность и практическую направленность всех выступлений, высказали пожелания о дальнейшем тесном сотрудничестве специальных педагогов различных ведомств и общественных организаций. В выступлениях была подчеркнута роль и значимость Ассоциации специальных педагогов Забайкальского края в укреплении и развитии профессиональных связей между специалистами, занимающимися вопросами обучения и воспитания детей с ОВЗ.
На ассоциации учителей математики и физики в форме методического диалога «Эффективные практики реализации Концепции математического образования в РФ» были обсуждены проблемы реализации Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г № 2506-р. С большим интересом педагоги выслушали выступление И.Н. Парыгиной, методиста кафедры естественнонаучного и математического образования ИРО Забайкальского края и отметили положительные стороны развития математического образования.
А.А. Проскурина, учитель математики МОУ СОШ №82 п. Ксеньевка Могочинского района, представила инновационный проект «Повышение качества обученности на уроках математики через использование уровней градации отметки». Л.В. Мерцалова, учитель математики МБОУ СОШ №32 г. Читы, ознакомила с опытом работы по теме: «Организационные формы и методические аспекты при подготовке к региональным олимпиадам по математике». О.Н. Овчинникова, учитель математики МОУ СОШ п. Новокручининский, провела увлекательный мастер-класс по теме «Планиметрические задачи в ЕГЭ».
После обсуждения проблем и положительного опыта работы при реализации Концепции развития математического образования в РФ и в Забайкальском крае Ассоциация учителей математики и физики приняла решение о разработке дорожной карты по реализации Концепции развития математического образования в Забайкальском крае.
Во второй день работы ассоциации учителей математики продолжилось обсуждение эффективных практик реализации Концепции математического образования в образовательных организациях Забайкальского края. С опытом работы по совершенствованию преподавания математики в школе педагогов ознакомила О.Г. Шкляр, учитель математики МБОУ Ясногорская СОШ Оловяннинского района; Ю.Ю. Вологина, учитель математики МОУ Георгиевская ООШ; обратила внимание на самообразование учителя; новые формы урока представила Е.А. Проскурина, учитель математики МОУ СОШ № 82 п. Ксеньевка. Выступление О.А. Федоровой, учителя математики МОУ Усть-Наринзорская СОШ было посвящено празднованию Дня математики - 14 марта; проблемами работы с неуспевающими поделилась Е.Ю. Позяева, учитель математики МОУ Усть-Карской СОШ; о проведении Недели математики в школе рассказала Г.П. Бессонова, учитель математики МБОУ СОШ №18 с.Харагун Хилокского района.
В ходе методического диалога учителей математики «Эффективные практики реализации Концепции математического образования в РФ» были рассмотрены различные варианты «дорожной карты» при реализации Концепции развития математического образования и представлен проект одного из вариантов в системе общего и дополнительного образования Забайкальского края на 2018-2020 г.г.
В рабочей группе ассоциации учителей информатики состоялся мастер-класс «Актуальные вопросы профессиональной деятельности учителей информатики в сетевом сообществе», в котором приняли участие учителя информатики краевого центра. Большой интерес у педагогов вызвал мастер-класс Л.В. Долговой, учителя МОУ СОШ №22 г. Читы, по теме «Система логических уравнений» (методика решения задач по ЕГЭ). Следует отметить профессиональный уровень докладчика. Прежде всего, грамотно сформулирована цель – «не ознакомиться, а научиться решать», во-вторых, корректно обозначено проблемное поле занятия. На протяжении нескольких часов были раскрыты особенности решения задач несколькими методами. Л.В. Долгова продемонстрировала прекрасное знание предмета, умение использовать интерактивное оборудование, которое визуализировало информацию, что помогало эффективно работать всем участникам. Для включения в совместную работу педагоги получили раздаточный материал. Участники и организаторы высказали единодушное мнение о большой результативности и востребованности таких практик, особенно для молодых педагогов.
Методический диалог «Поддержка и развитие детского и юношеского чтения – приоритетное направление библиотечной деятельности» состоялся в рабочей группе «Ассоциация библиотекарей». Большой интерес у сотрудников библиотек вызвал доклад О.С. Служаевой, старшего методиста кафедры образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края. О деятельности ассоциации библиотекарей рассказала в своем выступлении Н.Ю. Гостева, библиотекарь информационно-библиотечного отдела ИРО Забайкальского края. В ходе работы были рассмотрены основные цели и задачи ассоциации библиотекарей Забайкальского края и освещены основные события и мероприятия, проведенные в рамках деятельности ассоциации
О.Ф. Чужавская, методист по информационно-библиотечной деятельности отдела ИРО Забайкальского края, подробно раскрыла содержательную часть методического диалога «Поддержка и развитие детского и юношеского чтения – приоритетное направление библиотечной деятельности». Его участниками была выделена актуальность данной темы и определены причины снижения интереса к чтению у детей и подростков. Отмечено, что данный вопрос в последние годы, рассматривается на самом высоком уровне. В связи с этим разговор зашел о государственной политике в области поддержки и развития детского и юношеского чтения, в частности, о принятой в июне 2017 года «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ».
Е.Ю. Путинцева, библиотекарь Забайкальской краевой детско-юношеской библиотеки им. Г.Р. Граубина, к. культурологии, ознакомила участников с эффективными методами привлечения детей к чтению с помощью презентаций, поделилась с присутствующими опытом работы краевой детско-юношеской библиотеки. Члены ассоциации библиотекарей высказали пожелание проводить ежеквартальные встречи, знакомиться с опытом работы библиотекарей Забайкальского края, делиться своим опытом работы, устраивать экскурсии в школьные библиотеки Читы, разрабатывать новые программы для библиотек. Такие встречи позволят решить проблемы не только на местном, но и на краевом уровне, будут способствовать повышению статуса библиотекарей.
Рабочая группа библиотекарей обсудила вопросы влияния компьютеров на здоровье школьников; повышение интереса детей к печатной продукции, обновление библиотечного фонда школ, роль библиотечного сообщества в развитии детского и юношеского чтения и др.
Второй день работы группы «Ассоциация библиотекарей» ознаменовался рядом принятых решений:
- Ежеквартально проводить встречи рабочей группы для обсуждения и решения актуальных вопросов и обмена опытом работы.
- Пополнять банк лучших практик методическими разработками и новыми идеями.
В завершении второго дня группой была разработаны три группы карт инновационного проекта по продвижению детского чтения.
Ассоциация библиотекарей выразила надежду, что разработанные ими карты инновационных проектов будут полезны коллегам в работе по привлечению детей к чтению.
5 апреля 2018 г. в рамках инновационной сессии «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста (НСУР) состоялся методический семинар «Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога-психолога».
В рамках семинара было представлено содержание методического сопровождения психологической службы образования города Читы и предложены авторские разработки педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений города Читы.
Г.В. Ганичева, директор городского Научно-Методического Центра, педагог-психолог МБОУ СОШ № 47 г. Читы, в своем выступлении коснулась истории становления методической службы сопровождения психологов образования города Читы. На сегодняшний день Служба насчитывает 42 педагога-психолога в школах и около 46 в дошкольных образовательных учреждениях, создана система методической помощи, проводятся заседания методических объединений, семинары, конкурсы, издается печатная продукция, журналы и сборники.
В.М. Рахманина, методист ГНМЦ, педагог-психолог МБОУ СОШ № 47, представила цель, задачи, основные направления и показатели эффективности деятельности психологической службы г Читы.
Е.А. Щеголькова Екатерина Александровна, педагог-психолог МОУ СОШ № 42, п. Шерловая Гора поделилась опытом организации родительского клуба «Академия сотрудничества» в условиях школы, идеи и разработки мероприятий которого будут представлены в Банк лучших практик Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края.
Г.А. Миронова, педагог-психолог МОУ СОШ - центр образования г. Борзи представила систему работы психолога в вечерней школе.
Е.Г. Щукина, педагог-психолог высшей квалификационной категории, поделилась авторскими дидактическими пособиями, представила материалы для работы с детьми. Ее разработки также вошли в число эффективных практик психологов образования.
Н.В. Петунина, педагог-психолог МБДОУ № 70, г. Читы, предложила вниманию участников семинара авторскую программу «Песочная страна», направленную на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
И.А. Машукова, педагог-психолог МБДОУ «ЦРР-детский сад №3» г. Читы, рассказала об интересной технике «Текстильфан» («досуг с тканью»), которую психологи могут использовать в своей деятельности с целью сплочения детского коллектива, развития эмоционально-волевой сферы, развития творческих способностей детей.
В целом семинар прошел в позитивной, творческой атмосфере. Лучшие авторские дидактические пособия, материалы для работы с детьми будут представлены на сайте Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края. В заключение работы психологи отметили, что данные мероприятия позволяют расширить представления о деятельности психологов в образовании и вдохновиться новыми идеями.
В рамках инновационной сессии «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста (НСУР)» 5-6 апреля состоялась совместная плодотворная работа учителей географии, биологии и химии по проблеме: «Мастер класс как эффективная форма представления опыта: особенности экспертной оценки».
В.Н. Рацина, ст методист кафедры ЕНиМО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», определила проблематику и условия работы группы:
Проблематика связана с требованиями ФГОС к современному педагогу и касается различного рода компетенций (умение прогнозировать и анализировать, экспертировать результаты работы и выявлять сильные и слабые стороны различных проектов, мероприятий). Эксперт необходим на следующих мероприятиях: экспертиза работ учащихся на ГИА и ЕГЭ, конкурсы профессионального мастерства, конференции, фестивали, конкурсы работ учащихся, предметных олимпиад, конференций исследовательских работ и т.д.
Качества педагога, необходимые для эксперта:
- высокая профессиональная квалификация в вопросах экспертизы;
- широкий профессиональный кругозор;
- четкое следование процедуре экспертной деятельности;
- объективность; коммуникабельность;
- культура общения;
- умение аргументированно отстаивать свою позицию;
- умение разрешать конфликтные ситуации.
Экспертная работа дает педагогу:
1. Четкое понимание целей и задач любой деятельности.
2. Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов в предложенном материале.
3. Представление о качестве подготовки своего материала к различным конкурсным мероприятиям.
4. Точное понимание требований к методической, дидактической, научной подготовке самого учителя.
После ознакомления с теорией вопроса участникам были предложены экспертные листы оценки мастер -класса и проведены мастер-классы педагогов (за два дня работы секции учителей географии, биологии и химии была проведена экспертиза семи мастер -классов).
И.Н. Дорожкова, учитель химии МБОУ СОШ с. Танга Улетовского района, представила экспертам мастер-класс «Конструирование компетентностно-ориентированных заданий» (КОЗ) Назначение КОЗ – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Именно такие задания заложены в основу ФГОС, однако новые УМК практически не содержат заданий, направленных на формирование УУД. Составление КОЗ достаточно трудоемко, однако эти задания легко узнаваемы, потому что имеют четкую структуру: стимул-задачная формулировка - источник информации – бланк для выполнения задания – инструмент проверки.
Учитель химии МБОУ СОШ № 63 п. Чернышевск Т.И. Горячкина поделилась опытом работы по теме «Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения». Столкнувшись с проблемой неуспеваемости обучающихся при изучении химии, Татьяна Иннокентьевна решила, что наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Обучение является проблемным, если оно всем своим содержание и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность обучающихся, активизируется мышление.
Учитель химии С.В. Зайсаева из МОУ Билитуйской СОШ представила опыт работы с опорными схемами на уроках химии
В основе технологии лежит идея опоры. К особенностям этой технологии относятся: определенная закодированность учебной информации, возможность выделения этапов в изучении материала, применение различных форм организации учебной деятельности школьников, проявление творческих приемов выражения учебного материала в символах и рисунках, организация индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
Опорные схемы учат детей выделять главное в объемном текстовом материале, приучают отыскивать и устанавливать логические связи между разными частями конспекта или схемы, развивают способность к анализу и др. Использование опорных схем на уроках химии позволяет повторять и закреплять изученный материал, систематизировать и обобщать учебный материал с целью углубления и даже опережения обучения. На начальных этапах обучения учащимся 8 класса предлагаются схемы в готовом виде, опорные схемы служат для обобщения пройденного материала, который может быть представлен крупным блоком. В старших классах поощряется самостоятельное составление схем.
Д.Б-Ж. Садаева, учитель географии МБОУ Ясногорская СОШ, показала практико-ориентированный мастер класс «Система подготовки учителя географии к современному уроку как способ повышения квалификации». В своем выступлении Дина Бато-Жаповна отметила, что подготовка к урокам начинается еще до начала нового учебного года с изучения нормативных документов. При подготовке к уроку реализуются ряд функций: гностическая, организационная, информативная, контрольно-учетная, корректирующая.
Т.Ю. Долгополова, учитель географии МОУ СОШ № 1 п. Карымское Карымского района, представила мастер-класс в новой технологии (метапредмет «Проблема») «Перспективные столицы РФ». В рамках мастер- класса было определено понятие «метапредмет», обозначены этапы технологии метапредмет «Проблема». Все присутствующие активно участвовали в работе мастер - классов и экспертизе всех участников.
Таким образом, инновационнная сессия, являясь консолидирующей образовательной платформой, отражающей панораму вариативных организационно-методических условий сопровождения, формирует и развивает у педагогов основы ключевых профессиональных компетенций, обеспечивающих, в рамках введения и реализации Национальной системы учительского роста, профессиональный рост педагогов, совершенствование, укрепление и развитие профессиональных объединений и сообществ в системе образования Забайкальского края.
В работе Ассоциации учителей русского языка и литературы, прошедшего в форме мастер-класса по проблеме «Эффективные практики реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ» приняло участие 15 педагогов города Читы и края. Главным содержательным моментом мастер-класса стал диалог о том, как в многолетнюю традицию системного преподавания русского языка и литературы встроить новые подходы и оригинальные технологии организации учебного процесса, а также решать проблемы методического и мотивационного характера.
Учитель МБОУ СОШ № 1 г. Читы Н.Н. Абрамова представила участникам секции презентацию проекта «Родительская академия», основная идея которого заключалась во включении социально-педагогического потенциала родителей в образовательный процесс школы в условиях ФГОС основного общего образования. Данный проект направлен на расширение социально-образовательного пространства ОУ, изменение роли педагога в логике ФГОС. Педагогом были представлены исходные теоретические положения, цель и задачи проекта, были озвучены его преимущества. Презентация вызвала живой интерес участников секции, которые признали, что данный опыт может быть использован в образовательных учреждениях любого типа.
Выступление учителя МБОУ СОШ № 1 г. Читы И.Р. Чеузовой было посвящено проекту «Урок русского языка за рубежом», в котором говорилось о плановом сотрудничестве с Маньчжурским институтом Университета Внутренней Монголии. Цель проекта - популяризация русского языка, являющегося достоянием России. Также педагог поделилась приобретенным опытом работы в Совместной монголо-российской школе № 3 г. Улан-Батора.
Участники секции отметили значимость полученной информации для использования в личной педагогической деятельности.
6 апреля работа секции “Эффективные практики реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ” прошла в формате мастер-класса, который был посвящен демонстрации оригинального практического опыта работы с учащимися, передаче педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников секции.
Опыт работы представили следующие педагоги: И.В. Семенова, учитель МБОУ СОШ № 50 г. Читы, продемонстрировала участникам секции возможности кейс-технологии в формировании метапредметных результатов обучающихся. Л.В. Елизова из МОУ СОШ № 42 г. Читы представила доклад на тему «Метапредметные технологии как средство достижения успешности учащихся». Среди их многообразия педагог подробно остановилась на проектной деятельности (урок -литературное кафе “Любовная лирика Сергея Есенина”) и на интерактивных методах обучения (групповая работа учеников при подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе). Г.Г. Борискина, учитель ГОУ “Центр специального образования и развития “Открытый мир”, рассказала об использовании электронных образовательных ресурсов на дистанционных уроках русского языка (тренажеры, таблицы, рисунки, созданные в программе “Логомиры”; интерактивные задания (викторины, тесты, игры) на сайте “Ленингэлс”; комплекс интерактивных заданий - текстов, анимаций, интерактивных таблиц - из сайта “Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов”).
Профессор ГУ ДПО “ИРО Забайкальского края” В.А. Серебрякова познакомила педагогов с интересной технологией обучения XXI века -“Перевернутый класс” (учитель предоставляет ученикам материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала).
Подводя итоги двухдневной работы секции, педагоги-словесники отметили большую значимость создания Ассоциации учителей русского языка и литературы Забайкальского края в становлении профессионального роста, развитии творческих и профессиональных связей, обмене опытом, который может стать достоянием широкой учительской аудитории. Также в анкетах обратной связи педагоги отметили, что мастер-класс является удачной формой трансляции передового опыта, в котором раскрываются инновационные подходы, отдельные педагогические приемы, повышается компетентность по ряду аспектов, а главное - раскрывается личность педагога. Результатом работы секции и плодотворных обсуждений явилось составление плана мероприятий Ассоциации на предстоящий год по вопросам первостепенной важности.
05 апреля 2018 г. на инновационной сессии «Роль и значение профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста (НСУР)» состоялось заседание круглого стола ассоциации учителей истории и обществознания, на котором обсуждалась деятельность учителей-наставников, педагогов - членов молодёжной ассоциации и учителей, желающих поместить свои методические разработки в банк лучших региональных практик.
Отмечается разнообразие форм представления своих работ членами ассоциации учителей истории: мастер-классы по подготовке обучающихся с итоговой аттестации (Ю.В. Фоканов, учитель ЗабКЛИ); методический диалог по теме «Региональная история в учебном плане образовательной организации и преподавание «Истории Забайкалья» (Е.А. Бахметьева, учитель МБОУ СОШ № 8 г. Читы); дискуссия на тему «Нужна ли нам молодёжная ассоциация, и что она даст учителю истории?» (К.А. Комогорцева, зам. директора по научной работе МБОУ СОШ № 8 г. Читы).
Живые, актуальные для современной системы образования вопросы затронули всех присутствующих, которые пришли к необходимости развития института наставничества и обнаружили желание молодёжного педагогического сообщества в консолидации с целью совершенствования методических и психолого-педагогических компетенций.
Во второй день сессии было обращено внимание на содержании вебинара АПК и ПРО г. Москва, освещавшего проблемы преподавания региональной истории для предотвращения экстремизма и ксенофобии, выявления актуальных дискуссионных вопросов истории края. С целью осуществления мониторинга состояния региональной истории учителями были заполнены анкеты, предложенные ФОУ Академией повышения квалификации работников образования (г. Москва).
Во второй день инновационной сессии был представлен опыт работы следующих педагогов: Р.П. Корвяковой, учителя МБОУ СОШ с. Линёво Озеро Хилокского р-на по теме «Культурологический аспект преподавания истории и обществознания» и Г.С. Гаврюшевой, учителя МОУ СОШ № 31 п. Ксеньевка Могочинского района, по теме «Диалоговое обучение».
Таким образом, можно отметить, что обсуждаемые вопросы будут способствовать совершенствованию профессиональных компетенций педагогов-историков и явятся одной из ступенек их участия в национальной системе учительского роста.
Благодарим всех участников инновационной сессии. Желаем коллегам дальнейшего творческого и личностного роста!