На пленарном заседании, состоявшемся 6 апреля, были представлены три доклада и лучшие практики 5-ти школ Забайкальского края в качестве школ, работающих в сложной социальной обстановке, и школ, имеющих стабильно низкие результаты качества образования.
Грешилова И.А., проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к. философ. н., в своем выступлении «Региональное учебно-методическое объединение - системообразующий фактор профессионального роста учителя» отметила, что в рамках работы пленарного заседания заявлено открытое заседание регионального учебно-методического объединения (далее РУМО) для того, чтобы довести роль и значение деятельности РУМО для каждого учителя. И.А. Грешилова ознакомила с нормативно-правовой основой, локальными актами федерального и регионального уровней, регламентирующими деятельность системы РУМО, особо отметила, что в связи с изменениями, внесенными в приказ Министерства образования Забайкальского края от 31.03.2015 г. №253, появилась возможность проведения заседаний РУМО в дистанционном режиме, что расширяет возможности более широкого участия педагогической общественности в его работе.
И.А. Грешилова обозначила и выделила роль и значение авторских мастер-классов в рамках повышения квалификации, инновационных проектов, в частности, на Забайкальском образовательном форуме, который является стартом для новых проектов. Отрадно, отметила И.А. Грешилова, что в конкурсной номинации «Мужской взгляд на образование» приняло участие 10 педагогов образовательных организаций Забайкальского края, и победителем стал учитель иностранного языка Красночикойской СОШ с актуальным по значимости проектом «Лингвоплюс». Также Ирина Александровна отметила роль и значение научно-практических конференций, проводимых Институтом развития образования (далее ИРО) Забайкальского края в системе учительского роста, ознакомила с формами и направлениями международного и межрегионального сотрудничества ИРО Забайкальского края (см.презентацию). Было особенно отмечена деятельность РУМО по реализации введения интегрированной программы курса «Забайкаловедение», включающей 7 модулей.
В конце своего выступления Ирина Александровна рекомендовала адреса сайтов для творческого диалога с коллегами в режиме Онлайн.
Игумнова Е.А., доцент кафедры педагогики ИРО Забайкальского края, д.п.н., в своем выступлении раскрыла роль и значимость профессиональных сетевых сообществ в мотивации обучающихся к созидательной деятельности, представила ретроспективный анализ за последние 10 лет о том, что консолидирует и что создает развивающую среду для профессионального роста педагога и повышения уровня достижений обучающихся. Особая роль отводится, начиная с 2007 года, реализации инновационных проектов, таких как УМК «Региональная экономика», в 2009 году реализован проект «Забайкаловедение», разработано учебно-методическое обеспечение, регулярно проводится детская конференция «Юный исследователь Забайкальского края», в которую включены интересные социальные практики для воспитания любви к малой Родине. При реализации проектов наблюдаются определенные социальные эффекты, что дает возможность педагогу для осмысления позиций «ученик-учитель», это и внутрифирменное обучение, и возможность для участия в конкурсах, проектах федерального уровня. Важным при реализации проектов, отметила Е.А. Игумнова, является процесс интеграции общего и дополнительного образования, межведомственного взаимодействия и широкого социального партнерства, примером которому является создание школьных лесничеств, межведомственных и межотраслевых групп по взаимодействию с Министерством природных ресурсов, с муниципальными органами власти. Благодаря реализации проектов удалось посетить Даурский заповедник, озеро Арахлей, провести экскурсии «Ночное небо», наблюдать за жизнью птиц Забайкальского края. Данный опыт является уникальным. Итоги реализации проектов заключаются в таких социальных эффектах, как участие педагогов и учащихся в региональных экологических акциях, создании заповедников, заказников, а в перспективе, - создание «Красной горки». В предложениях, высказанных Е.А. Игумновой, отмечается необходимость создания «проблемной интеграции», включающей и объединяющей в одно целое учителей разных предметов в целях решения одной образовательной проблемы, именно «проблемная интеграция» должна стать основой деятельности сетевых сообществ с возможностью объединения ресурсов, развития мультикоммуникативности педагогов, оказания поддержки педагогических инициатив, основанных на принципе добровольности и доверия.
Следующий блок пленарного заседания был посвящен презентациям лучших практик школ Забайкалького края.
Единархова Н.Н., директор МОУ ООШ с. Южное Борзинского района, (см. презентацию) в своем выступлении ознакомила с кадровым составом, ростом уровня квалификации учителей за последние три года, работой межшкольных методических объединений, созданием сетевых сообществ, повышением показателей качества и успеваемости по итогам Всероссийских проверочных работ на уровне начального образования. Н.Н. Единархова также отметила роль и значимость проведения 32-х методических семинаров за учебный год, способствующих росту профессиональной компетенции педагогов.
Шипицына Л.А., заместитель директора МБОУ СОШ № 24 г. Читы, комментируя презентацию «Система организации профессионального роста учителя школы, работающего в сложной социальной обстановке» отметила, что в школе разработана и действует модель учительского роста. В школе создана административно-управленческая команда, функцией которой является создание ресурсных, материально - технических условий для реализации модели учительского роста в школе. Руководители школьных методических объединений учителей – предметников в своей деятельности проявляют активность и используют разнообразие формы работы (мастер-семинары, самоанализ педагогической деятельности и др.). Л.А. Шипицына раскрыла в своем выступлении понятие «профессиональные дефициты», связанные с работой в сложной социальной обстановке: работа с девиантными детьми, с родителями, имеющими асоциальное поведение. Для решения проблемы индивидуальных дефицитов педагога в школе разработана и действует персонофицированная модель повышения квалификации. Л.А. Шипицына в заключении выразила надежду на дальнейшее вхождение в состав сетевых сообществ школ, работающих в сложной социальной обстановке, наряду со школами, имеющими стабильно низкие результаты.
Кулевич Е.В., директор МБОУ СОШ № 20 г. Читы, ознакомил педагогов с разработанной моделью учительского роста в школе, действующей моделью непрерывного роста педагога (постоянно действующие семинары, работа межпредметных кафедр, организация внутрифирменного обучения, участие в дистанционных курсах повышения квалификации), В школе создана кафедра подготовки к ЕГЭ, ГИА, введено инклюзивное образование, также реализуются модель «Лаборатория качества» и индивидуальные образовательные модели.
Базаргуруев Ж.Б., директор МОУ «Челутайская СОШ» Агинского района, представил модель «Форсайт - школа как ресурс повышения квалификации», целью которой является повышение уровня учительского роста через использование форсайт - технологий. (см.презентацию). Ж.Б. Базаргуруев выделил в своем выступлении проведение мониторинга оценки обучающимися качества обучения педагогов после четырех лет после окончания школы (см.презентацию).
Терегулова Л.Г., заместитель директора по учебно-методической работе СОШ №82 с.Ксеньевка Могочинского района, в своем выступлении отметила, что школа является ресурсным центром школ района, в настоящее время разработана и реализуется образовательный проект, определены приоритеты реализации проекта, в школе создан и действует совет по реализации модели учительского роста, педагоги входят в состав сетевых педагогических сообществ. В заключении она выразила надежду на создание научно-методических сетевых сообществ на уровне региона.
Казакова Л.И., проректор, директор центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ИРО Забайкальского края, в своем выступлении призвала педагогов активизировать работу по сбору, прохождению профессиональной экспертизы учебных материалов и предоставлению лучших педагогических практик в Региональный банк.
Презентации выступающих: