05 апреля 2018 года в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» начала свою работу инновационная сессия.

Пленарное заседание открыла И.А. Грешилова, проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к. филос. н., доцент. В своем выступлении она отметила особый статус сессии, связанный с обобщением опыта работы учителей и предметных ассоциаций. В настоящее время в Забайкальском крае появилась новая ассоциация учителей информатики, в перспективе планируется создание ассоциации учителей иностранного языка. Каждая из ассоциаций на этой сессии сможет обсудить актуальные проблемы и перспективы своей деятельности. В конце выступления И.А. Грешилова пожелала плодотворной работы всем участникам инновационной сессии.

С докладом «Внедрение национальной системы учительского роста в Забайкальском крае» выступила Т.Н. Доржинимаева, заместитель начальника управления общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

В своем выступлении она раскрыла современные подходы к
формированию государственной образовательной политики и предпосылки введения Национальной системы учительского роста (далее НСУР) в Забайкальском крае.

Особое внимание было обращено на показатель «доступность образования», по которому наиболее проблемным стало дошкольное образование Забайкальского края (2018 г. – охват детей составляет 92,8 %).

Качество образования в Забайкальском крае представлено следующими показателями: итоги выполнения Всероссийских проверочных работ; результаты ГИА, ЕГЭ; НИКО (см. презентацию).

Следующая часть выступления Т.Н. Доржинимаевой была посвящена реализации государственных проектов и программ в сфере образования Забайкальского края, а также стандартизации единого образовательного пространства. Она раскрыла структуру организации единой системы оценки качества образования на федеральном и краевом уровнях.

В соответствии с Поручением Президента РФ (Госсовет 23 декабря 2015 г.) сформирована НСУР, предусматривающая 9 ступеней соответствия учителя занимаемой должности. В настоящее время ФИПИ разрабатывает оценочные материалы для оценки компетентности учителей (ЕФО).

В Забайкальском крае разработана и реализуется региональная «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» (утверждена распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 февраля 2013 года № 93-р (в редакции от 27 июня 2014 года № 389-р) (см. таблицу в презентации).

Предпосылками внедрения НСУР в Забайкальском крае является создание комплекса мер по поддержке школ и педагогов, выделении в региональном образовательном пространстве педагогов-создателей, носителей лучших образовательных практик, тиражирующих опыт их реализации, в том числе в формате технологических пакетов.

Далее выступающей раскрыты механизмы поддержки лучших учителей и учителей, мотивированных на профессиональный рост (Краевые конкурсы «Учитель года Забайкалья - 2017, Краевой проект «Успешная школа-успешное будущее» в 2017 г.; публичная презентация школ «Наша школа-наш успех»).

Как отметила Т.Н. Доржинимаева, проблемы и риски перехода на новую систему «учительских» должностей связаны с увеличением фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций; уменьшением норм часов учебной нагрузки при увеличении обязательной методической нагрузки на учителей (старший учитель, ведущий учитель) в связи с изменением должностных обязанностей; отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих формирование штатного расписания школы с учетом должностей; сокращением доли учителей, обеспечивающих выполнение учебной нагрузки; большая дифференциация школ по качеству образовательных результатов, а также необходимость разработки многоуровневой системы критериев для оценки.

В конце выступления она пожелала учителям повышение профессионального уровня в соответствии с НСУР и новой системой аттестации.

Перспективы и возможности профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста раскрыла И.А. Грешилова, проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к. филос.н., доцент. В своем выступлении она обратила внимание на составляющие Национальной системы учительского роста: профессиональная педагогическая подготовка; развитие среды профессионального общения; конкурентная система повышения квалификации, мобильная и адресная методическая поддержка учителя; понятные и прозрачные механизмы стимулирования; дифференциация должностей; единая система аттестации учителей на основе ЕФОМ.

И.А. Грешилова раскрыла содержание системы учительских должностей, институциональные условия профессионального роста (см. презентацию). В настоящее время определен порядок подготовки и апробации наборов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по предметам (2018-2019 гг.). Далее была раскрыта структура региональной системы сетевой организации повышения квалификации педагогических кадров (см. презентацию). В Забайкальском крае осуществляется сопровождение развития инновационной инфраструктуры региона: по введению и реализации ФГОС общего образования (более 1800 ОО); 84 инновационных проекта на базе ОО Забайкальского края; 79 ОО, участвующих в реализации мероприятий ФЦПРО по направлениям; 31 муниципальный ресурсный центр; 2-е постоянно действующие научно-педагогические лаборатории по актуальным проблемам развития образования.

Профессиональные сетевые сообщества педагогов Забайкальского края представлены ассоциациями воспитателей, логопедов, дефектологов, библиотекарей и учителей по различным предметам. В современном образовании осуществляется процесс обновления содержания и технологий общего образования в соответствии с ФГОС. Региональная составляющая обновления содержания образования включает Программу интегрированного учебного курса для 5-9 классов «Забайкаловедение», разработку авторских программ, учебно-методического обеспечения дисциплин и учебников.

Модернизация системы повышения квалификации учителей в условиях формирования национальной системы учительского роста была проиллюстрирована материалами Всероссийского совещания по обсуждению вопросов развития региональных систем повышения квалификации работников образования (27-28 марта 2018 г., г. Калининград) (см. презентацию).

Организационные и содержательные аспекты деятельности профессионального сообщества были раскрыты в выступлении Г.И. Зимирева, главного специалиста Комитета образования городского округа г. Чита, председателя региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество», к.с.н., доцента.

Свое выступление Г.И. Зимирев начал с истории возникновения профессиональных сообществ, начиная со второй половины XIX века до настоящего времени (см. презентацию). Первыми учительскими сообществами стали общества взаимопомощи учителей, позже они стали заниматься вопросами образования. В советский период появились советы молодых педагогов и советы наставников. Впервые педагогическое общество России было создано в 1960 году. В период перестройки были организованы ВНИК «Школа» (1987 г.), Клуб творческих учителей СССР (В.Ф. Матвеев) (1989 г.) и др. В 1990-е годы деятельность общественных организаций получила правовую основу (закон «О некоммерческих организациях»,1996 г.).

В 2000-е годы появляются общественно-политические педагогические движения («Образование для всех» (Смолин О.Н.); «Всероссийское педагогическое собрание» (Иванова В.В.); УМО по общему образованию на федеральном и региональном уровнях. Принято Положение о создании базовых кафедр вузов на предприятиях, в организациях, в том числе ОУ, на которое еще не обращено достаточного внимания. В этот же период создаются сетевые сообщества (образовательная сеть «Эврика» (А.Адамский), Эйдос (А.В. Хуторской) и др.).

В конце выступления Г.И. Зимирев подробно остановился на деятельности Забайкальского педагогического общества (см. презентацию).

Таким образом, участие в педагогическом сообществе, по мнению выступающего, предоставляет педагогу возможность почувствовать профессиональную и групповую идентичность, по-новому оценить профессию, а также принять участие в мероприятиях организации.

Выступление Л.И. Казаковой, проректора, директора центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ИРО Забайкальского края было посвящено презентации интерактивного методического кабинета как средства взаимодействия участников образовательного процесса

Цель создания кабинета: оперативная методическая помощь от коллег и методистов; возможность обмена методическими практиками, педагогическими идеями.

Участникам инновационной сессии была показана начальная страница кабинета, представлены следующие разделы: регистрация, авторизация: мессенджер; обмен файлами через личный кабинет; обмен файлами с помощью встроенного файлообменника; Форум.

По мнению разработчиков, результатами работы интерактивного методического кабинета станут следующие показатели: улучшение качества методических материалов; уменьшение затрат на приобретение методических материалов для педагогов; доступность и разнообразие методических материалов.

Аналитики: Н.В. Степанова, ст. преподаватель кафедры педагогики, Е.Д. Дугаржапова, ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО Забайкальского края

Презентации выступающих: 

Грешилова И.А. Перспективы и возможности профессиональных сообществ в контексте национальной системы учительского роста

Доржинимаева Т.Н. «Внедрение национальной системы учительского роста в Забайкальском крае»

Зимирев Г.И. Организационные и содержательные аспекты деятельности профессионального сообщества

Казакова Л.И. Интерактивный методический кабинет как средства взаимодействия участников образовательного процесса