1 декабря 2016 года в рамках работы Забайкальского образовательного форума – 2016 в дистанционном формате был проведён очный этап краевого конкурса «Лучший казачий класс Забайкальского края».

Председатель: Доржиева Л.А. – начальник отдела воспитания, дополнительного образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н.

Секретарь: Нуштаев Р.Е. – ст. методист кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Члены экспертной группы:

  1. Белоплотова О. В. – главный специалист-эксперт отдела молодежной политики Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края;
  2. Рацина В. Н. – ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»;
  3. Богданов А.В. – первый заместитель (товарищ) атамана Забайкальского казачьего войска, казачий генерал;
  4. Оленникова Г.Д. – ведущий специалист-эксперт отдела по реализации государственной культурной политики Министерства культуры Забайкальского края;
  5. Верхотурова Е.А. – директора ГОУ «Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края».

Никитин Сергей Николаевич, педагог дополнительного образования, представил на защиту программу военно-патриотического объединения «Забайкальский казачий кадетский корпус», реализующей свою деятельность на базе МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества».

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность (с элементами туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей) и нацелена на поэтапное освоение учащимися культурно-исторического наследия малой Родины, военно-прикладных знаний с использованием воинских традиций казачества, развитие физических способностей, воспитание патриотических чувств, высоких духовно-нравственных качеств.

Программа адресована учащимся общеобразовательных организаций города Читы 10-16 лет и рассчитана на 6 лет обучения (в объёме для первого года обучения – 144 часа, для второго и последующих лет – 216 часов, итого 1224 часа). Форма обучения – очная. В ЗККК принимаются дети 10–16 лет без предъявления требований к базовым знаниям.

Целью программы является воспитание духовно-нравственных, интеллектуально и физически развитых людей, предпочитающих здоровый образ жизни, способных к жизненному созиданию, готовых к служению Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще, к выполнению социальной, профессиональной и семейной ролей в объединении ЗККК посредством выполнения казачьего-кадетского компонента.

С детьми постоянно работают 5 преподавателей МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества», также осуществляется тесное взаимодействие и сотрудничество с местным органами МВД и МЧС.

Следующим защитил рабочую образовательную программа казачьего образования Цыбенов Батор Арсаланович, педагог-организатор МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа». Программа предполагает организацию кросс-возрастных мероприятий и акций в рамках внеклассной работы и дополнительного образования школьников, что рассматривается как одно из перспективных средств воспитания.

Одной из социально значимых задач при введении данной программы является поиск путей снижения числа правонарушений среди учащихся и повышения эффективности их профилактики, что может быть обеспечено принятием скоординированных решений на межведомственном уровне с привлечением общественности. Разработка и реализация программы, направленная на консолидацию усилий различных социальных институтов (семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий) в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании в сфере воспитания подрастающего поколения в селе, по мнению разработчиков программы, должна способствовать интеграции усилий различных заинтересованных сторон в решении проблем воспитания школьников.

Дистанционный этап конкурса завершился защитой проекта «Яснинский караул» Букаловым Александром Григорьевичем, учителем истории, обществознания МБОУ «Яснинская средняя общеобразовательная школа №1», который участвует в конкурсе второй год подряд и является победителем конкурса в 2016 году. В школе вместе с педагогами работают сотрудники пожарной части п. Ясная, офицеры-воспитатели из хуторского казачьего общества «Яснинский караул». Обучение в школе организовано в условиях «школы полного дня», что является немаловажным моментом в современное время. Учащиеся весь учебный день заняты, режим дня кадета расписан по часам, как в армии. Большую поддержку в разработке и организации различных мероприятий оказывает родительское сообщество, что говорит о заинтересованности родителей (законных представителей). Модель дополнительной образовательной программы ориентирует казаков-кадетов на получение выпускниками в будущем военных профессий. При реализации данной программы планируется получить следующие результаты:

  • создание банка учебных программ, элективных курсов, централизованное обеспечение казачьих кадетских классов учебно-методической литературой, современным учебным программным оборудованием;
  • разработка собственной атрибутики;
  • трансляция передового опыта работы;
  • повышение интереса у участников образовательного процесса к казачьему кадетскому движению;
  • разработка и реализация планов совместной деятельности с Забайкальским казачьим войском, положений об организации казачьих кадетских классов, создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность казачьих кадетских классов.

Четвертый конкурсант очного этапа конкурса Бронникова Светлана Викторовна, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка», не смогла выйти на связь и представить Программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания кадетов и учащихся «Патриот».

Бальжаева С.Б., методист кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»