Авторский семинар Мирошкиной М.Р., профессора ФГБОУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии наук», д.п.н.,  по теме «Развитие детского движения как механизма государственно-общественного управления образованием»  во второй день предполагал продолжение обсуждения вопросов:

- эффективное взаимодействие образовательных организаций и детских общественных объединений;

-    воспитание  подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе базовых российских ценностей;

-    система патриотического и профессионального становления, воспитания детей и молодежи.

В работу второго дня проектировочного семинара включились  ребята из краевой детской   общественной организации «Республики юных забайкальцев», победители конкурсов вожатского мастерства, регионального конкурса лидеров, добровольцев России, участники профильных смен и т.д.Дети помогли «разогреться» аудитории в ранний утренний час,  используя опыт, приобретённый в вожатской практике.

Мирошкина М.Р., давая установку на работу участников, отметила, что детская организация, её место в структуре современного общества является очень важным, потому что детское движение создаётся, развивается и способствует решению детских проблем как никакой другой социальный институт. Был поставлен вопрос: кто сегодня решает проблемы приобретения ребёнком опыта кроме семьи,  школы, церкви, субкультур и т.д. Ответ может быть следующим: детская общественная организация – модель общества, которую создают дети и в которой они  чувствуют себя комфортно.

 Участникам было предложено дать определение понятию «детская общественная организация», после обсуждения появились следующие ответы: «Детская общественная организация – это:  

  •  необходимость пространства, где можно реализовать себя;
  •  пространство  развития  духовно- нравственных качеств;
  •  пространство свободного общения;
  •  модель для простраивания отношений;
  •  пространство  самореализации, получение опыта от других детей;
  •  возможность  «примерить» разные социальные роли».

Далее был простроен  рейтинг  данных определений: «Детская общественная организация – это

1. пространство  самореализации;

2. модель  для простраивания отношений;

3. пространство  развития  духовно-нравственных качеств».

 В процессе обсуждения, возник вопрос: «Что сегодня реально осуществляется  в социальном пространстве Детства?»

  Ответы участников сводились к следующему:

  • участие в проектах разного уровня от локального до международного;
  • досуг, времяпровождение;
  • опыт общения, в том числе на других языках;
  • самоопределение и самореализация;
  • самоидентификация.

 Итоговый этап семинара предполагал создание «фотографии»  современной детской организации, своеобразный «функциональный портрет». Участники   разделились на группы и попытались создать заданный «портрет», в итоге  были представлены детские организации «Молодая гвардия», «Лесная страна», «РЮЗ» и другие объединения, существующие на территории края. При этом было отмечено, что  «РЮЗ» в пространстве Забайкальского рая занимает одно из ведущих мест, соответственно, появился вопрос, может ли эта краевая  детская  общественная  организации быть  основой  развития детского движения в Забайкальском крае, куда могут войти все другие существующие движения? Возникла дискуссия, в ходе которой участники высказывали своё мнение.

Подводя итоги  работы семинара, Мирошкина М.Р., отметила следующее:

  1. Состоялся первый разговор о том,  какой может быть детская организация в Забайкальском крае.
  2.  В ходе дискуссии появилось основание для дальнейшей работы, результатом которой может быть стратегия или концепция, которая должна быть подготовлена рабочей группой для обсуждения.
  3.  При разработке документа важно учесть главное: мнение детей и их инициативу, это для них создаётся поле деятельности, где им предстоит  самореализоваться.