Авторский семинар Мирошкиной М.Р., профессора ФГБОУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии наук», д.п.н., по теме «Развитие детского движения как механизма государственно-общественного управления образованием» во второй день предполагал продолжение обсуждения вопросов:
- эффективное взаимодействие образовательных организаций и детских общественных объединений;
- воспитание подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе базовых российских ценностей;
- система патриотического и профессионального становления, воспитания детей и молодежи.
В работу второго дня проектировочного семинара включились ребята из краевой детской общественной организации «Республики юных забайкальцев», победители конкурсов вожатского мастерства, регионального конкурса лидеров, добровольцев России, участники профильных смен и т.д.Дети помогли «разогреться» аудитории в ранний утренний час, используя опыт, приобретённый в вожатской практике.
Мирошкина М.Р., давая установку на работу участников, отметила, что детская организация, её место в структуре современного общества является очень важным, потому что детское движение создаётся, развивается и способствует решению детских проблем как никакой другой социальный институт. Был поставлен вопрос: кто сегодня решает проблемы приобретения ребёнком опыта кроме семьи, школы, церкви, субкультур и т.д. Ответ может быть следующим: детская общественная организация – модель общества, которую создают дети и в которой они чувствуют себя комфортно.
Участникам было предложено дать определение понятию «детская общественная организация», после обсуждения появились следующие ответы: «Детская общественная организация – это:
- необходимость пространства, где можно реализовать себя;
- пространство развития духовно- нравственных качеств;
- пространство свободного общения;
- модель для простраивания отношений;
- пространство самореализации, получение опыта от других детей;
- возможность «примерить» разные социальные роли».
Далее был простроен рейтинг данных определений: «Детская общественная организация – это
1. пространство самореализации;
2. модель для простраивания отношений;
3. пространство развития духовно-нравственных качеств».
В процессе обсуждения, возник вопрос: «Что сегодня реально осуществляется в социальном пространстве Детства?»
Ответы участников сводились к следующему:
- участие в проектах разного уровня от локального до международного;
- досуг, времяпровождение;
- опыт общения, в том числе на других языках;
- самоопределение и самореализация;
- самоидентификация.
Итоговый этап семинара предполагал создание «фотографии» современной детской организации, своеобразный «функциональный портрет». Участники разделились на группы и попытались создать заданный «портрет», в итоге были представлены детские организации «Молодая гвардия», «Лесная страна», «РЮЗ» и другие объединения, существующие на территории края. При этом было отмечено, что «РЮЗ» в пространстве Забайкальского рая занимает одно из ведущих мест, соответственно, появился вопрос, может ли эта краевая детская общественная организации быть основой развития детского движения в Забайкальском крае, куда могут войти все другие существующие движения? Возникла дискуссия, в ходе которой участники высказывали своё мнение.
Подводя итоги работы семинара, Мирошкина М.Р., отметила следующее:
- Состоялся первый разговор о том, какой может быть детская организация в Забайкальском крае.
- В ходе дискуссии появилось основание для дальнейшей работы, результатом которой может быть стратегия или концепция, которая должна быть подготовлена рабочей группой для обсуждения.
- При разработке документа важно учесть главное: мнение детей и их инициативу, это для них создаётся поле деятельности, где им предстоит самореализоваться.