Открывая итоговое пленарное заседание, Шибанова Н.М., заместитель министра образования, начальник управления общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н., обратила внимание аудитории на то, что в течение двух дней работы конференции состоялось обсуждение проблем, тенденций и перспектив развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного образования детей.
Доржиева Л.А., начальник отдела воспитания, дополнительного образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н., рассказала о работе двух площадок:
- Семинар-совещание «Нормативно-правовое регулирование и финансово-экономические вопросы развития системы дополнительного образования детей. Независимая оценка качества предоставления образовательных услуг учреждением дополнительного образования детей»
На семинаре-совещании участники обсудили проблемы нормативно-правового регулирования финансирования системы образования, в том числе дополнительного. Переход на механизм «электронного бюджета» требует детальной проработки достаточно большого количества вопросов: корректного заполнения государственного (муниципального) задания на услуги из ведомственного перечня, для которых должны быть разработаны стандарты и нормативы финансирования. В системе дополнительного образования основной услугой является реализация дополнительной общеобразовательной программы. При разработке норматива финансирования данной услуги сложно выделить «базовый» норматив. Основной проблемой становится большое разнообразие программ по продолжительности реализации, материально-техническим условиям. При расчете норматива достижение целевых показателей дорожной карты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» федерального и регионального уровней становится возможным при работе педагога дополнительного образования более чем на одну ставку или достаточно высокой наполняемости группы (более 20 обучающихся). Оптимальным решением может стать расчет норматива через определение стоимости человека-часа. Дифференциация стоимости услуги, при необходимости, возможна через поправочные коэффициенты. В качестве рекомендаций участники семинара-совещания предложили обязательное общественное обсуждение методики норматива на соответствующем уровне.
Поднимался дискуссионной вопрос о независимой системе оценки качества дополнительного образования, а также проблемный вопрос – объективная экспертная, которая должна осуществляться на соответствующем уровне.
Участники семинара предложили внести следующие предложения в резолюцию: разработать финансово-экономические механизмы финансирования государственных образовательных учреждений дополнительного образования; рекомендовать муниципальным органам управления образования разработать соответствующие рекомендации для муниципальных УДОД.
- Заседание Совета по взаимодействию и развитию казачьего кадетского образования в Забайкальском крае
В повестке заседания Совета стояли следующие вопросы: отчёт о проделанной работе; нормативно-правовая база по развитию казачьего кадетского образования; план работы на 2016 год.
Военно-патриотическое воспитание молодёжи: сохранение и развитие исторических, культурных и духовных традиций российского казачества – это веление времени, поэтому необходимо, как отмечают участники, для упорядочения деятельности создавать профильные круглогодичные смены. Кроме того, единый календарный план деятельности, возможно, с аннотацией ключевых мероприятий, мог бы способствовать скоординированности действий.
Участники Совета предлагают проведение конференции по взаимодействию и развитию казачьего кадетского образования в Забайкальском крае.
Белоплотова О.В., главный специалист-эксперт Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, представила работу двух площадок:
- Презентационная площадка «Развитие сферы дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями»
Формы организации и технологии работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, ориентированные на их потребности, реализацию индивидуальных образовательных траекторий были представлены в 14 докладах от дошкольного до профессионального образования. Два мастер-класса ярко проиллюстрировали, как могут решаться проблемы личностного и профессионального самоопределения и самореализации «особых детей» в контексте непрерывного образования.
Заинтересованный профессиональный разговор участников может быть продолжен на форуме созданного регионального сайта по дополнительному образованию с ОВЗ.
- Семинар-совещание директоров учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности по теме «Современная система организации управления в сфере учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности»
Участниками обсуждались вопросы нормативно-правового и программно-методического обеспечения деятельности УДОД физкультурно-спортивной направленности и реализации календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий.
Гарбузова В.В., заместитель директора ГОУ ДОД «Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края», представила работу двух площадок:
- На семинаре-совещании «Формирование единых подходов к программному обеспечению деятельности в сфере дополнительного образования детей» обсуждались нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Участники представляли методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Представление опыта ГОУ ДОД «Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края» по разработке и реализации уровневых дополнительных общеразвивающих программ вызвало большой интерес аудитории.
Участники на основе обсуждаемых проблем внесли предложение в резолюцию: проработать на региональном уровне нормативно-правовую базу финансирования дополнительных образовательных программ в части индивидуального обучения с учётом региональных особенностей.
- Презентационная площадка «Проблемы и перспективы в развитии технологического направления в Забайкальском крае» была представлена достаточно широкой аудиторией: кроме руководителей и заместителей руководителей УДОД, в работе принимали участие специалисты вузов города Читы. Обсуждалось взаимодействие учреждений дополнительного образования детей технического направления с производственными предприятиями и научными организациями. Состоялось конструктивное обсуждение проблемы и перспектив развития робототехники. Участники презентационной площадки обратились с предложением создать рабочую группу на базе ресурсного центра по сетевому взаимодействию ОУ, реализующих программы технической и естественнонаучной направленности; организовать обучающий проектный семинар, где могли бы принять участие различные ведомства, бизнес- структуры, вузы.
Закс Т.В., гл. специалист-эксперт Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, рассказала о деятельности площадок:
- Презентационная площадка «Вопросы развития открытой образовательной среды учреждений отдыха и оздоровления детей Забайкальского края: вопросы, проблемы, перспективы».
В ходе работы площадки презентованы 4 программы победителей краевого конкурса лучших программ летнего отдыха. Особое внимание аудитории обращалось на то, что главное – это создание условий для удовлетворения потребностей подрастающего поколения в отдыхе и интересующих видах деятельности, сочетающих духовное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие. В рамках семинара участникам представлен анонс конкурса программ отдыха и оздоровления детей в 2016 году.
- Проектировочный семинар «Проектирование образовательной среды и проблемы повышения престижа учреждений отдыха и оздоровления детей»
Семинар организован совместно с представителями «Народного фронта». В рамках проектировочного семинара в ходе практической работы состоялся обмен опытом по проектированию программ летнего отдыха, поиску новых форм его организации. Участники отмечают «важность обобщения передового педагогического опыта – коррекцию подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей, где определяющее место должен занимать анализ соотношения затрат с социально-педагогическим эффектом.
Черепанов В.В., директор ГОУ ДОД «Забайкальский детско-юношеский центр», представил работу презентационной площадки «Развитие детско-юношеского туризма в Забайкальском крае».
Анализируя работу площадки, Владимир Вениаминович отметил, что состоялось общественно-профессиональное обсуждение стратегии развития детско-юношеского туризма в Забайкальском крае. Руководители УДОД, заместители руководителей УДОД, специалисты МОУО, педагоги дополнительного образования обсудили проблемы формирования открытого информационного пространства. Особый интерес участников вызвала презентация проекта сайта «Территория 75».
Бусоедова Т.А., руководитель Забайкальской краевой детской общественной организации «Республика юных забайкальцев», анализируя работу авторского семинара Мирошкиной М.Р., профессора ФГБОУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии наук», д.п.н. по теме «Развитие детского движения как механизма государственно-общественного управления образованием», отметила, что тема вызвала интерес: 58 человек из 12 районов края, в том числе школьники, студенты, магистранты, принимали участие в семинаре. Обсуждался понятийный аппарат, принципы, направления деятельности детского движения в Забайкальском крае.
Участники семинара отмечают, что появились некоторые основания для создания программного документа стратегии, концепции комплекса мер по развитию детского движения в крае, для чего необходимо создать рабочую группу
Мирошкина М.Р., профессор ФГБОУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии наук», д.п.н., высказала мнение, что в рамках конференции, особенно на пленарном заседании, в докладах была представлена серьёзная научная аналитика проблем дополнительного образования детей, детально обсуждались отдельные аспекты, проблемы и перспективы развития дополнительного образования.
В ходе работы авторского семинара состоялся разговор о том, каким быть детскому движению в Забайкальском крае, причём важно учитывать главное- мнение детей, их инициативу. Эффективное развитие детского движения возможно только в многообразии
Мирошкина М.Р. предложила обсудить вопрос о научно-педагогическом партнёрстве по созданию сетевого сообщества, включающего районы Московской области, Забайкальский край, в рамках взаимодействия могут быть отработаны вопросы теории и практики развития детского движения.
Резюмируя выступления модераторов площадок, Шибанова Н.М. отметила, что конференция позволила конкретной целевой аудитории детально обсудить проблемы и перспективы развития дополнительного образования, при подготовке следующих конференций это необходимо взять за основу. Возможно, в рамках краевого родительского собрания в октябре 2016 года продолжение обсуждения актуальных вопросов состоявшейся конференции с привлечением широкой родительской общественности.
В настоящее время на различных уровнях, достаточно разрозненно происходит развитие научно-исследовательской деятельности учащихся, поэтому необходимо запланировать мероприятия на уровне края, объединяющие эти направления.
Охват учреждений, принимающих участие в работе конференции, был достаточно широкий, как и спектр вопросов от управления до технологических практик, что позволяет судить о степени интереса к данной проблематике. Проблемные и проектировочные семинары как эффективную форму работы необходимо включать в план деятельности Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края и Института развития образования с привлечением других ведомств.
В контексте сложившейся экономической ситуации как в стране, так и в крае необходимо находить новые формы деятельности по охвату детей дополнительным образованием, отказываясь от архаичных форм работы в пользу инновационных, актуальных и продуктивных.
Резолюция конференции принята участниками за основу, предложение и изменения в содержание резолюции могут поступать в течение недели. В рамках августовской конференции работников образования необходимо запланировать проведение семинара по дополнительному образованию, где намеченные в резолюции пути решения проблем должны предстать в качестве результатов деятельности.