19 ноября в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы детства: дополнительное образование как механизм поддержки индивидуализации и самореализации личности» состоялся семинар-совещание «Нормативно-правовое регулирование и финансово-экономические вопросы развития системы дополнительного образования детей. Независимая оценка качества предоставления образовательных услуг учреждением дополнительного образования детей», в работе которого приняли участие Л.А. Доржиева, начальник отдела воспитания, дополнительного образования Минобразования Забайкальского края, О.А. Васильева, начальник финансово-экономического отдела Минобразования Забайкальского края, Л.И. Калинина, главный специалист- эксперт отдела стратегического развития Минобразования Забайкальского края, С.В. Кузьмина, доцент кафедры образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края, специалисты МОУО, сотрудники ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, руководители образовательных организаций дополнительного образования детей края.
В первой части участники семинара обсудили методологию, проблемы и перспективы нормативного подушевого финансирования в системе дополнительного образования детей. О.А. Васильева, начальник финансово-экономического отдела Минобразования Забайкальского края, обратила внимание на утвержденный Президентом Российской Федерации в 2013 г. Перечень поручений Правительству Российской Федерации по введению (до 2016 г.) «электронного бюджета», целью которого является достижение максимального уровня прозрачности финансово-экономической деятельности государственных структур через формирование сайтов государственных закупок (госзакупок), налогообложения, личных кабинетов граждан, введение электронного документооборота и осуществление другие мероприятий. В современных условиях Министерством финансов Российской Федерации подготовлены документы, в которых сделан акцент на формировании и введении государственного муниципального задания (ГМЗ), основу которого должен составлять норматив стоимости государственной услуги (госуслуги). Следовательно, наименования ГМЗ должны соответствовать содержанию и структуре государственных услуг, включенных и утвержденных в реестре госуслуг. Механизм финансирования будет логичным, последовательным и завершенным: госуслуга – ГМЗ – финансирование. Если произойдет «сбой» на одном из этапов, разрушится весь процесс движения финансовых средств. Госуслуги будут классифицированы по разным основаниям: ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), наименованиям, получателям. Часть услуг будут бесплатными для получателей, потому что их оплачивает государство в рамках ГМЗ, другая часть может быть платными услугами после присуждения соответствующих ОКВЭД. Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики….» вступил в силу. Учредителю нужно провести мероприятия по разработке норматива финансирования, чтобы обеспечить дополнительным образованием 70% детей. Поэтому МОУО необходимо проанализировать ресурсы, условия для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые будут включены в ГМЗ на основе норматива финансирования госуслуги.
С.В. Кузьмина, доцент кафедры образовательного менеджмента ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, в своем выступлении рассказала о механизме расчета норматива финансирования с учетом реализации общеразвивающих программ как основного вида деятельности в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах. При этом важно понимание того, что ребенок должен быть единожды учтен, а не состоять в списках численности детей в каждой образовательной организации. Порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ изложен в Приказе Минобрнауки Российской Федерации № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», где указаны 6 направлений деятельности. В «Концепции развития дополнительного образования детей» также перечислены основные направления, в требованиях санитарно-эпидемиологических норм и правил. Есть некая «нестыковка» подходов, которые должны быть минимизированы по мере реализации мероприятий в рамках Концепции. Например, в первом квартале 2016 года будут представлены требования к структуре и содержанию общеобразовательных программ дополнительного образования. Система дополнительного образования не поддается стандартизации. Минимальный и максимальный объем программ не установлен. Финансируется образовательная программа. То есть, должна быть стандартизирована программа. Один ребенок может заниматься не более, чем в двух объединениях, в остальных – за родительскую плату. Поэтому образовательные организации, родители, МОУ должны договариваться по вопросам учета движения контингента обучающихся, числа реализуемых программ, их объема, условий, финансирования и др. Образовательная организация дополнительного образования может осуществлять реализацию дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ предшкольной подготовки на основании соответствующей лицензии. Далее С.В. Кузьмина обратила особое внимание на разграничение понятий «внеурочная деятельность» и «деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ». Если занятия по внеурочной деятельности входят в учебный план, то они оплачиваются в рамках ФГОС ОО, если не входят, то можно реализовать программу в организации дополнительного образования. Общеобразовательные организации могут реализовывать программы дополнительного образования, если обладают лицензией или имеется приложение о реализации дополнительных программ. В этом случае, можно пригласить в общеобразовательную организацию специалиста дополнительного образования на условиях совместительства.
В настоящее время разработан Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, который будет вводиться с 01. 01. 2017 г.
Л.И.Калинина, главный специалист-эксперт отдела стратегического развития Минобразования Забайкальского края, рассказала о нормативно-правовых основах, организационных, функциональных, технологических аспектах организации и проведения независимой оценки качества образования в образовательных организациях дополнительного образования в Забайкальском крае (НОК). Нормативно-правовым основанием осуществления НОК является № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95.1; ст. 95.2), а также Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 15.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Результаты экспертизы образовательной деятельности образовательных организаций дополнительного образования в контексте НОК носят рекомендательный характер и не влекут за собой административных действий
Л. А. Порш, доцент кафедры образовательного менеджмента ГУ ДПО ИРО Забайкальского края