328 октября 2015 года в рамках реализации ФЦПРО «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» (Лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ»)  в МБОУ СОШ № 6  г. Балея прошла стажировка по теме «Обеспечение и реализация АООП обучающихся с ЗПР» с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в области инклюзивного образования. Стажёрам были  представлены  особенности организации образовательного  процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью ее выраженности. Стажировка привлекла внимание педагогических работников образовательных организаций города Балея и Балейского  района.  В   работе стажировочной площадки приняли участие 28 человек. Из них 11 учителей начальных классов; 5 – психологов; 9 заместителей директора по УВР; 1 – директор, 2 –  специалиста Комитета образования муниципального района «Балейский район».

Администрация МБОУ СОШ № 6 представила стажерам  доклад- презентацию по теме «Специфика разработки и условия реализации АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».

После представленного доклада,  для стажеров  организовано практическое занятие по установлению соответствия условий реализации АООП МБОУ СОШ № 6 требованиям ФГОС ОВЗ и схема оценки условий реализации АООП  требованиям Стандарта.

Далее они стали участниками мастер–класса по теме «Развитие пространственных представлений учащихся с ЗПР на уроках русского языка», который был подготовлен и проведен  – Домаевой Натальей  Федоровной, учителем начальных классов. В результате стажеры обменялись опытом и  составили  памятку по развитию пространственных представлений учащихся с ЗПР на уроках русского языка и математики.

Педагог-дефектолог, Третьякова Галина Андреевна представила участникам стажировки коррекционно-развивающее 47занятие с учащимися 1-3 класса по теме: «Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук».  В результате организованной творческой групповой деятельности стажеров -  созданы  два дидактических пособия из природного материала для работы с детьми, имеющими  ОВЗ.

Мухаматнурова Марина Валерьевна педагог-психолог показала стажерам тренинг с детьми 4 класса на тему: «Страх в нашей жизни. Как его преодолеть?». В итоге практической работы стажеров была составлена единая схема анализа психологического занятия.

На практическом занятии  коррекционной физкультуры, проведённом учителем начальных классов, Ляховой С.М. с группой учащихся 1- 3 класса, стажёры работали с программой наблюдения, анализировали занятие и разработали схему оценки эффективности занятия коррекционной физкультуры.

Продолжением работы стажировочной площадки стало районное мероприятие для детей инвалидов «Откройте сердце для добра». Стажёрам был представлен опыт работы школы с детьми – инвалидами.     Присутствующими были отмечены такие положительные моменты как: привлечение к подготовке и проведению мероприятия различных структур города, заинтересованных проблемами обучения и воспитания детей, а также предпринимателей города с целью оказания спонсорской помощи.

DSC 1587В завершении работы стажировочной площадки были подведены итоги,  заслушаны мнения стажёров о проведённых мероприятиях. Контроль знаний, навыков, приобретённых стажёрами отслежен через тестирование, показавшее объективные  результаты стажировки с точки зрения её участников по следующим критериям: (оценка по каждому критерию максимально – 10 баллов).

Актуальность рассмотренных вопросов – 25 (89 %) участников стажировки оценили в 10 баллов; 3 (11 %) участника в 9 баллов.

Степень  личной заинтересованности и включенности в занятия  в 10 баллов оценили 23(82 %) стажёра; в 9 баллов – 2 (7 %) человека; в 8баллов – 1 (4 %) участник и в 5 баллов – 2 (7%) человека.

Новизна проведенных форм занятий (с точки зрения содержания) 20 стажеров (71%) оценили в 10 баллов, 7%-2 человека поставили 9 баллов, 4 участника (14%) поставили 8 баллов, 1 (4%) – поставил 6 баллов и 1 человек (4%) оценили в 5 баллов.

Новизна проведенных занятий (с точки зрения предложенных методов и приемов) была оценена следующим образом: 13 человек (46%) – поставили 10 баллов, 36%-10 участников оценили в 9 баллов, 4 человека (14%) выставили 8 баллов и 1 участник 4% - поставил 5  баллов.

Степень применимости содержания стажировки в вашей практике 53%-15 человек оценили в 10 баллов, 4 участника (14%) поставили 5баллов, 3 (11%) человека поставили 9 баллов, и 3 (11%) поставили 8 баллов. А также 1 участник (4%)-выставили 7 баллов, 2 человека (7%) оценили в 6 баллов.

Степень применимости предложенных методов в личной практике  в 10 баллов оценили 13(46 %) стажёров; в 9 баллов – 5(18 %) человек; в 8 баллов – 3 (11 %); в 7 баллов – 4(14 %) человека; 3(11 %) участника – оценили 5 баллами.

Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки  25 (89 %) участников стажировочных мероприятий оценили в 10 баллов; 3 (11 %) стажёра дали оценку в 8 баллов.

В целом участники стажировки отметили, что все представленные образовательные события подготовлены наDSC 1644 высоком методическом уровне. Все полученные стажёрами знания своевременны, актуальны и познавательны.

По итогам деятельности стажировочной площадки стажёры получили методические продукты:

- технологическая карта проектирования АООП НОО для обучающихся с ОВЗ;

- памятка по формированию пространственных представлений обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и математики;

- схема анализа коррекционно – развивающего занятия педагога – дефектолога;

- схема анализа психологического занятия педагога – психолога;

- методические рекомендации по использованию комплекса упражнений дыхательной гимнастики.

   Также стажёрам предложен электронный ресурс следующего содержания:

- презентация  «Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;

Диагностические материалы « Оценка условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Психолого-педагогические диагностики внутренних ресурсов учебного успеха учащихся;

- Методические рекомендации для педагогов по реализации индивидуального учебного плана для школьников, обучающихся по программам 7 и 8 вида в общеобразовательных классах;

- Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся  2-4 классов общеобразовательной школы. Токарь И.Е.;

- Н.Т. Локалова «Как помочь слабоуспевающему ребенку».

Зам. директора по УВР    О.Л. Устинова