28 октября 2015 года в рамках реализации ФЦПРО «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» (Лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ») в МБОУ СОШ № 6 г. Балея прошла стажировка по теме «Обеспечение и реализация АООП обучающихся с ЗПР» с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в области инклюзивного образования. Стажёрам были представлены особенности организации образовательного процесса для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью ее выраженности. Стажировка привлекла внимание педагогических работников образовательных организаций города Балея и Балейского района. В работе стажировочной площадки приняли участие 28 человек. Из них 11 учителей начальных классов; 5 – психологов; 9 заместителей директора по УВР; 1 – директор, 2 – специалиста Комитета образования муниципального района «Балейский район».
Администрация МБОУ СОШ № 6 представила стажерам доклад- презентацию по теме «Специфика разработки и условия реализации АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».
После представленного доклада, для стажеров организовано практическое занятие по установлению соответствия условий реализации АООП МБОУ СОШ № 6 требованиям ФГОС ОВЗ и схема оценки условий реализации АООП требованиям Стандарта.
Далее они стали участниками мастер–класса по теме «Развитие пространственных представлений учащихся с ЗПР на уроках русского языка», который был подготовлен и проведен – Домаевой Натальей Федоровной, учителем начальных классов. В результате стажеры обменялись опытом и составили памятку по развитию пространственных представлений учащихся с ЗПР на уроках русского языка и математики.
Педагог-дефектолог, Третьякова Галина Андреевна представила участникам стажировки коррекционно-развивающее занятие с учащимися 1-3 класса по теме: «Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук». В результате организованной творческой групповой деятельности стажеров - созданы два дидактических пособия из природного материала для работы с детьми, имеющими ОВЗ.
Мухаматнурова Марина Валерьевна педагог-психолог показала стажерам тренинг с детьми 4 класса на тему: «Страх в нашей жизни. Как его преодолеть?». В итоге практической работы стажеров была составлена единая схема анализа психологического занятия.
На практическом занятии коррекционной физкультуры, проведённом учителем начальных классов, Ляховой С.М. с группой учащихся 1- 3 класса, стажёры работали с программой наблюдения, анализировали занятие и разработали схему оценки эффективности занятия коррекционной физкультуры.
Продолжением работы стажировочной площадки стало районное мероприятие для детей инвалидов «Откройте сердце для добра». Стажёрам был представлен опыт работы школы с детьми – инвалидами. Присутствующими были отмечены такие положительные моменты как: привлечение к подготовке и проведению мероприятия различных структур города, заинтересованных проблемами обучения и воспитания детей, а также предпринимателей города с целью оказания спонсорской помощи.
В завершении работы стажировочной площадки были подведены итоги, заслушаны мнения стажёров о проведённых мероприятиях. Контроль знаний, навыков, приобретённых стажёрами отслежен через тестирование, показавшее объективные результаты стажировки с точки зрения её участников по следующим критериям: (оценка по каждому критерию максимально – 10 баллов).
Актуальность рассмотренных вопросов – 25 (89 %) участников стажировки оценили в 10 баллов; 3 (11 %) участника в 9 баллов.
Степень личной заинтересованности и включенности в занятия в 10 баллов оценили 23(82 %) стажёра; в 9 баллов – 2 (7 %) человека; в 8баллов – 1 (4 %) участник и в 5 баллов – 2 (7%) человека.
Новизна проведенных форм занятий (с точки зрения содержания) 20 стажеров (71%) оценили в 10 баллов, 7%-2 человека поставили 9 баллов, 4 участника (14%) поставили 8 баллов, 1 (4%) – поставил 6 баллов и 1 человек (4%) оценили в 5 баллов.
Новизна проведенных занятий (с точки зрения предложенных методов и приемов) была оценена следующим образом: 13 человек (46%) – поставили 10 баллов, 36%-10 участников оценили в 9 баллов, 4 человека (14%) выставили 8 баллов и 1 участник 4% - поставил 5 баллов.
Степень применимости содержания стажировки в вашей практике 53%-15 человек оценили в 10 баллов, 4 участника (14%) поставили 5баллов, 3 (11%) человека поставили 9 баллов, и 3 (11%) поставили 8 баллов. А также 1 участник (4%)-выставили 7 баллов, 2 человека (7%) оценили в 6 баллов.
Степень применимости предложенных методов в личной практике в 10 баллов оценили 13(46 %) стажёров; в 9 баллов – 5(18 %) человек; в 8 баллов – 3 (11 %); в 7 баллов – 4(14 %) человека; 3(11 %) участника – оценили 5 баллами.
Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки 25 (89 %) участников стажировочных мероприятий оценили в 10 баллов; 3 (11 %) стажёра дали оценку в 8 баллов.
В целом участники стажировки отметили, что все представленные образовательные события подготовлены на высоком методическом уровне. Все полученные стажёрами знания своевременны, актуальны и познавательны.
По итогам деятельности стажировочной площадки стажёры получили методические продукты:
- технологическая карта проектирования АООП НОО для обучающихся с ОВЗ;
- памятка по формированию пространственных представлений обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и математики;
- схема анализа коррекционно – развивающего занятия педагога – дефектолога;
- схема анализа психологического занятия педагога – психолога;
- методические рекомендации по использованию комплекса упражнений дыхательной гимнастики.
Также стажёрам предложен электронный ресурс следующего содержания:
- презентация «Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
- Диагностические материалы « Оценка условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Психолого-педагогические диагностики внутренних ресурсов учебного успеха учащихся;
- Методические рекомендации для педагогов по реализации индивидуального учебного плана для школьников, обучающихся по программам 7 и 8 вида в общеобразовательных классах;
- Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. Токарь И.Е.;
- Н.Т. Локалова «Как помочь слабоуспевающему ребенку».
Зам. директора по УВР О.Л. Устинова