3С 26 по 30 октября 2015 г. сотрудниками ООО НПФ «Амалтея» г. Санкт-Петербурга на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» в рамках реализации мероприятий ФЦПРО по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» Лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на Федеральный государственный стандарт образования детей с ОВЗ» по дополнительной профессиональной программе  «Модели психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях апробации ФГОС для детей с ОВЗ: эффективные технологии оздоровления в комплексном МППС детей с ОВЗ»  проведена авторская сессия по модулю «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС). Обучение навыкам саморегуляции на основе метода функционального биоуправления с использованием программ НПФ «Амалтея» в объёме 36 часов для 2-х групп слушателей.

В рамках договора о  сотрудничестве с ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт-Петербурга сотрудниками кафедры специального 

1

образования и здоровьесберегающей деятельности ГУ ДПО «Института развития образования Забайкальского края» с 2013 г. проводится апробация аппаратно-программных комплексов (АПК) на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (проект внедрения технологии БОС-здоровье). За эти годы проведено обучение нескольких групп, а для апробации в две школы (экспериментальные площадки по апробации АПК «Волна» по договору аренды было поставлено оборудование). Эффекты при работе с программой: уравновешиваются процессы торможения и возбуждения в центральной нервной системе; снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему; активируется обмен веществ; улучшается кровоснабжение головного мозга. Специалисты экспериментальных площадок отметили повышение уровня академической успеваемости, снижение заболеваемости, улучшение общего фона настроения детей. Применение программы «Волна» позволило сформировать навыки произвольной концентрации внимания и переключения внимания; снизить выраженность тревожных состояний; повысить самооценку детей; повысить эффективность работы с гиперактивными детьми; обеспечить профилактику психосоматических заболеваний.

4Обучение по модулю «Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС). Обучение навыкам саморегуляции на основе метода функционального биоуправления с использованием программ НПФ «Амалтея»  прошли учителя-логопеды (21 чел.), педагоги-психологи (9 чел.), социальный педагог, заместители директора по воспитательной работе (2 чел.), заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя образовательных организаций г. Читы, Читинского района (6 чел.)

Учебный цикл модуля был представлен теоретическим, консультационным, практическим блоками. В содержании лекций актуализирована проблема организации образовательного процесса с точки зрения природосообразности  человека, понимании человека как единой био-психо-социальной системы. Через лекционно-практические занятия по темам «Особенности использования метода биоуправления при коррекции психоэмоциональных состояний»; «Физиологические механизмы стресса и стресс-индуцированных состояний (работа с дыханием)»; «Режим2 «Комфорт-ЛОГО» – новые возможности в работе с речевыми нарушениями»; «Инновационные технологии в социально-психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ: видеобиоуправление, психопрофилактические антистрессовые комплексы» конкретизированы прикладные аспекты использования аппаратно-программных комплексов (АПК). Задачами практического блока было обучение  использованию в практической деятельности специалистов (логопедов, дефектологов, сотрудников служб медико-психолого-педагогического сопровождения) компьютерных программ «Комфорт-ЛОГО», «Волна», «Экватор», «Сталкер», «Комфорт».

Интерес для наших слушателей вызвал вариант консультативной помощи через групповые тренинги и индивидуальную работу. Каждый слушатель имел возможность не только ознакомиться с пакетом программ, но и освоить их содержание как в роли клиента, так и специалиста, сопровождающего процесс функционального биоуправления.

6Кроме выполнения учебной работы, выполнена работа в рамках договора о сотрудничестве с кафедрой специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании. Состоялось заседание кафедры, на котором проанализированы результаты проведенной работы по согласованному объему работ, уточнены действия по проведению мероприятий в рамках ФЦПРО (Лот 2) до декабря 2015 г.

На встрече с Б.Б. Дамбаевой ректором ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» обсуждены вопросы целесообразности и эффективности внедрения АПК («Волна») на пилотных площадках для обучения детей с ОВЗ (Краснокаменская СОШ №10 г. Краснокаменск, Новоорловская СОШ, Петровск-Забайкальская школа для обучения слепых и слабовидящих детей).

Информацию подготовили Матафонова О.И. Девяткина Т.А.