Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС.

Технология социального проектирования.

МОУ СОШ №4 п. Карымское.

   3 ноября 2015 года на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Дарасун » для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов - предметников, классных руководителей, педагогов начальной школы творческой группой педагогов МОУ СОШ № 4 п. Карымское проводилась выездная стажировка в рамках реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 г. (направление «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей») по теме «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС. Технология социального проектирования». В работе стажировочной площадки приняли участие 25 человек, из них:

Категория слушателей руководители (директора школ) заместители директоров учителя +классные руководители социальные педагоги
Кол-во 4 5 15 1

 

   Также в работе   принимала участие тьютор краевой стажировочной площадки, доцент кафедры «Педагогика и психология» ИРО Забайкальского края Елена Петровна Черепанова.

   Стажировочные мероприятия были начаты с инструктажа руководителя площадки Пушкаревой М.И. по регламенту работы и заполнению документации стажера. Во вводной части также была подчеркнута актуальность темы «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС » в связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты. Особое значение форганизация внеурочной занятости имеет для профилактики негативных воздействий внешних факторов социум , профилактике девиантного поведения, успешности социальной адаптации ученика после окончания школы. Было подчеркнуто, что   с позиции профессиональной деятельности педагогов, в ходе работы над темой рассматриваются вопросы рационального и системного планирования деятельности, методы оценки эффективности воспитательной работы, рациональные формы учета результатов, отрабатываются технологии презентации опыта.

   В рамках стажировки предлагались различные формы занятий: лекционные, презентационные, педагогическая мастерская, мозговой штурм, мастер-класс.

    Педагоги школ Карымского района,ф1 прослушали лекцию «Нормативные требования к организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Подходы к оценке уровня социализации школьников во внеурочной деятельности». В своей лекции Пушкарева Марина Ивановна рассказала о трех уровнях воспитательных результатов внеурочной деятельности, а так же о формах занятости, соответствующих каждому из уровней. Слушатели получили информацию по теоретическим основам внеурочной деятельности как основного направления социализации, базовым положениям ФГОС по данному направлению, познакомились с методическими конструкторами по планированию основных направлений внеурочной деятельности.

 ф2  Принимая участие в педагогической мастерской, под руководством Пакуловой Татьяны Александровны – заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ №4 п. Карымское, стажеры ознакомились с практическими механизмами построения системы внеурочной занятости учащихся всех ступеней образования. Во время работы мастерской определили формы внеурочной деятельности, а так же имеющиеся в каждом ОУ ресурсы, которые можно использовать для организации внеурочной деятельности школьников. Для заместителей директоров по воспитательной работе очень интересной была информация о планировании внеурочной деятельности в ОУ с учетом ресурсных возможностей самой школы и во взаимодействии с социальными партнерами. Это было отмечено у 100 % присутствующих управленцев. В процессе мастерской состоялась открытая дискуссия участников, в ходе которой звучали аргументированные мнения по проблеме. Важно отметить заинтересованность участников: стажеры - педагоги школ, руководители, специалисты ОУ были едины во мнении о том, что в каждом образовательном учреждении имеются собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности.

   На практическом занятии слушатели познакомились с опытом работы классного руководителя МОУ СОШ №4 п. Карымское Титаренко Натальи Васильевны. Наталья Васильевна поделилась опытом учета внеурочной деятельности с помощью оценочных таблиц. Данные оценочные таблицы отражают количество часов в год по внеурочной деятельности у каждого ребенка, а так же уровень воспитательных результатов по каждому отдельному мероприятию. Особый интерес у стажеров вызвал способ системного мониторинга часов внеурочной занятости с помощью электронных таблиц. 70% присутствующих отметили, что на хорошем уровне владеют информационными технологиями и оценили данный механизм с позиции экономии временных затрат на обработку статистической информации.

   На следующем лекционном занятии стажерам была представлена технология социального проектирования, включающая требования, цели и ф3задачи, а также алгоритм разработки и реализации социального проекта. Особое внимание в ходе лекции было уделено ошибкам, которые допускаются при использовании технологии социального проектирования. 11 педагогов отметили, что работая в данном направлении, имели затруднения в оформлении и презентации социальных проектов. Лекционный материал позволил им ликвидировать пробел в своих знаниях. Практическим опытом работы в данном направлении ф4поделилась Федорова Н.М. – педагог – организатор МОУ СОШ №4 п. Карымское, презентовав слушателям реализованный социальный проект «Ты будешь жить коротким словом Память…», позволивший вовлечь и вывести на более высокий воспитательный уровень большую часть учащихся школы.

   Социальный проект классного коллектива второй ступени представила Монахова О.Н. – классный руководитель МОУ СОШ №4 п. Карымское. Ольга Николаевна на примере проекта « Зеленая школа» четко показала пошаговый алгоритм работы над проектом, формы и методы реализации в соответствии с возрастными особенностями детей, социальную значимость деятельности учащихся, взаимодействие с родителями и общественностью.

    Классными руководителями было много задано уточняющих вопросов. Что позволяет оценить степень заинтересованности стажеров.  

   Во время мозгового штурма присутствующие проанализировали ресурсные возможности образовательной организации по построению ф5эффективной системы организации внеурочной деятельности с позиции рационального и эффективного планирования работы специалистов: педагогов- предметников, классных руководителей, библиотекарей, специалистов службы сопровождения, педагогов – организаторов.

  Участниками стажировки было задано много вопросов на уточнение методик и форм социализации учащихся во внеурочной деятельности учащихся, по рациональному планированию и организации деятельности педагогических работников по направлению внеурочной занятости на основе требований ФГОС.

   Участвуя в «Мозговом штурме» каждый стажер рассказал, как осуществляется социализация учащихся на его занятиях, проанализировал резервы и поделился своими идеями по повышению эффективности внеурочных форм занятости. Состоялся заинтересованный, профессиональный обмен мнениями и методической информацией.

   В течение работы площадки Еленой Петровной Черепановой были проведены консультации по теоретическим, методическим, организационным вопросам с участниками творческой группы БОП и слушателями. Елена Петровна поддержала вывод слушателей об актуальности заявленной и разрабатываемой базовой площадкой МОУ СОШ № 4 п. Карымское темы «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС» и оценила использование технологии социального проектирования как одной из самых эффективных по направлению социализации.

   При подведении итогов работы педагоги высказали мнение о том, что теоретический материал и практический опыт, полученный во время стажировки, актуален в современных условиях и позволяет выстроить систему уровневого управления процессом социализации детей во внеурочной деятельности. Все участники стажировки полученный опыт готовы использовать в своей работе.

   В завершении  слушателями был заполнен дневник стажера, итоговая анкета. В отзывах, представленных в данных документах, можно судить о том, что стажировка является одной из эффективных форм повышения квалификации и распространения моделей успешной социализации детей.

   Занятия (из проведенных на стажировке), отмеченные стажерами:

Лекционное занятие «Нормативные требования к организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Подходы к оценке уровня социализации школьников во внеурочной деятельности» 22
Лекционное занятие «Технология социального проектирования» 18
Педагогическая мастерская «Практические механизмы построения системы организации внеурочной деятельности на уровне классного коллектива, ОУ» 21
Практическое занятие «Оценивание эффективности внеурочной деятельности классного коллектива. Разработка и структурирование оценочных таблиц для проведения мониторинга и оценки эффективности социализации школьников» 20
Презентационное занятие. Презентация социальных проектов. 19
Мозговой штурм. Анализ ресурсных возможностей образовательной организации по построению эффективной системы внеурочной деятельности. 23

 

   Методические приемы (из использованных на стажировке), отмеченные как полезные стажерам в профессиональной деятельности:

Мотивация 16
Обмен мнениями 13
Анализ 18
Презентация опыта 22
Мозговой штурм 23
Педагогическая мастерская 19
Педагогический практикум 24
Мастер - класс 21

 

   Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:

  • актуальный, интересный, доступно изложенный материал;
  • информация, полезная для работы;
  • доступно изложены практические приемы учета внеурочной занятости;
  • яркая презентация социальных проектов;
  • стало понятно, как обобщить, оформить и преподнести информацию;
  • наиболее полезен мне опыт по планированию воспитательной работы в школе;
  • стала понятной технология социального проектирования.

   Стала понятной управленческая составляющая во внеурочной занятости заместителя директора по УВР

   Достаточно высокой была степень личной заинтересованности стажеров, в их практике найдут применение формы планирования, организации внеурочной деятельности, способы учета внеурочной деятельности в классном коллективе, ОУ

Оценочные показатели %
актуальность рассмотренных вопросов 96
степень Вашей личной заинтересованности и включенности в занятия 92
степень применимости содержания стажировки в вашей практике 91
степень применимости предложенных методов и приемов в Вашей практике 92

  

   Основной вывод по результатам стажировки – модуль «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС.Технология социального проектирования» образовательной программы « Комплексное сопровождение процесса социализации учащихся в условиях Школы полного дня», отражающий актуальные и проблемные вопросы в области воспитания с учетом выполнения требований ФГОС и позволяющий ответить на проблемные вопросы практического и прикладного характера, актуален и востребован на уровне всех специалисто , работающих в системе общего образования.

Аналитическая группа:

Титаренко Н.В.,   М.И. Пушкарева