Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС.
Технология социального проектирования.
МОУ СОШ №4 п. Карымское.
3 ноября 2015 года на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Дарасун » для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов - предметников, классных руководителей, педагогов начальной школы творческой группой педагогов МОУ СОШ № 4 п. Карымское проводилась выездная стажировка в рамках реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 г. (направление «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей») по теме «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС. Технология социального проектирования». В работе стажировочной площадки приняли участие 25 человек, из них:
Категория слушателей | руководители (директора школ) | заместители директоров | учителя +классные руководители | социальные педагоги |
Кол-во | 4 | 5 | 15 | 1 |
Также в работе принимала участие тьютор краевой стажировочной площадки, доцент кафедры «Педагогика и психология» ИРО Забайкальского края Елена Петровна Черепанова.
Стажировочные мероприятия были начаты с инструктажа руководителя площадки Пушкаревой М.И. по регламенту работы и заполнению документации стажера. Во вводной части также была подчеркнута актуальность темы «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС » в связи с переходом на новые федеральные государственные стандарты. Особое значение организация внеурочной занятости имеет для профилактики негативных воздействий внешних факторов социум , профилактике девиантного поведения, успешности социальной адаптации ученика после окончания школы. Было подчеркнуто, что с позиции профессиональной деятельности педагогов, в ходе работы над темой рассматриваются вопросы рационального и системного планирования деятельности, методы оценки эффективности воспитательной работы, рациональные формы учета результатов, отрабатываются технологии презентации опыта.
В рамках стажировки предлагались различные формы занятий: лекционные, презентационные, педагогическая мастерская, мозговой штурм, мастер-класс.
Педагоги школ Карымского района, прослушали лекцию «Нормативные требования к организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Подходы к оценке уровня социализации школьников во внеурочной деятельности». В своей лекции Пушкарева Марина Ивановна рассказала о трех уровнях воспитательных результатов внеурочной деятельности, а так же о формах занятости, соответствующих каждому из уровней. Слушатели получили информацию по теоретическим основам внеурочной деятельности как основного направления социализации, базовым положениям ФГОС по данному направлению, познакомились с методическими конструкторами по планированию основных направлений внеурочной деятельности.
Принимая участие в педагогической мастерской, под руководством Пакуловой Татьяны Александровны – заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ №4 п. Карымское, стажеры ознакомились с практическими механизмами построения системы внеурочной занятости учащихся всех ступеней образования. Во время работы мастерской определили формы внеурочной деятельности, а так же имеющиеся в каждом ОУ ресурсы, которые можно использовать для организации внеурочной деятельности школьников. Для заместителей директоров по воспитательной работе очень интересной была информация о планировании внеурочной деятельности в ОУ с учетом ресурсных возможностей самой школы и во взаимодействии с социальными партнерами. Это было отмечено у 100 % присутствующих управленцев. В процессе мастерской состоялась открытая дискуссия участников, в ходе которой звучали аргументированные мнения по проблеме. Важно отметить заинтересованность участников: стажеры - педагоги школ, руководители, специалисты ОУ были едины во мнении о том, что в каждом образовательном учреждении имеются собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности.
На практическом занятии слушатели познакомились с опытом работы классного руководителя МОУ СОШ №4 п. Карымское Титаренко Натальи Васильевны. Наталья Васильевна поделилась опытом учета внеурочной деятельности с помощью оценочных таблиц. Данные оценочные таблицы отражают количество часов в год по внеурочной деятельности у каждого ребенка, а так же уровень воспитательных результатов по каждому отдельному мероприятию. Особый интерес у стажеров вызвал способ системного мониторинга часов внеурочной занятости с помощью электронных таблиц. 70% присутствующих отметили, что на хорошем уровне владеют информационными технологиями и оценили данный механизм с позиции экономии временных затрат на обработку статистической информации.
На следующем лекционном занятии стажерам была представлена технология социального проектирования, включающая требования, цели и задачи, а также алгоритм разработки и реализации социального проекта. Особое внимание в ходе лекции было уделено ошибкам, которые допускаются при использовании технологии социального проектирования. 11 педагогов отметили, что работая в данном направлении, имели затруднения в оформлении и презентации социальных проектов. Лекционный материал позволил им ликвидировать пробел в своих знаниях. Практическим опытом работы в данном направлении поделилась Федорова Н.М. – педагог – организатор МОУ СОШ №4 п. Карымское, презентовав слушателям реализованный социальный проект «Ты будешь жить коротким словом Память…», позволивший вовлечь и вывести на более высокий воспитательный уровень большую часть учащихся школы.
Социальный проект классного коллектива второй ступени представила Монахова О.Н. – классный руководитель МОУ СОШ №4 п. Карымское. Ольга Николаевна на примере проекта « Зеленая школа» четко показала пошаговый алгоритм работы над проектом, формы и методы реализации в соответствии с возрастными особенностями детей, социальную значимость деятельности учащихся, взаимодействие с родителями и общественностью.
Классными руководителями было много задано уточняющих вопросов. Что позволяет оценить степень заинтересованности стажеров.
Во время мозгового штурма присутствующие проанализировали ресурсные возможности образовательной организации по построению эффективной системы организации внеурочной деятельности с позиции рационального и эффективного планирования работы специалистов: педагогов- предметников, классных руководителей, библиотекарей, специалистов службы сопровождения, педагогов – организаторов.
Участниками стажировки было задано много вопросов на уточнение методик и форм социализации учащихся во внеурочной деятельности учащихся, по рациональному планированию и организации деятельности педагогических работников по направлению внеурочной занятости на основе требований ФГОС.
Участвуя в «Мозговом штурме» каждый стажер рассказал, как осуществляется социализация учащихся на его занятиях, проанализировал резервы и поделился своими идеями по повышению эффективности внеурочных форм занятости. Состоялся заинтересованный, профессиональный обмен мнениями и методической информацией.
В течение работы площадки Еленой Петровной Черепановой были проведены консультации по теоретическим, методическим, организационным вопросам с участниками творческой группы БОП и слушателями. Елена Петровна поддержала вывод слушателей об актуальности заявленной и разрабатываемой базовой площадкой МОУ СОШ № 4 п. Карымское темы «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС» и оценила использование технологии социального проектирования как одной из самых эффективных по направлению социализации.
При подведении итогов работы педагоги высказали мнение о том, что теоретический материал и практический опыт, полученный во время стажировки, актуален в современных условиях и позволяет выстроить систему уровневого управления процессом социализации детей во внеурочной деятельности. Все участники стажировки полученный опыт готовы использовать в своей работе.
В завершении слушателями был заполнен дневник стажера, итоговая анкета. В отзывах, представленных в данных документах, можно судить о том, что стажировка является одной из эффективных форм повышения квалификации и распространения моделей успешной социализации детей.
Занятия (из проведенных на стажировке), отмеченные стажерами:
Лекционное занятие «Нормативные требования к организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Подходы к оценке уровня социализации школьников во внеурочной деятельности» | 22 |
Лекционное занятие «Технология социального проектирования» | 18 |
Педагогическая мастерская «Практические механизмы построения системы организации внеурочной деятельности на уровне классного коллектива, ОУ» | 21 |
Практическое занятие «Оценивание эффективности внеурочной деятельности классного коллектива. Разработка и структурирование оценочных таблиц для проведения мониторинга и оценки эффективности социализации школьников» | 20 |
Презентационное занятие. Презентация социальных проектов. | 19 |
Мозговой штурм. Анализ ресурсных возможностей образовательной организации по построению эффективной системы внеурочной деятельности. | 23 |
Методические приемы (из использованных на стажировке), отмеченные как полезные стажерам в профессиональной деятельности:
Мотивация | 16 |
Обмен мнениями | 13 |
Анализ | 18 |
Презентация опыта | 22 |
Мозговой штурм | 23 |
Педагогическая мастерская | 19 |
Педагогический практикум | 24 |
Мастер - класс | 21 |
Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:
- актуальный, интересный, доступно изложенный материал;
- информация, полезная для работы;
- доступно изложены практические приемы учета внеурочной занятости;
- яркая презентация социальных проектов;
- стало понятно, как обобщить, оформить и преподнести информацию;
- наиболее полезен мне опыт по планированию воспитательной работы в школе;
- стала понятной технология социального проектирования.
Стала понятной управленческая составляющая во внеурочной занятости заместителя директора по УВР
Достаточно высокой была степень личной заинтересованности стажеров, в их практике найдут применение формы планирования, организации внеурочной деятельности, способы учета внеурочной деятельности в классном коллективе, ОУ
Оценочные показатели | % |
актуальность рассмотренных вопросов | 96 |
степень Вашей личной заинтересованности и включенности в занятия | 92 |
степень применимости содержания стажировки в вашей практике | 91 |
степень применимости предложенных методов и приемов в Вашей практике | 92 |
Основной вывод по результатам стажировки – модуль «Социализация учащихся в системе внеурочной деятельности в условиях перехода и реализации ФГОС.Технология социального проектирования» образовательной программы « Комплексное сопровождение процесса социализации учащихся в условиях Школы полного дня», отражающий актуальные и проблемные вопросы в области воспитания с учетом выполнения требований ФГОС и позволяющий ответить на проблемные вопросы практического и прикладного характера, актуален и востребован на уровне всех специалисто , работающих в системе общего образования.
Аналитическая группа:
Титаренко Н.В., М.И. Пушкарева