Аналитический отчет

о проведении стажировки

в ГОУ «Красночикойской СОШ №2

по теме: «Духовно - нравственное и интеллектуальное развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла»

 

           29 октября 2015 года в ГОУ «Красночикойская СОШ №2» проведена стажировка по теме «Духовно - нравственное и интеллектуальное развитие учащихся средствами предметов гуманитарного цикла». Данная тема представлена содержанием седьмого модуля образовательной программы стажировочной площадки «Современная модель успешной социализации детей в пространстве инкультурации». В работе стажировочной площадки приняли участие 43 чел., из них

Категория слушателей методисты комитета образования заместители директоров Учителя-предметники Преподаватели техникума
Кол-во 2 2 35 4

Приветствовали участников стажировки тьютор, проректор по нацчно-мектодической работе «Институт развития образования Забайкальского края» Грешилова И.А., председатель Совета МР «Красночикойский район» Стрекаловская С.В., а также участники вокального детского коллектива «Балаганчик» (руководитель Забельская А.В.). Грешилова И.А. выделила значимость гуманитарных знаний, которые вводят учеников в мир духовной культуры, позволяют чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни. Стрекаловская С.В. кратко рассказала о своем участии в краевом гражданско-патриотическом форуме 2015, призывая активно участвовать в апрельском форуме Красночикойского района

4.1В стажировке приняли участие заместители директоров образовательных организаций, учителя английского и русского языка, истории школ Красночикойского района и города Петровск-Забайкальский, педагоги Красночикойского аграрно-педагогического техникума.

В рамках стажировки предлагались различные формы занятий: презентационные, консультационные площадки, панорама открытых занятий, мастер-классы, тренинги. Работа стажеров с итоговой документацией включала заполнение анкет, входной и итоговой диагностики, дневника стажера.

         Особое место в программе стажировки имел Публичный урок с участием родительской общественности, учащихся разных классов по теме «Читать или не читать?» Урок проводился директором школы Кузнецовой М.В., которая представили статистику читательских интересов учеников школы. Данные ярко свидетельствует о степени интереса к книге, её значимости в жизни ученика.. У стажёров была возможность принять активное участие в обсуждении, а также использовать продемонстрированною форму публичного урока в практике работы своей школы. Проведение данного урока было продиктовано, во-первых, тематикой образовательного модуля, а также подведением итогов работы по мероприятиям школы в Год литературы. В процессе урока состоялась открытая дискуссия участников, в ходе которой звучали аргументированные мнения по проблеме. Важно отметить заинтересованность участников: учащиеся, стажеры, педагоги школы и родители были едины в мнении о том, что в будущем книга останется одним из основных источников знаний. Планируется развёрнутая статья по данной теме в итоговый номер журнала «Педагогическое обозрение»

          Программа стажировки включала проведение 6 открытых занятий (уроки, внеклассные мероприятия), подготовленные учителями школы. В процессе урока стажерами выполнялся макроанализ (включенное наблюдение), результаты которого представлялись по окончании урока. На уроке учителя английского языка Ивановой Л.П. стажерами была отмечена гибкая структура, проблематизация и большой объем самостоятельности. Нетрадиционную форму проведения урока русского языка в соответствии с ФГОС отметили у учителя Сартаковой О.М. Высоко оценили урок-исследование Латышевой М.Я., высокая социальная и нравственная значимость урока английского языка Терентьевой К.Н., большая духовно-нравственная значимость уроков истории Ивановой Г.Г. и литературы Капустиной Л.М..

Практическая работа стажеров продолжилась в ходе консультационных площадок. Тьютор Грешилова И.А. представила основные положения, понятия и направления профессионального стандарта педагога, как рамочного документа, в котором определяются основные требования к квалификации педагога, особое внимание обратив на то, что общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности отдельных территорий. В этой связи особое внимание было уделено модулю «Предметное обучение. Русский язык» в контексте   федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 гг., цель которой - развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Учителя истории в ходе работы консультационной площадки рассмотрели основные вопросы внедрения историко - культурного стандарта, достаточно глубоко обсудив его целевое назначение, заключающееся в формировании единого культурно-исторического пространства Российской Федерации

Особый интерес стажеры проявили при проведении мастер-классов «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми» (Ларионова О.В.) и «Монотипия – техника божественного вмешательства» (Перебоева Т.С.). В ходе работы стажеры создали свою эмблему толерантности, дерево дружбы, рисунки в технике мототипия.

6.1Участники стажировки анализ учебных занятий осуществляли в соответствии с предложенной технологической картой, которая предполагала критериальное оценивание в балльной системе. Педагоги, посетившие занятия, отметили создание положительного эмоционального настроя, логику структуры занятий, соответствие методов, средств обучения цели и содержанию занятия, эффективность организации учебного сотрудничества. Была особо отмечена эмоциональная комфортность, способствующая созданию ситуации успеха на занятии, высокий уровень педагогической культуры, формирование у обучающихся социальных компетенций, необходимых для конструктивного успешного и ответственного поведения в обществе.

     Педагог-психолог Вилижанина Н.В. отразила особенности профилактики профессионального выгорания в ГОУ «Красночикойская СОШ №2», демонстрируя элементы тренинговой работы. При подведении итогов стажировки, были определены проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания в условиях сельской школы. Стажеры были едины во мнении, что выпускник средней школы должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, способным сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь широкий кругозор, обладать гибким мышлением, уметь жить в условиях рынка и информационных технологий. Мало дать выпускнику основы необходимых для современного человека знаний, нужно, чтобы школу закончил человек, нацеленный на готовность реализовать себя и преуспеть в условиях быстро меняющегося мира. Создание максимально благоприятных условий для социализации и самоопределения личности ученика особенно важно для предметов гуманитарного цикла.

  1. Занятия (из проведенных на стажировке), отмеченные стажерами:
учебные занятия 24
Мастер-класс «Монотипия» 17
Мастер-класс «Толерантность» 22
Публичный урок 19
Тренинг 12
Консультационная площадка 11
Викторина 11
  1. Методические приемы (из использованных на стажировке), полезные стажерам в профессиональной деятельности:
мотивация 13
дискуссия 14
исследование 14
обмен мнениями 9
тренинг 16
анализ 7
защита проекта 12
презентация 5

       Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:

  • интересный, познавательный материал, необычный подход, разнообразие форм работы по социализации учащихся;
  • учитывая степень включенности в работу, стажировка прошла очень эффективно;
  • обогатила себя очень нужными знаниями по психологии, взяла необходимые приемы и методы организации работы для своей деятельности;
  • атмосфера доброжелательная, очень высока актуальность;
  • представленные методы будут использоваться мной в работе;
  • расширила представление об использовании интерактивных методов обучения;
  • приобрела профессиональные и организационно-управленческие навыки.

Удовлетворенность программой стажировки (см. таблицу) свидетельствует о том, что степень личной заинтересованности участников достаточно высокая, в практике стажёров найдут применение формы организации совместной деятельности педагогического и ученического коллектива, отдельные элементы представленной модели успешной социализации детей.

Основной вывод по заявленной тематике модуля можно представить в следующем тезисе: гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств, способствовать его успешной социализации.

  %
актуальность рассмотренных вопросов 95
степень Вашей личной заинтересованности и включенности в занятия 92
степень применимости содержания стажировки в вашей практике 94
степень применимости предложенных методов и приемов в Вашей практике 94
становление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки 96

Руководитель базовой опорной площадки __________ М.В. Кузнецова

Тьютор-консультант _________________ И.А. Грешилова

       М.П.