15 октября 2015 года в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (2011-2015 гг.) по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» (направление 1.6 «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся») на базе Государственного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» Забайкальского края состоялось стажировочное мероприятие.
Специалисты из образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения Забайкальского края (г. Чита, Читинский, Краснокаменский, Каларский районы) работали в режиме активного диалога по обмену профессиональным опытом.
Программа стажировочного мероприятия была составлена с учетом профессионального состава группы слушателей (14 педагогов-психологов и 1 социальный педагог) и запроса, сформулированного слушателями и руководителем курсов повышения квалификации Черепановой Е.В. – «Особенности работы с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования».
В ходе лекции-презентации Молчанкиной В.В. «Деятельность ЦПМПК в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей в образовательных учреждениях Забайкальского края» была представлена нормативная база федерального и регионального уровней, регламентирующая деятельность психолого-медико-педагогический комиссии, даны рекомендации по выстраиванию процесса сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении на основе заключений ПМПК.
Молчанкина В.В. на лекции-презентации «Возможные направления и алгоритм деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения в процессе включения детей с ОВЗ в образовательный процесс» раскрывала специфику работы узких специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов) в рамках реализации адаптированной образовательной программы в образовательном учреждении.
Барвинская Т.В. в процессе семинара-практикума «Деятельность и инструментарий психолога в режиме ПМПК и
ПМП(к)», ознакомила слушателей с диагностико-экспертной деятельностью психолога ПМПК, требованиями, предъявляемыми к использованию диагностического инструментария, классификацией психологических диагнозов авторов Симаго М.М. и Симаго Н.Я. В ходе дальнейшей работы при решении психологических задач стажерам было предложено, используя классификацию Симаго, выстроить рабочую гипотезу и подобрать адекватный психологический инструментарий для дальнейшего сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения.
Ивановой Е.А. в ходе лекции «Специфические особенности проведения психологических занятий с детьми с ОВЗ» были презентованы различные методы групповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, продемонстрирована видеозапись группового занятия для детей-дошкольников с ОВЗ «Давайте познакомимся». На занятии использовались техники: театр теней, сказкотерапия, свето-эффекты, элементы арт-терапии.
Мастер-класс педагога-психолога Комогорцевой Д.В. «Использование арт-терапевтических методик в практической деятельности психолога с детьми с ОВЗ (работа с красками, неструктурированным материалом)» был направлен на презентацию и отработку психологических техник работы с различными материалами (акварельные краски, гуашь, пальчиковые краски, тактильные материалы) с целью развития психических процессов, кинестеческого канала, коррекции эмоционально-волевой сферы у учащихся с ОВЗ.
На заключительном этапе стажировочного мероприятия слушатели выполняли проверочные задания, анализ анкет свидетельствует, что показатель успеваемости составил 100 %; показатель качества – 82 %.
Всеми слушателями были высоко оценены работа педагогического коллектива, актуальность и практическая значимость материала.