Аналитический отчет

о проведении стажировки

 в ГОУ «Красночикойской СОШ №2

 по теме: «Инженерно-техническое образование в современной школе:

социализация и индивидуализация»

23 декабря 2015 года в ГОУ «Красночикойская СОШ №2» проведена стажировка по теме «Инженерно-техническое образование в современной школе: социализация и индивидуализация». Данная тема представлена содержанием восьмого модуля образовательной программы стажировочной площадки «Современная модель успешной социализации детей в пространстве инкультурации». В работе стажировочной площадки приняли участие 30  чел., из них

Категория слушателей методист комитета образования заместители директоров учителя педагоги-психологи воспитатель преподаватель КАПТ
Кол-во 1 3 18 1 3 4
  1. Занятия (из проведенных на стажировке),  отмеченные  стажерами:
Уроки 17
Занятия факультативных и элективных курсов 11
Тренинг на развитие внимания, памяти, мышления 12
Мастер-классы 28
Консультационная площадка 14
Деловая игра 10
Конкурс 6
  1. Методические приемы (из использованных на стажировке), полезные стажерам в профессиональной деятельности:
исследование 15
обмен мнениями 8
тренинг 7
мотивация 9
защита проекта 10
анализ 6

IMG 2366В стажировке приняли участие методист комитета образования МР «Красночикойкий район» Трофимова Наталья Викторовна, заместители директоров образовательных организаций, педагог-психолог, учителя школ Красночикойского района, преподаватель Красночикойского аграрно-педагогического техникума.

 Участники стажировки в преддверии начала работы познакомились с фрагментом фильма «Будущее инженерного образования в России», содержание которого было своеобразной мотивацией для дальнейшей деятельности  в течение стажировочного дня.  

Программа стажировки включала работу консультационной площадки по проблеме инженерно-технологического IMG 2423образования в школе и индивидуализации современного образования, проведение 4 открытых занятий (уроки, элективный курс, факультативный курс), мастер – классы «Приемы устного счета», «Электролиз на уроках физики и химии», «Техническое моделирование из бумаги», деловая игра «Открой свое дело: экономические идеи от замысла к воплощению»,  конкурс «Лучший токарь школы». Практические  задания для стажёров предполагали  анализ  занятий уроков, элективного и факультативного курсов, участие в работе мастер-классов: изготовление движущихся моделей ракет, геометрических тел, составление бизнес-плана своего дела.

Первая часть стажировки была посвящена практической работе, включающей  посещение  учебных занятий с их последующим детальным анализом и заполнением стажёрами  технологической карты урока. Учителями школы (Савельева Т.Н., Сафонов С.А., Михайлова А.Н., Массарова Е.М.) были даны учебные занятия, в ходе которых раскрыты формы и способы работы педагогического коллектива по инженерно-технологическому образованию, профориетации, предпрофильной подготовке обучающихся как элемента модели успешной социализации детей. Педагоги в полном самоанализе проведённых занятий особое внимание обратили на наиболее оптимальные формы технологического образования школьников, акцентируя внимание на использование основ инженерно – технических профессий, базовых профессиональных компетенций.

Участники стажировки  анализ учебных занятий осуществляли в соответствии с предложенной технологической картой, которая предполагала критериальное оценивание в балльной системе.  Педагоги,  посетившие занятия,  отметили высокий методический уровень, тщательную подготовку, четкое соблюдение этапов проектной деятельности, презентации продуктов деятельности, работу с различными источниками информации, высокий уровень педагогической культуры, формирование у обучающихся социальных компетенций, необходимых для выполнении деятельности в естественнонаучных и технических областях и ответственного выбора профессии, что в итоге способствует успешной социализации каждого. На всех этапах занятий прослеживался системно-деятельностный подход, эффективное учебное сотрудничество. Особый интерес участников стажировки на уроке физики (учитель Сафонов С.А.) вызвала работа по самопроверке решения задач при помощи компьютерной программы, разработанной самими учителем.

Во второй половине дня особый интерес участников стажировки вызвал конкурс «Лучший токарь школы», где стажеры выступали в качестве экспертов жюри. Конкурс проводился впервые для участников детского творческого объединения «Мастерская Самоделкина», руководит которым учитель технологии Муратов А.Г. Кратко рассказав об истории создания  кружка, представив программу ДО, учитель особое внимание заострил на мотивации учащихся к технической деятельности. На занятиях в мастерской ученики непосредственно приобретают инженерно-технические навыки работы с различными станками и инструментами,  учатся проектированию изделий, построению чертежей. Много вопросов задали стажеры конкурсантам об используемых станках и инструментах, древесине, о практическом использовании изделий и их оформлении.

Заместитель директора по учебной работе Чупрова М.А. представила возможности индивидуализации образования в сельской школе по ФГОС, развела понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация», на примере ГОУ «Красночикойская СОШ №2» раскрыла возможности индивидуализации среднего общего образования на основе индивидуальных образовательных планов. Руководитель научно-методической работой Ларионова Ольга Владимировна представила основы инженерно-технологического образования в современной школе, раскрыла особенности организации инженерно-технического образования на всех ступенях ГОУ «Красночикойская СОШ №2», представила достижения учеников школы по данному направлению.

IMG 2439В ходе работы стажировочной площадки прошла деловая игра «Открой свое дело. Экономические идеи от замысла к воплощению» подготовленная учителем обществознания Латышевой М.Я. Учениками 10-11 классов были представлены свои бизнес-проекты, рассказали об этапах его подготовки и критериях оценивания и предложили стажерам разработать свой бизнес-проект. Стажерами презентовались проекты «Мастерская по пошиву школьной формы» и «Сельский туризм в Красном Чикое».

Мастер-класс «Электролиз на уроках физики и химии» представили            Зыкова Т.Г. учитель физики, Жарихина В.И. учитель химии. Эта тема в курсе физики и химии вызывает значительные затруднения школьников, учителя школ не имеют возможности продемонстрировать этот процесс, а ученики  затрудняются объяснить химическую реакцию. С помощью простых опытов учителя наглядно продемонстрировали процесс электролиза объяснили  алгоритм проведения демонстрационного опыта, что значительно облегчает учениками понимание сути процесса. Стажеры заинтересовались возможностями целеполагания на уроках при помощи методического приема повторения понятий и терминов – разминок.

Мастер-класс «Приемы устного счета» был подготовлен учителем математики Массаровой Е.М. Учитель продемонстрировал приемы устного умножения на пальцах, способы быстрого умножения в уме многозначных чисел.

В ходе мастер-классов по начальному техническому моделированию из бумаги стажеры выполнили модели летательных аппаратов, провели их испытания, изготовили новогодние букеты из геометрических фигур.

Программу стажировочного дня продолжил тренинг на развитие памяти, внимания и логического мышления. Стажерам былиIMG 2452 представлены диагностики для выявления технических способностей, определения уровня интеллектуального развития и оценки способности к систематизированной планомерной интеллектуальной деятельности. Вилижанина Н.В. заострила внимание на важности раннего выявления таких способностей и их дальнейшем развитии, ознакомила с технологией проведения психологического тренинга по развитию интеллектуальных способностей с вовлечением стажеров.

По окончании стажировки слушателями были определены проблемы и перспективы организации инженерно-технического образования в условиях сельской школы.

Наиболее яркие впечатления слушателей по окончании стажировки можно представить следующим образом:

  • Степень эффективности стажировочной площадки самая высокая, мы увидели различные формы и методы в рамках системно-деятельностного подхода, как происходит выявление познавательных интересов обучающихся, какова их деятельность в  технических областях;
  • Самое главное – дети учатся объяснять результаты на основе развития мышления и творческих способностей;
  • Работа площадки эффективна как с практической, так и с научной точки зрения, все пригодится в педагогической практике;
  • Увидела, как в условиях сельской школы можно организовать основы инженерно-технического образования;
  • Видно, что педагоги школы работают системно над формированием и выявлением интересов учащихся в естественно-научных и технических областях;
  • Позволяет по новому взглянуть на организацию образовательной деятельности по данному направлению в соответствии с требованиями ФГОС.

Удовлетворенность программой стажировки (см. таблицу) свидетельствует о том,  что степень личной заинтересованности участников достаточно  высокая,  поэтому можно предположить,  что в  практике стажёров найдут применение  формы организации совместной деятельности педагогического и ученического коллектива, отдельные элементы представленной модели успешной социализации детей.

%
Актуальность рассмотренных вопросов 97
Степень Вашей личной заинтересованности и включенности в занятия 96,8
Степень применимости содержания стажировки в Вашей практике 98
Степень применимости предложенных методов и приемов в Вашей практике 96
Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки 100

Руководитель базовой опорной площадки  М.В. Кузнецова

Тьютор-консультант  И.А. Грешилова