18 декабря 2015 года в МОУ СОШ п. Новопавловка Петровск-Забайкальского района прошла стажировка по теме «Индивидуальная и групповая формы работы с учащимися с разными образовательными потребностями в урочное и внеурочное время»
МОУ СОШ п. Новопавловка провела одиннадцать стажировок за время участия в реализации мероприятий ФЦПРО. 568 педагогов школ Забайкальского края и республики Бурятия участвовали в стажировочном процессе. Для коллектива школы это было не только временем для выполнения задач по созданию модели успешной социализации детей, но и временем творческого поиска, сотрудничества и единения членов коллектива. Открытие стажировки началось с подведения итогов деятельности опорной площадки, представления школьной модели социализации «От успеха в школе к успеху в жизни». Вера Владимировна Мишина рассказала об особенностях модели - объединении детей в разновозрастные и детско-взрослые сообщества. Педагог-психолог школы Татьяна Петровна Демидова, участница Всероссийской конференции по оценке достигнутых результатов реализации мероприятий ФЦПРО «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» поделилась впечатлениями о поездке в столицу нашей Родины и сообщили целевые установки для создания условий в образовательных учреждениях для успешной социализации детей с разными образовательными потребностями.
52 педагога из 11 школ Петровск-Забайкальского района и Саган-Нурской средней школы Мухоршибирского района республики Бурятия приняли участие в стажировке. 40 % педагогов приехали в школу с целью участия в стажировке не в первый раз. 56% собравшихся определили цель своего визита как интерес и актуальность опыта организации процесса успешной социализации в своих образовательных учреждениях, 65% педагогов стремятся узнать инновационные формы работы с детьми в процессе воспитательной работы, 19% собравшихся находятся в режиме аттестации, 10% педагогов приехали по рекомендации администрации школы, в которой они работают, 17 % - на урок к определенному учителю и 14% собравшихся стараются приехать в Новопавловскую школу на все мероприятия. 100% участников данной стажировки отметили, что опыт школы, который был представлен в этот день имеет ценное значение и будет использован ими в своей педагогической деятельности.
Программа стажировки была представлена уроками и воспитательными мероприятиями. Перед педагогами стояла задача – решать проблемы социализации, используя содержание учебных предметов. Галина Александровна Попова, учитель английского языка, провела урок в 10 классе по теме “MarriageAndWedding. Десятиклассники искали ответ на вопрос о том, какие отношения приводят молодых людей к браку, что привлекает их в церемонии бракосочетания, какие семейные ценности делают семью крепкой и счастливой.
Математика, как учебный предмет, имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. На уроке математики Суворовой Людмилы Сергеевны у учащихся второго класса была возможность не только сформулировать правило вычитания суммы из числа, но и познакомиться с банком, как бюджетной организацией, и некоторыми профессиями данного предприятия.
Урок окружающего мира в 1-А классе по теме: «Хозяйство человека» задуман и построен Вялковой Еленой Геннадьевной в форме деловой игры, дети вместе с учителем моделировали картину хозяйства человека, учились уважать труду людей, узнавали мир профессий.
Забайкаловедение. Тема «Охотники и браконьеры». Учитель 3 - А класса Яковлева Лариса Петровна, используя методы проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), игровые и исследовательские методы, учитывая возрастные особенности младших школьников, учила детей быть неравнодушными, вникать в проблему, искать пути её разрешения - так формируется личность, её активная жизненная позиция.
Интересный опыт сотрудничества детей на уроке открытия нового знания получили обучающиеся 4-Б класса. Учитель Борисенко Татьяна Анатольевна использовала элементы сингапурской методики, данный метод основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур для решения образовательной цели урока, а так же для объединения команды и класса.
Урок математики в 3-А классе, учитель Котова Надежда Петровна. Изучая деление на однозначное число, решая математические задачи, дети учились общаться, устанавливать сотрудничество, выражать свои мысли, чувства, переживания. Появилось понимание, как важно быть услышанным и понятым в процессе общения.
Педагогической находкой учителя можно назвать урок физической культуры в 4-А классе, который провела Оксана Борисовна Овчинникова. Развитие физических качеств быстроты, ловкости, жизненно важных двигательных умений и навыков с помощью подвижных игр и эстафет на основе деловой игры «Легко ли быть пожарным» сделало урок физкультуры для детей ярким воспитывающим событием. Гости, присутствующие на уроке, имели возможность увидеть хорошо спланированный урок, отвечающий требованиям ФГОС.
Построение урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся- одно из требований, которому соответствовал урок изобразительного искусства в 6-А классе, учитель Крутских Татьяна Юрьевна. Групповая форма работы по интересам, рациональное использование наглядности, высокая творческая активность детей способствовали развитию эмоциональной сферы ребенка.
Учитель технологии Перепадь Ирина Сергеевна относится к числу тех педагогов, которые отличаются умением понять ребенка, установить с ним доверительные отношения, научить создавать маленькие шедевры детского творчества, что помогает ребенку поверить в собственные силы, проявлять инициативу, стать активным участником урока. Урок по теме « Снежинка белая, такая лёгкая, такая смелая» 5 класс. Урок комплексного применения знаний и умений. Урок исполнения сказочного сюжета, урок объединил в себе требования ФГОС, творчество и праздник.
Многолетний опыт работы в группах равных возможностей при изучении математики в практике профильного обучения в основной школе был представлен учителями математики Ольгой Геннадьевной Крюковой и Валентиной Александровной Истоминой. Современные требования к результатам освоения основных образовательных программ заставили педагогов искать новые возможности для достижения качества математического образования, начиная с 7 –го класса, после завершения адаптации в основной школе 5-6 классов. В режиме групп равных возможностей осуществлялось преподавание математики, физики и обществознания. Из опыта педагогов видны преимущества такой организации образовательного процесса:
- каждый школьник получает свою порцию материала, гарантирующую успех в работе;
- каждому учащемуся предлагаются доступные его способностям задачи;
- происходит сближение зон ближайшего и актуального развития;
- увеличивается количество времени, уделяемого конкретному типу учащихся;
- происходит активизация учебной деятельности.
На уроке математики в 10 классе (профильный уровень) учитель Галина Викторовна Рыльченко создала организационные и содержательные условия для развития навыков самостоятельного применения знаний при решении тригонометрических уравнений, умения применять изученный материал в новых ситуациях. Обучающиеся имели возможность провести самоконтроль и коррекцию своих знаний по материалам электронных образовательных ресурсов.
Участниками стажировки было выделено три образовательных события, имеющие мощное социализирующее значение в воспитании личности школьников. Преподаватель-организатор ОБЖ Каширская Ольга Евгеньевна провела занятие «В стране дорожных знаков» в разновозрастном объединении «Юный инспектор движения» Воспитательная ценность данного занятия была направлена на расширение и обогащение коммуникативного и жизненного опыта обучающихся в новом контексте разновозрастного общения (9, 12, 14 лет). Мотивирующим, объединяющим моментом на начало занятия было исполнение отрядной песни ЮИД. Для актуализации и создания проблемной ситуации были использованы элементы проектировочной деятельности по анализу дорожной ситуации со знаками в поселке.
Самостоятельная продуктивная деятельность осуществлялась в парах, группах. Работая в паре, со своими сверстниками обучающиеся выполняли задания соответствующие их уровню знания. В группах работа была спланирована с целью взаимообучения подростков и младших школьников, где подростки выполняли роль наставников, делились своим мастерством, опытом. Учитель же был в роли модератора и фасилитатора.
Для отработки полученных знаний была организованы тренинги по распределению знаков на группы, онлайн - тестирование по ПДД. В конце занятия был использован жизненный опыт подростков по выявлению фактов нарушения ПДД на дорогах поселка для планирования пропагандистской деятельности отряда ЮИД во внешкольном пространстве.
«Мой школьный путь к успеху» 10 класс. Классный руководитель Евсевлеева Марина Анатольевна.Данный час общения способствовал становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, их творческих способностей. Десятиклассники моделировали ситуацию жизненного успеха, определяли составляющие школьного и жизненного успеха, выстроили лестницу успеха, представили свои портфолио, как способ фиксации, накопления и ранжирования индивидуальных объективных успехов школьника. Для стажеров были предоставлены раздаточные материалы, с помощью которых они смогли для себя определить – «Что такое успех?», построить ассоциограмму и диаграмму успеха, оценить – свой «Рейтинг успешности» и построить наравне с учащимися свою лестницу успеху.
Урок внеклассного чтения в 7 классе по книге Дины Сабитовой провела Оксана Георгиевна Лукашевич. Чтение книги стало событием не только для семиклассников, книгу начали читать дети, родители, педагоги. Электронный вариант книги увезли участники стажировки в свои школы. Искреннее общение молодого педагога Лукашевич О.Г. со своими воспитанниками, увлеченные книгой дети, оставшиеся неравнодушными к судьбе девочки, затронули лучшие чувства души собравшихся на урок.
Заместитель директора школы по воспитательной работе Большакова Ирина Геннадьевна провела индивидуальные консультации для педагогов школ, испытывающих затруднения при разработке программы воспитания и социализации обучающихся.
Коллектив Новопавловской средней школы выражает благодарность методистам и преподавателям кафедры специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании Забайкальского института развития образования, старшему преподавателю, тьютору БОП Горюновой Наталье Николаевне за помощь и сотрудничество.
Репортаж подготовила Мишина Вера Владимировна, заместитель директора школы по УВР, заместитель руководителя БОП.