18 декабря 2015 года в МОУ СОШ п. Новопавловка Петровск-Забайкальского района прошла стажировка по теме «Индивидуальная и групповая формы работы с учащимися с разными  образовательными потребностями в урочное и внеурочное время»

      МОУ СОШ п. Новопавловка провела одиннадцать стажировок за время участия в реализации мероприятий ФЦПРО. 568 педагогов школ Забайкальского края и республики Бурятия участвовали в стажировочном процессе. Для коллектива школы это было не только временем для выполнения задач по созданию модели успешной социализации детей, но и временем творческого поиска, сотрудничества и единения членов коллектива. 1Открытие стажировки началось с подведения итогов деятельности опорной площадки, представления школьной  модели социализации «От успеха в школе к успеху в жизни». Вера Владимировна Мишина рассказала об особенностях модели - объединении детей в разновозрастные и детско-взрослые сообщества. Педагог-психолог школы Татьяна Петровна Демидова, участница Всероссийской  конференции по оценке достигнутых результатов реализации  мероприятий  ФЦПРО «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» поделилась впечатлениями о поездке в столицу нашей Родины и сообщили целевые установки для создания условий в образовательных учреждениях  для успешной социализации детей  с разными образовательными потребностями. 

 52 педагога из 11 школ Петровск-Забайкальского района и Саган-Нурской средней школы Мухоршибирского района республики Бурятия приняли участие в стажировке. 40 % педагогов приехали в школу с целью участия в стажировке не в первый раз. 56% собравшихся определили цель своего визита как интерес и актуальность опыта организации процесса успешной социализации в своих образовательных учреждениях, 65% педагогов стремятся узнать инновационные формы работы с детьми в процессе воспитательной работы, 19% собравшихся находятся в режиме аттестации, 10% педагогов приехали по рекомендации администрации школы, в которой они работают, 17 % - на урок к определенному учителю и 14% собравшихся стараются приехать  в Новопавловскую школу на все мероприятия. 100% участников данной стажировки отметили, что опыт школы, который был представлен в этот день имеет ценное значение и будет использован ими в своей педагогической деятельности.

     Программа стажировки была представлена  уроками и воспитательными мероприятиями. Перед педагогами стояла задача – решать проблемы социализации, используя  содержание учебных предметов. Галина Александровна Попова, учитель английского языка, провела урок в 10 классе по теме “MarriageAndWedding. Десятиклассники искали ответ на вопрос о том,  какие отношения приводят молодых людей к браку, что привлекает их в церемонии бракосочетания, какие семейные ценности делают семью крепкой и  счастливой.

3

     Математика, как учебный предмет, имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. На уроке математики Суворовой Людмилы Сергеевны у учащихся второго класса была  возможность не только сформулировать правило вычитания суммы из числа, но  и познакомиться с банком, как бюджетной организацией, и некоторыми профессиями данного предприятия. 

       Урок окружающего мира в 1-А классе по теме: «Хозяйство человека» задуман и построен Вялковой Еленой Геннадьевной  в форме деловой игры,   дети вместе с учителем моделировали картину хозяйства человека,   учились  уважать  труду людей, узнавали  мир профессий.

         Забайкаловедение.  Тема «Охотники и браконьеры». Учитель  3 - А класса Яковлева Лариса Петровна, используя методы  проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа),  игровые и исследовательские методы, учитывая возрастные особенности младших школьников, учила детей быть неравнодушными, вникать в проблему, искать пути её разрешения - так формируется личность, её активная жизненная позиция.

 Интересный опыт сотрудничества детей на уроке открытия нового знания получили обучающиеся 4-Б класса. Учитель Борисенко Татьяна Анатольевна использовала элементы сингапурской методики,   данный метод основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур для решения образовательной цели урока, а так же   для объединения команды и  класса.

  Урок математики в 3-А классе, учитель  Котова Надежда Петровна. Изучая деление на однозначное число, решая  математические задачи,  дети  учились общаться, устанавливать сотрудничество, выражать  свои мысли, чувства, переживания. Появилось понимание, как важно быть услышанным и понятым в процессе общения.

  Педагогической находкой учителя можно назвать урок физической культуры в 4-А классе, который провела Оксана Борисовна Овчинникова. Развитие физических качеств быстроты, ловкости, жизненно важных двигательных умений и навыков с помощью подвижных игр и эстафет на основе деловой игры «Легко ли быть пожарным» сделало урок физкультуры для детей ярким воспитывающим событием. Гости, присутствующие на уроке, имели возможность увидеть хорошо спланированный урок, отвечающий требованиям ФГОС.

6

 Построение урока с учетом индивидуальных особенностей обучающихся- одно из требований, которому соответствовал урок изобразительного искусства в 6-А классе, учитель Крутских Татьяна Юрьевна. Групповая форма работы по интересам, рациональное использование наглядности, высокая творческая активность детей способствовали развитию эмоциональной сферы ребенка.

   Учитель технологии Перепадь Ирина Сергеевна относится к числу тех педагогов, которые отличаются умением понять ребенка, установить с ним доверительные отношения, научить создавать маленькие шедевры детского творчества, что помогает ребенку поверить в собственные силы, проявлять инициативу, стать активным участником урока. Урок  по теме « Снежинка белая, такая лёгкая, такая смелая» 5 класс. Урок комплексного применения знаний и умений. Урок исполнения сказочного сюжета, урок объединил в себе требования ФГОС, творчество и праздник.

   Многолетний опыт работы в группах равных возможностей при изучении математики  в практике  профильного обучения в основной школе  был представлен учителями математики Ольгой Геннадьевной Крюковой и Валентиной Александровной Истоминой. Современные требования к результатам освоения основных образовательных программ заставили педагогов  искать новые возможности для достижения качества математического образования,  начиная с 7 –го класса, после завершения адаптации в основной школе 5-6 классов. В режиме групп равных возможностей осуществлялось преподавание математики, физики и обществознания. Из опыта педагогов видны преимущества такой организации образовательного процесса:

 - каждый школьник получает свою порцию материала, гарантирующую успех в работе;

 - каждому учащемуся предлагаются доступные его способностям задачи;

 - происходит сближение зон ближайшего и актуального развития;

 - увеличивается количество времени, уделяемого конкретному типу учащихся;

 -  происходит активизация учебной деятельности.

 На уроке математики в 10 классе (профильный уровень) учитель Галина Викторовна Рыльченко  создала организационные и содержательные условия для  развития навыков самостоятельного применения знаний при решении тригонометрических уравнений,   умения применять  изученный   материал в новых ситуациях. Обучающиеся имели возможность провести самоконтроль и коррекцию своих знаний по материалам электронных образовательных ресурсов.

   Участниками стажировки было выделено три образовательных события, имеющие мощное социализирующее значение в воспитании личности школьников. Преподаватель-организатор ОБЖ Каширская Ольга Евгеньевна провела занятие  «В стране дорожных знаков» в разновозрастном объединении «Юный инспектор движения»       Воспитательная ценность данного занятия была направлена на расширение и обогащение  коммуникативного и жизненного опыта обучающихся в новом контексте разновозрастного общения (9, 12, 14 лет).    Мотивирующим, объединяющим моментом на начало занятия было исполнение отрядной песни ЮИД. Для актуализации и создания проблемной ситуации были использованы элементы проектировочной деятельности по анализу дорожной ситуации со знаками в поселке.

        Самостоятельная продуктивная деятельность осуществлялась в парах, группах. Работая в паре, со своими сверстниками обучающиеся  выполняли задания соответствующие  их уровню знания. В группах работа была спланирована с целью взаимообучения подростков и младших школьников, где подростки выполняли роль наставников, делились своим мастерством, опытом. Учитель же был в роли модератора и фасилитатора.

        2 Для отработки полученных знаний была организованы тренинги по распределению знаков на группы, онлайн - тестирование по ПДД. В конце занятия был использован жизненный опыт подростков по выявлению фактов нарушения ПДД на дорогах поселка для планирования пропагандистской деятельности отряда ЮИД во внешкольном пространстве.

 «Мой школьный путь к успеху»  10 класс. Классный руководитель Евсевлеева Марина Анатольевна.Данный час общения способствовал становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, их творческих способностей. Десятиклассники моделировали ситуацию жизненного успеха, определяли составляющие школьного и жизненного успеха, выстроили лестницу успеха, представили свои портфолио, как способ фиксации, накопления и ранжирования индивидуальных объективных успехов школьника. Для стажеров были предоставлены раздаточные материалы, с помощью которых они смогли для себя определить – «Что такое успех?», построить ассоциограмму и диаграмму успеха,  оценить – свой «Рейтинг успешности» и построить наравне с учащимися свою лестницу успеху.

 Урок внеклассного чтения в 7 классе по книге Дины Сабитовой провела Оксана Георгиевна Лукашевич. Чтение книги стало событием не только для семиклассников, книгу начали читать  дети, родители, педагоги.  Электронный вариант книги увезли участники стажировки в свои школы. Искреннее общение молодого педагога Лукашевич О.Г. со своими воспитанниками, увлеченные книгой дети, оставшиеся неравнодушными к судьбе девочки, затронули лучшие чувства души собравшихся на урок.

   Заместитель директора школы по воспитательной работе Большакова Ирина Геннадьевна провела индивидуальные консультации для педагогов школ, испытывающих затруднения при разработке программы воспитания и социализации обучающихся.

 Коллектив Новопавловской средней школы выражает благодарность методистам и преподавателям кафедры специального образования и здоровьесберегающей деятельности в образовании Забайкальского института развития образования, старшему преподавателю, тьютору БОП    Горюновой Наталье Николаевне за помощь и сотрудничество.

  Репортаж подготовила Мишина Вера Владимировна, заместитель директора школы по УВР, заместитель руководителя БОП.